ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Статья посвящена изучению принципа персонализации и его применения при проектировании образовательных программ для взрослых обучающихся. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков образовательного контента с целью уточнения толкования термина «персонализация». Рассмотрена актуальность образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе реализованных с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, а также использован метод анализа цифрового следа в системе дистанционного обучения. Систематизирован и обобщен практический опыт использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и разработке электронного образовательного контента.
Результаты исследования. Проанализированы различные толкования термина «персонализация», выявлены ключевые характеристики при использовании данного принципа в обучении взрослых. Уточнено понятие «персонализированное обучение взрослых». Описаны основные возможности для обучающего и обучающегося, которые предоставляет учет принципа персонализации при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики понятия «персонализация», сформулировать единое толкование термина применительно к системе обучения взрослых, определить основные возможности использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и электронного образовательного контента.
Введение. Успешное освоение методологии объектно ориентированного моделирования бизнес-процессов требует от обучающихся «Бизнес-информатики» значительных временных затрат и усилий в практической деятельности. Как студенты этой специальности воспринимают диаграммы деятельности языка UML? Почему созданные ими модели содержат дефекты, которые снижают качество диаграмм? Зависит ли количество дефектов модели от уровня образования ее автора? Может ли сложность моделей влиять на их качество? Цель исследования – найти ответы на эти актуальные вопросы, которые помогут скорректировать обучение бизнес-информатиков созданию диаграмм деятельности и направить его на развитие у них устойчивых профессиональных компетенций моделирования.
Материалы и методы. Выполнен опрос обучающихся на дисциплинах объектно ориентированного анализа и проектирования о степени сложности восприятия диаграмм деятельности и перспектив их дальнейшего использования. Изучены ответы 363 респондентов. Педагогический эксперимент проведен на корпусе из 124 диаграмм деятельности, созданных студентами бакалавриата и магистратуры специальности «Бизнес-информатика» и близкой к ней. Выполнены классификация дефектов, поиск связи между количеством дефектов различных классов, а также между мерой сложности модели и количеством дефектов в ней. Использован статистический и корреляционный анализ, выполненный с помощью открытого программного обеспечения.
Результаты исследования. Модели бизнес-процессов в целом не воспринимаются обучающимися как простые для создания и необходимые в практической деятельности. Однако будущие бизнес-аналитики планируют использовать их на практике в первую очередь. Не были подтверждены гипотезы о нормальности распределений выборок количества дефектов в моделях студентов бакалавриата и магистратуры, в том числе по классам дефектов, а также у выборок меры сложности этих диаграмм. Использована ранговая корреляция, которая показала существование статистической значимой положительной связи между количеством дефектов различных классов с учетом уровня образования авторов моделей, а также между количеством дефектов модели и ее сложностью.
Обсуждение и заключения. Обработка данных опроса показала, что обучающиеся воспринимают диаграммы деятельности как непростой вид моделей, а бизнес-информатики понимают их важность в аналитической работе. Студенты бакалавриата и магистратуры испытывают похожие трудности при создании моделей бизнес-процессов. Выявлен элемент диаграмм деятельности, который является основным источником дефектов. Студенты магистратуры с образованием «Бакалавр бизнес-информатики» не смогли создать бездефектные модели, что свидетельствует о применении неверных шаблонов моделирования путем подмены понятий этапа анализа понятиями этапа проектирования информационной системы. Устранение в процессе обучения выявленных причин дефектов в диаграммах деятельности будет способствовать повышению качества последних и формированию соответствующих компетенций у студентов.
Введение. В современных реалиях система образования нуждается в трансформации с учетом задач развития национальной экономики. Целью данной статьи стало представление кейса Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» по проектированию образовательных программ в рамках осуществления федерального пилотного проекта по апробации новой модели уровней высшего образования.
Материалы и методы. Проведен анализ существующих решений и позиций исследователей по вопросам модернизации высшего образования в Российской Федерации, использован синтез компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов. Опираясь в ходе работы на концептуальные основы системного проектирования в сфере высшего образования, установлены принципы проектирования новой образовательной модели с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем.
Результаты исследования. На основе изучения опыта реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации были определены ключевые принципы разработки новой образовательной модели, представлена схема концептуального построения образовательной программы базового высшего образования и сформулированы ключевые условия ее реализации (персонализация обучения, поддержка лидеров, опора на центры создания фундаментального и прикладного знания, вовлечение работодателя). Разработка модели основана на персонифицированном подходе к обучению студентов.
Обсуждение и заключения. Статья может иметь научную ценность для представителей академического сообщества в качестве отправной точки серии педагогических исследований эффективности реализации принципов, заложенных в образовательную модель при ее проектировании. Также она может иметь практическую значимость для руководства высших учебных заведений при проектировании образовательных программ в условиях внедрения результатов пилотного проекта в массовую практику, для служащих федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию политики в области высшего образования в качестве теоретических и практических оснований для дальнейшего совершенствования системы высшего образования Российской Федерации.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью, в том числе посредством внедрения цифровых технологий. Цифровые технологии обладают огромным преобразующим потенциалом в сфере образования, являясь доминантами развития образования и приводя к качественным изменениям в этой сфере [2], то есть обладают неисчерпаемым потенциалом для персонализации образовательной среды во всех типах образовательных организаций. Один из актуальных цифровых инструментов – цифровые образовательные симуляции, которые позволяют обучающимся получать практические навыки и опыт в безопасной и контролируемой среде. Это особенно важно для профессиональной области, связанной с образованием, так как ошибки педагогических работников могут иметь серьезные последствия.
Материалы и методы. Рассматривается феномен образовательной симуляции, анализируется ее учебный и воспитательный потенциал. В работе применяются методы анализа научной литературы, анализа, обобщения и систематизации данных, тестирования и анкетирования.
Результаты исследования. Авторами определены и представлены основные тенденции развития образовательной симуляции, проанализирован образовательный потенциал симуляции в интерактивной и контекстуальной среде. Проведен сопоставительный анализ сценариев образовательной симуляции в соотношении с возможными индивидуальными образовательными результатами, которые будут сформированы у студентов. Подтверждена эффективность цифровых образовательных симуляций для повышения эффективности усвоения учебного материала будущими педагогами в рамках педагогического эксперимента на базе Мининского университета.
Обсуждение и заключения. С помощью симуляций можно повысить эффективность обучения, ускорить процесс освоения новых навыков и улучшить качество подготовки будущих педагогических работников. Кроме того, образовательные симуляции обеспечивают широкий спектр возможностей для повышения конкурентоспособности выпускника вуза. Образовательные симуляции могут быть использованы для повышения мотивации обучающихся, поскольку они предоставляют возможность практико-ориентированного формата изучения темы, который может быть более привлекательным, чем теоретическое изучение материала, а также способствовать формированию и развитию этических ориентиров организации взаимодействия с участниками образовательного процесса в щадящем режиме для дальнейшего переноса в ситуации очного взаимодействия.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Введение. Увеличение требований к профессионализму управленцев общеобразовательных школ в условиях стремительности и динамичности изменений влечет за собой усиление давления на их личностные структуры, что приводит к перенапряжению и профессиональному выгоранию администраторов, а в дальнейшем к ухудшению организационной среды школы. Обнаруживается противоречие между требуемой от руководителя школы мобилизацией энергетических, личностных ресурсов, профессиональных компетенций и наличием реальных внутренних резервов. Управленческая компетентность выступает основной среди профессиональных компетенций администраторов школ. В исследовании управленческие способности рассматриваются в рамках модели, предложенной М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом. Целью исследования выступило определение наличия и характера влияния профессионального выгорания на управленческие способности руководителей общеобразовательных школ.
Материалы и методы. Выраженность профессионального выгорания руководителей школ изучалась с помощью опросника профессионального выгорания К. Маслач, управленческие способности измерялись при помощи методики «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, теста Н. Холла «Эмоциональный интеллект». В исследовании участвовали 40 руководителей общеобразовательных сельских школ, из них 30 % – директора школ, 70 % – заместители директоров. Средний возраст участников исследования 43,5 года (стандартное отклонение SD=9,29). Стаж работы от 1 года до 39 лет.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что общий уровень профессионального выгорания руководителей сельских школ находится в диапазоне средних значений, при этом высок уровень деперсонализации, что значимо отличает их от городских управленцев школ. Средние значения характерны для интегрального показателя и всех параметров управленческих способностей, а также большинства показателей эмоционального интеллекта администраторов сельских школ, при этом руководители наилучшим образом оценивают свой навык влияния на окружающих и управление эмоциями других, наихудшим – осознание собственных ценностей и управление собственными эмоциями. Профессиональное выгорание детерминирует реализацию управленческих способностей. Наибольшую роль в этом играет снижение чувства собственной профессиональной компетентности и продуктивности, потеря смысла в работе. В наибольшей степени профессиональное выгорание руководителей сельских школ препятствует внедрению и применению инноваций в управлении образовательной организацией.
Обсуждение и заключения. Руководители сельских школ поддерживают собственный эмоционально-энергетический баланс с помощью эмоциональной отстраненности и формализма в работе. Реализация ими управленческих функций базируется на навыке влияния, умении сопереживать и обучать. Ограничениями в их управленческой деятельности выступают размытые личные ценности, слабое новаторство и недостаточный навык саморегуляции. Профессиональное выгорание администраторов сельских школ ухудшает реализацию управленческих компетенций, прежде всего таких, как: творческий подход, навык влияния, руководства, организаторские способности и эмоциональный интеллект. Следовательно, профилактика выгорания и восстановительные психогигиенические мероприятия являются залогом продуктивности управленческой деятельности. Помимо обогащения эмоциональными ресурсами, важно поддерживать в администраторах школ уверенность в себе, фиксировать успехи, осуществлять мотивационные мероприятия, проводить качественную, современную и своевременную управленческую подготовку.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. В настоящее время все большее внимание уделяется развитию когнитивных способностей учащихся. Когнитивные способности играют важную роль в различных сферах жизни, включая образование, профессиональную деятельность, спорт и даже повседневные задачи. Понимание сущности когнитивных способностей и их развитие необходимо для нашего личностного и профессионального роста. Одной из важнейших когнитивных способностей будущего учителя в настоящее время является исследовательское мышление. Статья посвящена изучению сущностных характеристик понятия «исследовательское мышление» учителя и хронологии его развития в отечественной и зарубежной педагогике.
Материалы и методы. Для решения поставленных цели и задач использовались такие основные методы теоретического исследования, как концептуальный анализ и синтез. Кроме того, применялся сравнительно-исторический анализ.
Результаты исследования. В статье обоснована актуальность широко ведущегося поиска новых возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности учителя и особая значимость его исследовательского мышления в решении этой задачи, выделены признаки исследовательского мышления учителя, на основе которых сформулировано его авторское определение.
Обсуждение и заключения. Рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных (российских) ученых, занимающихся изучением сущности данного понятия, выделены основные признаки исследовательского мышления учителей, специфические различия в подходах ученых к рассмотрению его содержания, дано авторское определение рассматриваемого понятия. Сформулированное авторами определение может оказать влияние на методологию исследований, способствуя уточнению и стандартизации понимания сущности исследовательского мышления в академической и научной среде, а также повлиять на разработку образовательных программ и методик его развития у студентов – будущих учителей.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение. Статья посвящена раскрытию термина «госпитальная педагогика» и описанию современной реальности в вопросах обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков концепции адаптивной школы, госпитальной школы, образовательно-реабилитационной среды с целью уточнения и описания российской модели госпитальной школы. Автор выделяет содержание понятия и его структуру, различия в региональных подходах при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также перспективы развития и возможности распространения наиболее эффективных управленческих и педагогических практик.
Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, данных официальной статистики, посвященных вопросу организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. Систематизирован и обобщен практический опыт деятельности по созданию и реализации образовательно-реабилитационной среды обучения и воспитания в рамках деятельности проекта «УчимЗнаем» на базе флагманской площадки в городе Москве, а также по развитию системы сетевого взаимодействия 67 госпитальных школ субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья.
Результаты исследования. Определены подходы к пониманию термина «госпитальная педагогика», представлена модель госпитальной школы и ее структура, обобщены результаты деятельности проекта «УчимЗнаем» за десять лет реализации. Выявлены шесть ключевых блоков структурной модели российской госпитальной школы, которые необходимо учитывать при создании полноценной образовательно-реабилитационной среды для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики и особенности современного этапа развития госпитальной педагогики, определить сущность данного понятия как системообразующей педагогической категории и разработать ключевые подходы конструирования модели госпитальных школ с учетом исторического наследия и разного формата инноваций взаимодействия при реализации модели.
Введение. В статье рассматриваются вопросы обеспечения специальных условий преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушениями слуха. Представлена характеристика категории обучающихся с нарушениями слуха с точки зрения неоднородности ее состава, особенностей психического развития. Показано значение учебного предмета «Физика» для речевого, когнитивного, личностного развития обучающихся с недостатками слуха. Обосновывается необходимость создания комплекса специальных психолого-педагогических, материально-технических и кадровых условий преподавания физики с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, особенностей их общего и речевого развития. В исследовании авторы опираются на базовые научно-методические положения отечественной научной школы сурдопедагогики. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с нарушениями слуха, важностью наиболее полной реализации возможностей данного предмета для качественного образования обучающихся, обеспечения их готовности к профессиональному образованию, овладения жизненными компетенциями.
Материалы и методы. Основными методами исследования являлись: анализ научно-методических материалов по вопросам освоения учебного предмета «Физика» обучающимися с нарушенным слухом и преподавания этого предмета; анализ и обобщение как общих, так и сурдопедагогических методов, приемов, средств, используемых в образовательно-коррекционной работе с обучающимися с нарушенным слухом, получающими образование на уровне основного общего образования.
Результаты исследования. В результате исследования выделены и описаны три группы специальных условий успешной реализации учебной дисциплины «Физика» для обучающихся с нарушенным слухом: материально-технические, психолого-педагогические и кадровые. Данные условия выделены на основе базовых принципов сурдопедагогики и отражают своеобразие применения специальных требований к урокам для детей с нарушенным слухом в случае преподавания естественно-научных дисциплин. Соблюдение описанных требований позволяет направить ресурсы описываемого учебного предмета не только на расширение области предметных знаний обучающихся, но и на удовлетворение их особых образовательных потребностей.
Обсуждение и заключения. Анализ научно-методических материалов показал дефицит исследований, определяющих особенности преподавания предмета «Физика» в школе для детей с нарушениями слуха. Вопросы реализации данных условий на практике составляют предмет для дальнейших исследований, проведения мониторингов и методической работы. Описание авторами условий реализации этого предмета может стать основой как для изучения качества преподавания естественно-научных дисциплин в образовательных организациях, реализующих ФАОП ООО (варианты 1.2; 2.2.1; 2.2.2) для обучающихся с нарушениями слуха, так и для разработки программ по повышению компетенций по реализации адаптированных программ у учителей-предметников.
Введение. Актуальность данного исследования связана с изучением особенностей личностных характеристик родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, и анализом изменений этих показателей в рамках участия в психокоррекционной программе. Основное внимание уделяется семьям, сталкивающимся с трудностями воспитания таких детей, а центральным аспектом исследования выступает трансформация механизмов психологической защиты родителей и её влияние на их способность к успешной психосоциальной адаптации. В рамках работы предполагается, что в личностной структуре родителей могут проявляться специфические регрессивные изменения, которые ограничивают их возможности для полноценной социальной и психологической адаптации. Гипотеза исследования фокусируется на выявлении этих изменений и оценке их динамики под воздействием специальной программы поддержки.
Материалы и методы. Для проведения исследования использовался комплекс методик, включающий как малоформализованные, так и стандартизированные подходы. В рамках качественного анализа применялись метод беседы, сбор анамнестической информации, изучение документации и продуктов деятельности участников. Среди стандартизированных методов использовались экспериментально-психологическая методика «Индекс жизненного стиля» и показатель лояльности (NPS). В исследовании приняли участие 22 родителя из восьми городов России, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Процесс исследования был разделен на три последовательных этапа: подготовительно-аналитический, основной экспериментальный и заключительный обобщающий.
Результаты исследования. В ходе исследования было обнаружено, что система психологических защит родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, характеризуется наличием специфических регрессивных изменений. Эти особенности ограничивают их способность к полноценной психологической и социальной адаптации. В рамках работы была разработана и внедрена психокоррекционная программа, направленная на снижение влияния неадекватных защитных механизмов. Результаты показали значительное сокращение частоты использования таких механизмов, как регрессия и проекция, что в свою очередь способствовало улучшению социальной адаптации родителей.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании специфических регрессивных изменений в личности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Внедрение психокоррекционной программы, основанной на групповом формате работы и сочетании психолого-педагогических подходов, продемонстрировало свою эффективность в повышении уровня психологической и социальной адаптации семей. Практическая ценность исследования заключается в создании методики групповых занятий, направленных на поддержку родителей и укрепление их психосоциальной адаптации.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Введение. Современный информационный мир внес коррективы в развитие познавательных функций поколений. Многие исследователи отмечают снижение памяти, внимания, мыслительных способностей. В меньшей степени изучается внимание поколения Z (2000– 2018 годы рождения), особенно студентов. Больше внимание уделяется особенностям внимания школьников. Обзор литературы свидетельствует о том, что представители поколения Z погружены в цифровую среду в процессе обучения в вузе и это накладывает определенный отпечаток на их познавательные процессы. Отмечается, что у молодых высока отвлекаемость, снижена концентрация внимания, большая зависимость от электронных игр, они визуально ориентированы в процессе обучения.
Материалы и методы. Для исследования внимания применяли методики: «Корректурная проба», методика «Расстановка чисел»; для исследования слуховой кратковременной, оперативной памяти – «Двойной тест». Респонденты 370 чел. – студенты, 1, 2 курс, возраст 17-19 лет, г. Ростов-на-Дону.
Результаты исследования. Установлены средние показатели по производительности внимания. Точность внимания в группах преимущественно выше среднего. Но по сравнению с исследованием 2016 г. точность снижена. Устойчивость концентрации внимания высокая по группам, но в 2016 г она была гораздо выше. Произвольность внимания в среднем по группам была ниже среднего, но она выше в сравнении с исследованием 2013 г. Установлены высокие показатели оперативной и кратковременной слуховой памяти студентов. Производительность внимания выше оказалась у студентов 2 курса.
Обсуждение и заключения. Отмечено, что поток информации, в котором существуют и обучаются студенты велик, высока утомляемость и тревожность студентов, что может снижать показатели внимания. Предлагается организовывать занятия со студентами по управлению содержанием информации, с целью не перегружаться, что в свою очередь будет развивать возможности внимания студентов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. Проблема создания психолого-педагогических условий подготовки специалистов глобальных рынков высоких технологий является одним из актуальных направлений в современном образовании. Особенно значима данная проблематика в современных социально-экономических условиях, требующих учета личностных характеристик и закономерностей реагирования в конфликтной ситуации в процессе обучения студентов.
Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблематике, сравнение, синтез сущностных характеристик понятий, обобщение практического опыта); эмпирические (наблюдение, опрос, анализ образовательного процесса, эксперимент (констатирующий этап)). Эмпирические методы: психодиагностические методики: «Опросник Келлермана – Плутчика», методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF-опросник), методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса. Методы описательной и непараметрической статистики с использованием программы SPSS. Проведено исследование, направленное на изучение влияния личностных особенностей студентов, обучающихся по направлению «Управление в технических системах», на механизмы их психологической защиты и закономерности реагирования в конфликтных ситуациях.
Результаты исследования. Анализ личностных черт испытуемых студентов показал, что их характеризуют высокий интеллект, независимость, самостоятельность, самоконтроль. Для изучения взаимосвязей личностных характеристик студентов с их стратегиями психологической защиты и моделями поведения в конфликтах, собранные эмпирические данные подверглись математической обработке методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Исследование выявило связь между личностными чертами и стратегиями поведения в конфликтах. Студенты, предпочитающие избегание (низкая кооперация и стремление к целям), обладают следующими особенностями: мягкость, зависимость, эмпатия и сопереживание. Испытуемые студенты, склонные к стратегии компромисса в конфликтах, имеют определённые личностные черты. Они проявляют открытость и доброжелательность, коммуникабельность и приветливость. В общении отличаются естественностью и непринуждённостью, показывая заботу, доброжелательность и отзывчивость. Они активно взаимодействуют с окружающими, участвуют в решении конфликтов, доверчивы и восприимчивы к критике. Их эмоциональная сфера отличается непосредственностью и открытостью. В ходе исследования нами выделены направления психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения в вузе.
Обсуждение и заключения. В работе определена взаимосвязь между личностными качествами и защитными механизмами и тактикой поведения в конфликте. Обозначены направления учета личностных характеристик студентов специальности «Управление в технических системах» в процессе обучения в вузе.
Введение. В статье представлены результаты экспериментального исследования сформированности понятийного мышления как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста и структурного компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с их сверстниками с нормой психического развития. Период перехода из начальной школы на основную ступень образования является одним из сложнейших и имеет определенную специфику протекания у обучающихся с задержкой психического развития в сравнении со школьниками, имеющими норму психического развития. Сформированность познавательного мышления как компонента психологической готовности к обучению в основной школе у школьников с задержкой психического развития следует рассматривать как одно из важнейших условий освоения образовательного материала, дальнейшей академической успеваемости, формирования фундаментальных основ обучения в средней школе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 302 младших подростка, обучающихся в общеобразовательных 4-х классах г. Челябинска; 86 детей из 302 имеют задержку психического развития. Исследование понятийного мышления осуществлялось с помощью методик Л. В. Тихомировой, А. В. Басова, заимствованных из «Скрининга уровня интеллектуального развития будущих пятиклассников». Для проверки достоверности полученных результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента был применен критерий χ2 (хи-квадрат), который позволил определить уровень статистической значимости различий между эмпирическими выборками.
Результаты исследования. В процессе исследования зафиксированы качественные различия выполнения диагностических заданий школьниками с задержкой психического развития и с нормой психического развития; определены особенности сформированности понятийно-логического, понятийно-категориального и понятийно-интуитивного компонентов понятийного мышления обучающихся с задержкой психического развития и с нормой психического развития; результаты экспериментального исследования выявили отличия в уровне сформированности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития и их сверстников с нормой психического развития, которые носят статистически достоверный характер (χ2 эмпир. =17,48 р ≤ 0,05).
Обсуждение и заключения. Как показало исследование, особенности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития проявляются в стойких трудностях формирования понятийной категоризации учебных понятий и терминов, что может быть связано с низким уровнем мнестических процессов и абстрагирования, а также недостаточным словарным запасом детей данной категории; более того, выявленные трудности процесса обобщения, при котором школьники с задержкой психического развития ориентируются на функциональные или ситуативные признаки, свидетельствуют о запаздывании формирования словесно-логического мышления, что может являться причиной стойких трудностей освоения предметных результатов образовательной программы.
Введение. Статья посвящена изучению развития социально-психологической компетенции психологов, работающих с детьми раннего возраста. Анализируется научная и социальная актуальность изучаемой проблемы. В силу сложившейся практики, существующей в большинстве образовательных учреждений в нашей стране, дети раннего возраста оказываются под эпизодическим профессиональным вниманием психолога. Специалист данного профиля осуществляет свою профессиональную деятельность во всех возрастных группах дошкольного детства без дифференцирования этапов онтогенеза младенческого и раннего возраста.
Материалы и методы. В статье обоснована авторская концепция психологической структуры понятия социально-психологической компетенции психолога раннего детства в составе следующих компонентов: профессионально-мотивационный компонент; система профессиональных действий (аналитических, диагностических, прогностических). Для получения содержательной информации об особенностях профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми раннего возраста, разработана программа констатирующего эксперимента, важной частью которой является авторский опросник, включающий в себя наиболее профессионально значимые вопросы.
Результаты исследования. Представлены аналитические материалы по результатам констатирующего исследования; психологи, принимавшие в нем участие, подчеркивают в своих ответах значимость дифференцированной психологической работы с детьми младенческого и раннего возраста, однако специалистами осознается недостаточность научной и технологической подготовки для подобной работы.
Обсуждение и заключения. На основе обсуждения результатов констатирующего исследования определена необходимость создания специальной программы формирования у психологов раннего детства новой социально-психологической компетенции, которая обеспечит продуктивность психического развития младенческого и раннего возраста.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Введение. Целью данной статьи является осуществление критического анализа учений св. Григория Паламы и Никифора Григоры, выявление ряда существенных противоречий, касающихся различного понимания ими «природы» нетварных энергий, их (энергий) отношений с Божественной сущностью и различного понимания причастия Богу по сущности (точка зрения Никифора Григоры) и по благодати (точка зрения Григория Паламы).
Материалы и методы. В статье используется методология критического анализа и рациональной реконструкции изученного материала в сочетании с методом сравнительного анализа учений св. Григория Паламы и Никифора Григоры.
Результаты исследования. В статье рассматривается точка зрения Григория Паламы относительно «природы» нетварных энергий. В понимании св. Григория Паламы, под данную категорию подпадает следующее: во-первых, замыслы Бога, во-вторых, Божьи способности (изволения) осуществлять какие-то действия, в-третьих, сами действия Божьи и, наконец, в-четвертых, излияния Божественной сущности (благодать). То, что выходит за рамки сущности Бога, но не за рамки Его существования (в область тварного сущего). Это есть то, по чему человек причащается Богу. Такой точке зрения противостоит точка зрения Никифора Григоры. Поскольку, согласно Григоре, Бог есть чистая актуальность и в Нем нет ничего потенциального, Божьи замыслы, способности и действия – это суть то же самое. Между ними не существует различия. Они тождественны и тварны, разворачиваются во времени и имеют временное начало и временной конец. Если, согласно Григоре, нетварные энергии действительно существуют, то они тождественны Божьей сущности. Несовместимость мнений рассматриваемых авторов находит свое проявление и в их понимании причастия. Так, если, с точки зрения св. Григория Паламы, мы причащаемся Богу по благодати (по нетварным энергиям), то, согласно Григоре, мы причащаемся Богу по Его, Божьей, сущности.
Обсуждение и заключения. В статье обозначена принципиальная несовместимость позиций св. Григория Паламы и Никифора Григоры относительно их понимания нетварных энергий, что представляют собой поле для дискуссии и дальнейших обсуждений.
Введение. В представленной статье рассматривается проблема отношения Н.А. Бердяева и И.А. Ильина к советской власти. Актуальность исследования определяется стремительно растущим интересом научного сообщества и российского общества в целом к советской эпохе и, в частности, к наследию представленных мыслителей. Подчеркивается, что если И.А. Ильин изначально негативно относился к советскому строю, который, как он считал, «разорвал» историю России, то Н.А. Бердяев, признавая историческое место нового строя, первоначально отказывался от взаимодействия и сотрудничества с новой властью, но после 1945 года Н.А. Бердяев займет просоветскою позицию. У И.А. Ильина на протяжении всей его интеллектуальной биографии будет наблюдаться антагонизм к советской власти и к большевизму, что и привело к дискуссии о симпатии мыслителя к фашизму.
Материалы и методы. Объектом исследования являются работы Н.А. Бердяева и И.А. Ильина, в которых нашло отражение их отношение к советской власти. Важным материалом настоящего исследования предстают труды авторов-исследователей творчества названных мыслителей: А.А. Ермичев, И.С. Стокалич, А.Ю. Бубнов, В.С. Макаров, А.В. Шумской, А.В. Багаев, М.Ф. Никифоров, А.И. Вакулинская, В.И. Куликов. При проведении исследования использовались следующие методы: системный анализ, философский анализ, сопоставительный анализ, интерпретация, сравнение и синтез.
Результаты исследования. В результате исследования была выявлена установка на несогласие с деятельностью советской власти в России, характерная для обоих мыслителей. При этом обнаруживаются и существенные различия в отношении к этой власти и ее политике у Бердяева и Ильина: отношение Н.А. Бердяева претерпело эволюцию (от негативизма к оправданию), негативное же отношение И.А. Ильина осталось неизменным и даже привело к взаимодействию с силами, противодействующими СССР, по принципу «враг моего врага – мой друг».
Обсуждение и заключения. В довоенный период Н.А. Бердяев выступал с осторожной критикой советской власти, сделавшись после 1945 года просоветским мыслителем. Если И.А. Ильин с самого начала будет решительно отвергать коммунистический режим как органическую часть отечественной истории, то Н.А. Бердяев, признавая его историческое место, первоначально отказывается от взаимодействия и сотрудничества с новой властью. И.А. Ильин, в отличие от Н.А. Бердяева, всегда был категоричным критиком советской власти, ее антицерковного курса и всей социально-экономической сферы. Он верил в скорый крах тоталитарного строя СССР, который должен быть заменен национально-патриотической «либеральной диктатурой». Радикальный антисоветизм и антикоммунизм И.А. Ильина во многом объясняют его сотрудничество с немецкими властями до 1938 г.