Учение св. Григория Паламы и учение Никифора Григоры о различии между сущностью и энергиями (третий этап паламитских споров)
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-14
Аннотация
Введение. Целью данной статьи является осуществление критического анализа учений св. Григория Паламы и Никифора Григоры, выявление ряда существенных противоречий, касающихся различного понимания ими «природы» нетварных энергий, их (энергий) отношений с Божественной сущностью и различного понимания причастия Богу по сущности (точка зрения Никифора Григоры) и по благодати (точка зрения Григория Паламы).
Материалы и методы. В статье используется методология критического анализа и рациональной реконструкции изученного материала в сочетании с методом сравнительного анализа учений св. Григория Паламы и Никифора Григоры.
Результаты исследования. В статье рассматривается точка зрения Григория Паламы относительно «природы» нетварных энергий. В понимании св. Григория Паламы, под данную категорию подпадает следующее: во-первых, замыслы Бога, во-вторых, Божьи способности (изволения) осуществлять какие-то действия, в-третьих, сами действия Божьи и, наконец, в-четвертых, излияния Божественной сущности (благодать). То, что выходит за рамки сущности Бога, но не за рамки Его существования (в область тварного сущего). Это есть то, по чему человек причащается Богу. Такой точке зрения противостоит точка зрения Никифора Григоры. Поскольку, согласно Григоре, Бог есть чистая актуальность и в Нем нет ничего потенциального, Божьи замыслы, способности и действия – это суть то же самое. Между ними не существует различия. Они тождественны и тварны, разворачиваются во времени и имеют временное начало и временной конец. Если, согласно Григоре, нетварные энергии действительно существуют, то они тождественны Божьей сущности. Несовместимость мнений рассматриваемых авторов находит свое проявление и в их понимании причастия. Так, если, с точки зрения св. Григория Паламы, мы причащаемся Богу по благодати (по нетварным энергиям), то, согласно Григоре, мы причащаемся Богу по Его, Божьей, сущности.
Обсуждение и заключения. В статье обозначена принципиальная несовместимость позиций св. Григория Паламы и Никифора Григоры относительно их понимания нетварных энергий, что представляют собой поле для дискуссии и дальнейших обсуждений.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. ВоробьевРоссия
Воробьев Дмитрий Валерьевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии.
Нижний Новгород
Список литературы
1. Антология восточно-христианской богословской мысли. СПб.: Никея, 2009. Т. 2. 752 c.
2. Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 551 с.
3. Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х томах. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 613 с.
4. Афанасий Великий. Творения: в 3-х томах. М.: Сибирская благозвонница, 2015. Т. 1. 864 с.
5. Бирюков Д. С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции у Никифора Григоры. URL:https://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/12/26/tema_prichastnosti_bogu_v_svyatootecheskoj_tradicii_i_u_nikifora_grigory (дата обращения: 30.05.2024).
6. Василий Великий. Творения: в 2-х томах. М.: Сибирская благозвонница, 2008. Т. 1. 1136 с.
7. Воробьев Д. В. Учение св. Григория Паламы и учение Григория Акиндина о нетварных и тварных энергиях // Вестник Мининского университета. 2023. № 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-3-11.
8. Воробьев Д. В. Философия исихазма в свете учения Григория Паламы о нетварных энергиях: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2023. 100 с.
9. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Краснодар: Текст, 2006. 224 с.
10. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 2005. 384 с.
11. Григорий Палама. Омилии. М.: Религиозное духовно-просветительское издание, 2008. Т. 2. 528 с.
12. Иоанн Дамаскин. Источник знания. СПб.: Наука, 2006. 358 с.
13. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/zhizn-i-trudy-svjatitelja-grigorija-palamy/1 (дата обращения: 30.05.2024).
14. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Киев: Общество любителей православной литературы, 2005. 613 с.
15. Красиков С. В. Место Никифора Григоры в Византийской антилатинской полемике 30-х гг. XIV в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01000264132.pdf (дата обращения: 30.05.2024).
16. Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003. 759 c.
17. Максим Исповедник. Письма. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2015. 352 с.
18. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фаласию. М.: Мартис, 1993. 288 с.
19. Никифор Григора. История Ромеев. Т. 2. Книга ХIХ. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-romeev-tom-2/8 (дата обращения: 30.05.2024).
20. Никифор Григора. История Ромеев. Т. 3. Книга ХХХ. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-romeev-tom-3/#1_98 (дата обращения: 30.05.2024).
21. Николай Кавасила. Слово против нелепостей Никифора Григоры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/slovo-protiv-nelepostej-grigory/ (дата обращения: 30.05.2024).
22. Флоровский Г. В. Восточные отцы церкви. М.: АСТ, 2003. 637 с.
23. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга I. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 440 с.
24. Фома Аквинский. Сумма теологий. Первая часть: Вопросы 1-64. М.: УРСС, 2013. Т. 1. 832 с.
25. Florovsky G. St Gregory Palamas and the Tradition of the Fathers // The Greek Orthodox Theological Review. 1959–1960. Vol. 2. Pр. 119-131.
26. Meyendorff John. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York: St. Vladimir's Seminary Press, 1974. P. 82.
27. Meyendorff John. A Study of Gregory Palamas. London: The Faith Press, 1964. P. 202.
28. Palamas Gregory. The Triads. New Jersey: Paulist Press, 1983. 173 p.
29. Russell B. A History of Western Philosophy. New York: Simon and Schuster, 1972. 837 p.
30. Serafim Sobolev. New composition about Sofia of God's Wisdom. Jordanvill (USA): Holy Trinity Monastery, 1993. 528 p.
31. Theodossiou E. Th., Manimanis V. N., Dimitrijevic M. S., Danezis E. Nicephoros Gregoras: The Greatest Byzantine Astronomer // Astronomical and Astrophysical Transactions. 2006. Vol. 25, no. 1. Pр. 105-118.
32. The Seven Universal cathedrals. Jordanvill (USA): Holy Trinity Monastery Press, 1968. 144 p.