Сущностно-содержательные характеристики понятия «исследовательское мышление учителя» и подходы к его изучению в отечественной и зарубежной науке
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-6
Аннотация
Введение. В настоящее время все большее внимание уделяется развитию когнитивных способностей учащихся. Когнитивные способности играют важную роль в различных сферах жизни, включая образование, профессиональную деятельность, спорт и даже повседневные задачи. Понимание сущности когнитивных способностей и их развитие необходимо для нашего личностного и профессионального роста. Одной из важнейших когнитивных способностей будущего учителя в настоящее время является исследовательское мышление. Статья посвящена изучению сущностных характеристик понятия «исследовательское мышление» учителя и хронологии его развития в отечественной и зарубежной педагогике.
Материалы и методы. Для решения поставленных цели и задач использовались такие основные методы теоретического исследования, как концептуальный анализ и синтез. Кроме того, применялся сравнительно-исторический анализ.
Результаты исследования. В статье обоснована актуальность широко ведущегося поиска новых возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности учителя и особая значимость его исследовательского мышления в решении этой задачи, выделены признаки исследовательского мышления учителя, на основе которых сформулировано его авторское определение.
Обсуждение и заключения. Рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных (российских) ученых, занимающихся изучением сущности данного понятия, выделены основные признаки исследовательского мышления учителей, специфические различия в подходах ученых к рассмотрению его содержания, дано авторское определение рассматриваемого понятия. Сформулированное авторами определение может оказать влияние на методологию исследований, способствуя уточнению и стандартизации понимания сущности исследовательского мышления в академической и научной среде, а также повлиять на разработку образовательных программ и методик его развития у студентов – будущих учителей.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Р. ХалиуллинаРоссия
Халиуллина Лилия Ринатовна.
Елабуга
Scopus ID 57222878142, Researcher ID O-2725-2016
Н. Н. Савина
Россия
Савина Надежда Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент.
Елабуга
Scopus ID 57216261489, Researcher ID O-3548-2016
Список литературы
1. Алексеева Е. С. Методический конструктор для развития предприимчивого мышления и поведения / под ред. Т.В. Светенко. Псков: Стерх, 2013. 304 с.
2. Амонашвили Ш. А. Учитель от Бога. М.: Амрита, 2018. 88 с.
3. Ануфриев А. Ф. Развитие диагностического мышления студентов педагогов-психологов с помощью автоматизированных кейс-систем по психолого-педагогической диагностике // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 4 (29). С. 20-27.
4. Белялова М. А. Исследовательское мышление и исследовательские умения студента в обеспечении качества современного профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 78-81.
5. Белялова М. А. Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 2002. 139 c.
6. Боровкова Е. С., Ребро И. В., Мокрецова И. С. Формирование исследовательского мышления у студентов по средствам участия в научно-исследовательской работе вуза // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 98.
7. Буршит И. Е. О значении развития инженерного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Преемственность между дошкольным и начальным образованием: материалы IV Международной научно-практической конференции от 24 марта 2017 года. Таганрог, 2017. 218 с.
8. Вилькеев Д. В. Проблемная лекция по педагогике в вузе // Советская педагогика. 1989. № 3. С. 103-107.
9. Горбенко М. Г. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах (Из опыта российского и международного образования): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 199 с.
10. Донцова Т. В., Арнаутов А. Д. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 70-75.
11. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. М.: Республика, 2003. 494 с.
12. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика». М.: Академия, 2006. 173 с.
13. Инновационная Россия: вызовы времени. URL: https://alt.ranepa.ru/pressroom/news/innovatsionnaya_rossiya_vizovi_vremeni_5219.html (дата обращения: 25.11.2024).
14. Каверин Ю. А. Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как фактор развития педагогического мастерства // Управленческая деятельность руководителей общеобразовательных учреждений по реализации приоритетного национального проекта «Образование»: материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. С. 251-256.
15. Калинин П. Е., Майорова Н. С., Ситнова Е. В. Развитие научно-исследовательского стиля мышления учащихся // Научный поиск. 2012. № 4. С. 12-15.
16. Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2001. 328 с.
17. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие. 10-е изд., стер. М.: Академия, 2015. 124 с.
18. Кудрова И. А. Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 149 с.
19. Лозинский М. Искусство стихотворного перевода. Перевод – средство взаимного сближения народов. Сборник статей. М.: Прогресс, 1987. 201 с.
20. Лотман Ю. М. Труды по знаковым системам, I. Тарту, 1964. 198 с.
21. Лукацкий М. А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие. ГЭОТАР-Медиа, 2012. 448с.
22. Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С. С. Неретина. М.: ИФРАН, 2007. 255 с.
23. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2023 № МН-5/203212 «О направлении методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке педагогических кадров на основе единых подходов к их структуре и содержанию образовательных программ высшего образования (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) ("Ядро высшего педагогического образования")»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_474683/ (дата обращения: 25.11.2024).
24. Панов В. И. Экопсихология: парадигмальный поиск. СПб.: Нестор-История, 2014. 304 с.
25. Петрова Н. В. Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-issledovatelskoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 28.11.2024).
26. Петрова О. Г. Лекция 1. Учебно-исследовательская деятельность. URL: https://www.pinterest.com.mx/pin/483785184955698112/ (Дата обращения: 25.07.2024).
27. Поляков Е. Н. Педагогический опыт и его изучение // Советская педагогика. 1950. № 6. С. 3-15.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 25.11.2024).
29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://base.garant.ru/71897864/ (дата обращения: 25.11.2024).
30. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14-24.
31. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. Доклады РЭЦЭП. 2004. № 2. С. 47-93.
32. Славин А. В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. 294 с.
33. Харченко Л. Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 217 с.
34. Хилл Т. И. Современные теории познания. М.: ПРОГРЕСС, 1965. 534 с.
35. Червонный М.А. Принцип историзма при формировании естественно-научного мировоззрения на уроках физики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Томск, 1999. 162 с.
36. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.
37. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. М.: Наследие ММК, 2005. 320 с.
38. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание. М., 1995. С. 281.
39. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер, 1999. 141 с.
40. Юлов В. Ф. Активность естественнонаучного сознания. М.: Прометей, 1990. 200 с.
41. Юлов В. Ф. Научное мышление: монография. Киров: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2007. 252 с.
42. Belanger J. Teachers as researchers: Roles and expectations. An annotated Bibliography. ERIC, 1992. 60 p.
43. Burns T.C., Fuster M.V. 2020. Back to the future of education: Four OECD scenarios for schooling. 2020. 76 p. Available at: https://www.oecd.org/education/back-to-the-future-s-of-education-178ef527-en.htm (accessed: 25.11.2024).
44. Clark A., Erickson G. Teacher inquiry: What’s old is new again! // BC Educational Leadership. 2006. No. 1. Pp. 44-68.
45. Darling-Hammond L., Baratz-Snowden J. (Eds.). A good teacher in every classroom: preparing the highly qualified teachers our children deserve. San Francisco: Jossey – Bass, 2005. 87 р.
46. Denicolo P. M., Kompf M. Teacher Thinking and Professional Action. Taylor Francis, 2015. 284 p.
47. Diezmann C. M. Growing scholarly teachers and educational re-searchers: A curriculum for a research pathway in pre-service teacher education // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2005. No. 33 (2). Рр. 181-193.
48. Ellis A. How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything, Yes Anything. Sydney: Pan Macmillan, 1988. 232 p.
49. Fleck L. Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache: Einf. in die Lehre vom Denkstil u. Denkkollektiv. Moscow: Suhrkamp, 1993. 189 p.
50. Frey C.B., Osborne M.A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerization? // Technological Forecasting and Social Change. Elsevier. 2017. No. 114 (C). Рр. 254-280.
51. Girdzijauskaite E.; Radzeviciene A.; Jakubavicius A. Impact of international branch campus KPIs on the university competitiveness: FARE method // Insights into Regional Development. 2019. No. 1 (2). Рр. 171-180. https://doi.org/10.9770/ird.2019.1.2(7).
52. Gomm R., Hammersley M. Research and practice: Two worlds forever at odds? // Educational Research: Policymaking and Practice / Ed. M. Hammersley. London: Paul Chapman Publishing, 2002. Pp. 59-82.
53. James W. Psychology: The Briefer Course. New York: H. Holt & Co., 1950. 504 р.
54. Kincheloe J. Teachers as researchers: Qualitative inquiry as a path to empowerment. 2nd ed. London: Routledge, 2002. 304 р. https://doi.org/10.4324/9780203497319.
55. Kroll L. R., Meier D. R. Educational Change in International Early Childhood Contexts: Crossing Borders of Reflection Routledge. New York: Routledge, 2014. 200 p.
56. Kumar R. Research methodology: A step-by-step guide for beginners (4th ed.). California Thousand Oaks: SAGE, 2014. 366 p.
57. Loughran J. J., Mitchell I. J., Mitchell J. M. Learning from teacher re-search. New York: Teachers College Press, 2002. 274 р.
58. Mackenzie P. Inquiry Mindset Assessment Edition: Scaffolding a Partnership for Equity and Agency in Learning. Elevate Books Edu; Assessment ed. edition, 2021. 264 p.
59. Mackenzie P. Inquiry Mindset: Nurturing the Dreams, Wonders, and Curiosities of Our Youngest Learners. EdTechTeam, 2018. 224 p.
60. MacLean M., Mohr M. Teachers researchers at work. Berkeley. Ca: National Writing Project, 1999. 290 p.
61. Murdoch K. How do inquiry teachers….teach? Available at: https://www.kathmurdoch.com.au/blog/2014/02/21/how-do-inquiry-teachers-teach (accessed: 25.11.2024).
62. Nightingale. Developing a research mindset part 2 – startups. 2023. Available at: https://nightingaledesignresearch.com/insights/developing-a-research-mindset-part-2-startups/ (accessed: 25.11.2024).
63. Oganisjana K., Svirina A., Surikova S., Grīnberga-Zālīte G., Kozlovskis K. Engaging universities in social innovation research for understanding sustainability issues // Entrepreneurship and Sustainability. 2017. No. 5 (1). Рр. 9-22. https://doi:10.9770/jesi.2017.5.1(1).
64. Peim N. Thinking in Education Research: Applying Philosophy and Theory. Bloomsbury Publishing, 2018. 296 p.
65. Peirce Ch. S. Pragmatism as a Principle and Method of Right Thinking: The 1903 Harvard Lectures on Pragmatism. SUNY Press, 1997. 305 р.
66. Research Mindset for Data Scientists: The “First Principle”. 2023. Available at: https://towardsdatascience.com/research-mindset-for-data-scientist-the-first-principle-thinking-c7842bc70d93 (accessed: 25.11.2024).
67. Senan N. A. M. Developmental review program impact on enhancing the effectiveness of "teaching and learning" in accounting program: A case study in a saudi university // Entrepreneurship and Sustainability. 2018. No. 6 (2). Рр. 1001-1017. https://doi.org/10.9770/jesi.2018.6.2(35).
68. Seredkina A. S., Fedotova E. L., Nikitina E. A., Kazorina A. V., Shirina, A. A. Formation of the future teacher’s readiness to work with gifted children // SHS Web of Conferences. 2021. No. 101. Рр. 1-9. https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103008.
69. Shkedi A. Worlds colliding and communicating: Teachers’ responses to educational research // Qualitative Research in Education / Ed. A. Shai. Jerusalem: David Yelin Education College. (In Hebrew), 2000. Рр. 19-50.
70. Silander Т., Valijarvi J. The Theory and Practice of Building Pedagogical Skill in Finnish Teacher Education // Meyer H.-D., Benavot A. PISA, Power, and Policy: the emergence of global educational governance. Symposium Books Ltd., 2013. Рр. 85-86.
71. Taylor R. Creativity at Work: Supercharge Your Brain and Make Your Ideas Stick. Кogan Page Publishers, 2013. 208 p.
72. The future of education and skills Education 2030. 2018. 23 p. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (accessed: 25.11.2024).
73. Thompson G. The Global Report on the Status of Teachers. Published by Education International, 2021. 124 p.
74. Viehweg T. Ideologie und Rechtsdogmatik. Baden-Baden, 1995. 113 р.
75. Viehweg T. Systemproblem ein Rechtsdogmatik und Rechtsforschung. Baden-Baden, 1995. 240 р.
76. Zeichner K. Accumulating knowledge across self–studies in teacher education // Journal of Teacher Education. 2007. No. 58 (1). Рр. 36-46.