Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Сущностно-содержательные характеристики понятия «исследовательское мышление учителя» и подходы к его изучению в отечественной и зарубежной науке

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-6

Аннотация

Введение. В настоящее время все большее внимание уделяется развитию когнитивных способностей учащихся. Когнитивные способности играют важную роль в различных сферах жизни, включая образование, профессиональную деятельность, спорт и даже повседневные задачи. Понимание сущности когнитивных способностей и их развитие необходимо для нашего личностного и профессионального роста. Одной из важнейших когнитивных способностей будущего учителя в настоящее время является исследовательское мышление. Статья посвящена изучению сущностных характеристик понятия «исследовательское мышление» учителя и хронологии его развития в отечественной и зарубежной педагогике.

Материалы и методы. Для решения поставленных цели и задач использовались такие основные методы теоретического исследования, как концептуальный анализ и синтез. Кроме того, применялся сравнительно-исторический анализ.

Результаты исследования. В статье обоснована актуальность широко ведущегося поиска новых возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности учителя и особая значимость его исследовательского мышления в решении этой задачи, выделены признаки исследовательского мышления учителя, на основе которых сформулировано его авторское определение.

Обсуждение и заключения. Рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных (российских) ученых, занимающихся изучением сущности данного понятия, выделены основные признаки исследовательского мышления учителей, специфические различия в подходах ученых к рассмотрению его содержания, дано авторское определение рассматриваемого понятия. Сформулированное авторами определение может оказать влияние на методологию исследований, способствуя уточнению и стандартизации понимания сущности исследовательского мышления в академической и научной среде, а также повлиять на разработку образовательных программ и методик его развития у студентов – будущих учителей.

Об авторах

Л. Р. Халиуллина
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Халиуллина Лилия Ринатовна.

Елабуга

Scopus ID 57222878142, Researcher ID O-2725-2016



Н. Н. Савина
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Савина Надежда Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент.

Елабуга

Scopus ID 57216261489, Researcher ID O-3548-2016



Список литературы

1. Алексеева Е. С. Методический конструктор для развития предприимчивого мышления и поведения / под ред. Т.В. Светенко. Псков: Стерх, 2013. 304 с.

2. Амонашвили Ш. А. Учитель от Бога. М.: Амрита, 2018. 88 с.

3. Ануфриев А. Ф. Развитие диагностического мышления студентов педагогов-психологов с помощью автоматизированных кейс-систем по психолого-педагогической диагностике // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 4 (29). С. 20-27.

4. Белялова М. А. Исследовательское мышление и исследовательские умения студента в обеспечении качества современного профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 78-81.

5. Белялова М. А. Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 2002. 139 c.

6. Боровкова Е. С., Ребро И. В., Мокрецова И. С. Формирование исследовательского мышления у студентов по средствам участия в научно-исследовательской работе вуза // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 98.

7. Буршит И. Е. О значении развития инженерного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Преемственность между дошкольным и начальным образованием: материалы IV Международной научно-практической конференции от 24 марта 2017 года. Таганрог, 2017. 218 с.

8. Вилькеев Д. В. Проблемная лекция по педагогике в вузе // Советская педагогика. 1989. № 3. С. 103-107.

9. Горбенко М. Г. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах (Из опыта российского и международного образования): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 199 с.

10. Донцова Т. В., Арнаутов А. Д. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 70-75.

11. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. М.: Республика, 2003. 494 с.

12. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика». М.: Академия, 2006. 173 с.

13. Инновационная Россия: вызовы времени. URL: https://alt.ranepa.ru/pressroom/news/innovatsionnaya_rossiya_vizovi_vremeni_5219.html (дата обращения: 25.11.2024).

14. Каверин Ю. А. Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как фактор развития педагогического мастерства // Управленческая деятельность руководителей общеобразовательных учреждений по реализации приоритетного национального проекта «Образование»: материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. С. 251-256.

15. Калинин П. Е., Майорова Н. С., Ситнова Е. В. Развитие научно-исследовательского стиля мышления учащихся // Научный поиск. 2012. № 4. С. 12-15.

16. Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2001. 328 с.

17. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие. 10-е изд., стер. М.: Академия, 2015. 124 с.

18. Кудрова И. А. Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 149 с.

19. Лозинский М. Искусство стихотворного перевода. Перевод – средство взаимного сближения народов. Сборник статей. М.: Прогресс, 1987. 201 с.

20. Лотман Ю. М. Труды по знаковым системам, I. Тарту, 1964. 198 с.

21. Лукацкий М. А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие. ГЭОТАР-Медиа, 2012. 448с.

22. Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С. С. Неретина. М.: ИФРАН, 2007. 255 с.

23. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2023 № МН-5/203212 «О направлении методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке педагогических кадров на основе единых подходов к их структуре и содержанию образовательных программ высшего образования (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) ("Ядро высшего педагогического образования")»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_474683/ (дата обращения: 25.11.2024).

24. Панов В. И. Экопсихология: парадигмальный поиск. СПб.: Нестор-История, 2014. 304 с.

25. Петрова Н. В. Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-issledovatelskoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 28.11.2024).

26. Петрова О. Г. Лекция 1. Учебно-исследовательская деятельность. URL: https://www.pinterest.com.mx/pin/483785184955698112/ (Дата обращения: 25.07.2024).

27. Поляков Е. Н. Педагогический опыт и его изучение // Советская педагогика. 1950. № 6. С. 3-15.

28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 25.11.2024).

29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://base.garant.ru/71897864/ (дата обращения: 25.11.2024).

30. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14-24.

31. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. Доклады РЭЦЭП. 2004. № 2. С. 47-93.

32. Славин А. В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. 294 с.

33. Харченко Л. Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 217 с.

34. Хилл Т. И. Современные теории познания. М.: ПРОГРЕСС, 1965. 534 с.

35. Червонный М.А. Принцип историзма при формировании естественно-научного мировоззрения на уроках физики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Томск, 1999. 162 с.

36. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.

37. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. М.: Наследие ММК, 2005. 320 с.

38. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание. М., 1995. С. 281.

39. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер, 1999. 141 с.

40. Юлов В. Ф. Активность естественнонаучного сознания. М.: Прометей, 1990. 200 с.

41. Юлов В. Ф. Научное мышление: монография. Киров: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2007. 252 с.

42. Belanger J. Teachers as researchers: Roles and expectations. An annotated Bibliography. ERIC, 1992. 60 p.

43. Burns T.C., Fuster M.V. 2020. Back to the future of education: Four OECD scenarios for schooling. 2020. 76 p. Available at: https://www.oecd.org/education/back-to-the-future-s-of-education-178ef527-en.htm (accessed: 25.11.2024).

44. Clark A., Erickson G. Teacher inquiry: What’s old is new again! // BC Educational Leadership. 2006. No. 1. Pp. 44-68.

45. Darling-Hammond L., Baratz-Snowden J. (Eds.). A good teacher in every classroom: preparing the highly qualified teachers our children deserve. San Francisco: Jossey – Bass, 2005. 87 р.

46. Denicolo P. M., Kompf M. Teacher Thinking and Professional Action. Taylor Francis, 2015. 284 p.

47. Diezmann C. M. Growing scholarly teachers and educational re-searchers: A curriculum for a research pathway in pre-service teacher education // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2005. No. 33 (2). Рр. 181-193.

48. Ellis A. How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything, Yes Anything. Sydney: Pan Macmillan, 1988. 232 p.

49. Fleck L. Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache: Einf. in die Lehre vom Denkstil u. Denkkollektiv. Moscow: Suhrkamp, 1993. 189 p.

50. Frey C.B., Osborne M.A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerization? // Technological Forecasting and Social Change. Elsevier. 2017. No. 114 (C). Рр. 254-280.

51. Girdzijauskaite E.; Radzeviciene A.; Jakubavicius A. Impact of international branch campus KPIs on the university competitiveness: FARE method // Insights into Regional Development. 2019. No. 1 (2). Рр. 171-180. https://doi.org/10.9770/ird.2019.1.2(7).

52. Gomm R., Hammersley M. Research and practice: Two worlds forever at odds? // Educational Research: Policymaking and Practice / Ed. M. Hammersley. London: Paul Chapman Publishing, 2002. Pp. 59-82.

53. James W. Psychology: The Briefer Course. New York: H. Holt & Co., 1950. 504 р.

54. Kincheloe J. Teachers as researchers: Qualitative inquiry as a path to empowerment. 2nd ed. London: Routledge, 2002. 304 р. https://doi.org/10.4324/9780203497319.

55. Kroll L. R., Meier D. R. Educational Change in International Early Childhood Contexts: Crossing Borders of Reflection Routledge. New York: Routledge, 2014. 200 p.

56. Kumar R. Research methodology: A step-by-step guide for beginners (4th ed.). California Thousand Oaks: SAGE, 2014. 366 p.

57. Loughran J. J., Mitchell I. J., Mitchell J. M. Learning from teacher re-search. New York: Teachers College Press, 2002. 274 р.

58. Mackenzie P. Inquiry Mindset Assessment Edition: Scaffolding a Partnership for Equity and Agency in Learning. Elevate Books Edu; Assessment ed. edition, 2021. 264 p.

59. Mackenzie P. Inquiry Mindset: Nurturing the Dreams, Wonders, and Curiosities of Our Youngest Learners. EdTechTeam, 2018. 224 p.

60. MacLean M., Mohr M. Teachers researchers at work. Berkeley. Ca: National Writing Project, 1999. 290 p.

61. Murdoch K. How do inquiry teachers….teach? Available at: https://www.kathmurdoch.com.au/blog/2014/02/21/how-do-inquiry-teachers-teach (accessed: 25.11.2024).

62. Nightingale. Developing a research mindset part 2 – startups. 2023. Available at: https://nightingaledesignresearch.com/insights/developing-a-research-mindset-part-2-startups/ (accessed: 25.11.2024).

63. Oganisjana K., Svirina A., Surikova S., Grīnberga-Zālīte G., Kozlovskis K. Engaging universities in social innovation research for understanding sustainability issues // Entrepreneurship and Sustainability. 2017. No. 5 (1). Рр. 9-22. https://doi:10.9770/jesi.2017.5.1(1).

64. Peim N. Thinking in Education Research: Applying Philosophy and Theory. Bloomsbury Publishing, 2018. 296 p.

65. Peirce Ch. S. Pragmatism as a Principle and Method of Right Thinking: The 1903 Harvard Lectures on Pragmatism. SUNY Press, 1997. 305 р.

66. Research Mindset for Data Scientists: The “First Principle”. 2023. Available at: https://towardsdatascience.com/research-mindset-for-data-scientist-the-first-principle-thinking-c7842bc70d93 (accessed: 25.11.2024).

67. Senan N. A. M. Developmental review program impact on enhancing the effectiveness of "teaching and learning" in accounting program: A case study in a saudi university // Entrepreneurship and Sustainability. 2018. No. 6 (2). Рр. 1001-1017. https://doi.org/10.9770/jesi.2018.6.2(35).

68. Seredkina A. S., Fedotova E. L., Nikitina E. A., Kazorina A. V., Shirina, A. A. Formation of the future teacher’s readiness to work with gifted children // SHS Web of Conferences. 2021. No. 101. Рр. 1-9. https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103008.

69. Shkedi A. Worlds colliding and communicating: Teachers’ responses to educational research // Qualitative Research in Education / Ed. A. Shai. Jerusalem: David Yelin Education College. (In Hebrew), 2000. Рр. 19-50.

70. Silander Т., Valijarvi J. The Theory and Practice of Building Pedagogical Skill in Finnish Teacher Education // Meyer H.-D., Benavot A. PISA, Power, and Policy: the emergence of global educational governance. Symposium Books Ltd., 2013. Рр. 85-86.

71. Taylor R. Creativity at Work: Supercharge Your Brain and Make Your Ideas Stick. Кogan Page Publishers, 2013. 208 p.

72. The future of education and skills Education 2030. 2018. 23 p. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (accessed: 25.11.2024).

73. Thompson G. The Global Report on the Status of Teachers. Published by Education International, 2021. 124 p.

74. Viehweg T. Ideologie und Rechtsdogmatik. Baden-Baden, 1995. 113 р.

75. Viehweg T. Systemproblem ein Rechtsdogmatik und Rechtsforschung. Baden-Baden, 1995. 240 р.

76. Zeichner K. Accumulating knowledge across self–studies in teacher education // Journal of Teacher Education. 2007. No. 58 (1). Рр. 36-46.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)