Российская модель госпитальных школ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-7
Аннотация
Введение. Статья посвящена раскрытию термина «госпитальная педагогика» и описанию современной реальности в вопросах обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков концепции адаптивной школы, госпитальной школы, образовательно-реабилитационной среды с целью уточнения и описания российской модели госпитальной школы. Автор выделяет содержание понятия и его структуру, различия в региональных подходах при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также перспективы развития и возможности распространения наиболее эффективных управленческих и педагогических практик.
Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, данных официальной статистики, посвященных вопросу организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. Систематизирован и обобщен практический опыт деятельности по созданию и реализации образовательно-реабилитационной среды обучения и воспитания в рамках деятельности проекта «УчимЗнаем» на базе флагманской площадки в городе Москве, а также по развитию системы сетевого взаимодействия 67 госпитальных школ субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья.
Результаты исследования. Определены подходы к пониманию термина «госпитальная педагогика», представлена модель госпитальной школы и ее структура, обобщены результаты деятельности проекта «УчимЗнаем» за десять лет реализации. Выявлены шесть ключевых блоков структурной модели российской госпитальной школы, которые необходимо учитывать при создании полноценной образовательно-реабилитационной среды для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики и особенности современного этапа развития госпитальной педагогики, определить сущность данного понятия как системообразующей педагогической категории и разработать ключевые подходы конструирования модели госпитальных школ с учетом исторического наследия и разного формата инноваций взаимодействия при реализации модели.
Ключевые слова
Об авторе
И. Ю. ДолуевРоссия
Долуев Иван Юрьевич – кандидат исторических наук, заместитель руководителя Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» (Специализированное структурное подразделение ГБОУ школы №109 г. Москва); заведующий лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР» Министерства просвещения РФ.
Москва
8 (929) 969-76-58
Список литературы
1. Вагарина В. В., Обухов А. С., Филатов А. А., Шариков С. В. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 17-32. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-17-32.
2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2017 год. URL: http://komitet-sjd.duma.gov.ru/dokumenty-i-materialy/dokumenty/4dd3239f-869a-4ab4-a011-dca0b40f2d7b (дата обращения: 11.08.2024).
3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2021 год. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2482 (дата обращения: 11.08.2024).
4. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21-26.
5. Долуев И. Ю., Зорина Е. С., Соловьев Д. А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 451-468. DOI: 10.32744/pse.2023.1.27.
6. Коммуникативно ориентированные образовательные среды. Психология проектирования: сборник статей / В. В. Рубцов [и др.]; под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
7. Лоскутов А. Ф. Госпитальная педагогика: методологические подходы // Народное образование. 2024. № 3 (1506). С. 75-84. EDN DXOCJT.
8. Маркович Д. Ж., Жуков В. И., Бганба-Церера В. Р. Социальная экология: учебное пособие. М.: МГСУ «Союз», 1998. С. 62.
9. Минпросвещения России и Минздрав России выпустили разъяснения по обучению детей, нуждающихся в длительном лечении // Минпросвещения России: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/press/7441/minprosvescheniya-rossii-i-minzdrav-rossii-vypustili-razyasneniya-po-obucheniyu-detey-nuzhdayuschihsya-v-dlitelnom-lechenii/ (дата обращения: 11.08.2024).
10. Письмо Минпросвещения России № ТВ-1693/03, Минздрава России № 1/и/2-15398 от 24.08.2023 «О направлении Разъяснений по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях». URL: https://base.garant.ru/407610978/ (дата обращения: 11.08.2024).
11. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2016 № 42916). URL: https://base.garant.ru/71449638/ (дата обращения: 11.08.2024).
12. Рубцов В. В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
13. Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19, № 20.
14. Савенков А. И. Психодидактика: пособие. М.: Национальный книжный центр, 2012.
15. Соловьева Н. В. Место образовательного процесса в предметном поле педагогики // Вестник Воронежского государственного университета. 2001. № 1.
16. Сорокоумова С. Н. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 1.
17. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3.
18. Хуторской А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос. 2005. № 4. С. 2.
19. Шариков С. В. Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 44. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/innovations-in-teaching-disabled-children-with-progressive-diseases-and-uncertain-life-prognosis (дата обращения: 11.08.2024).
20. Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40.
21. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО). 2015. Т. 2, № 4. С. 65-73.
22. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. М.: Per Se, 2004. 366 с. ISBN 5-98549-002-5. (Культурно-историческая педагогика).
23. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997. 346 с. ISBN 5-7301-0273-9.
24. Ямбург Е. Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: автореф. дис д-ра пед. наук. М., 1997. 63 с.
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
26. Montessori M. Kinder sind anders. Ernst Klett, 1952. 303 p.
27. Polk-Lillard P. Maria Montessori, Erziehung zum Menschen. Frankfurt; Moscow, 1984.