Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Особенности внимания и памяти студентов – поколение Z в условиях цифровизации

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-10

Аннотация

 

Введение. Современный информационный мир внес коррективы в развитие познавательных функций поколений. Многие исследователи отмечают снижение памяти, внимания, мыслительных способностей. В меньшей степени изучается внимание поколения Z (2000– 2018 годы рождения), особенно студентов. Больше внимание уделяется особенностям внимания школьников. Обзор литературы свидетельствует о том, что представители поколения Z погружены в цифровую среду в процессе обучения в вузе и это накладывает определенный отпечаток на их познавательные процессы. Отмечается, что у молодых высока отвлекаемость, снижена концентрация внимания, большая зависимость от электронных игр, они визуально ориентированы в процессе обучения.

Материалы и методы. Для исследования внимания применяли методики: «Корректурная проба», методика «Расстановка чисел»; для исследования слуховой кратковременной, оперативной памяти – «Двойной тест». Респонденты 370 чел. – студенты, 1, 2 курс, возраст 17-19 лет, г. Ростов-на-Дону.

Результаты исследования. Установлены средние показатели по производительности внимания. Точность внимания в группах преимущественно выше среднего. Но по сравнению с исследованием 2016 г. точность снижена. Устойчивость концентрации внимания высокая по группам, но в 2016 г она была гораздо выше. Произвольность внимания в среднем по группам была ниже среднего, но она выше в сравнении с исследованием 2013 г. Установлены высокие показатели оперативной и кратковременной слуховой памяти студентов. Производительность внимания выше оказалась у студентов 2 курса.

Обсуждение и заключения. Отмечено, что поток информации, в котором существуют и обучаются студенты велик, высока утомляемость и тревожность студентов, что может снижать показатели внимания. Предлагается организовывать занятия со студентами по управлению содержанием информации, с целью не перегружаться, что в свою очередь будет развивать возможности внимания студентов.

Об авторах

В. И. Пищик
Донской государственный технический университет
Россия

Пищик Влада Игоревна – доктор психологических наук, профессор кафедры «Общая и консультативная психология», ФГБОУ ВО ДГТУ.

Ростов-на-Дону



Г. А. Молохина
Московский финансово-промышленный университет «СИНЕРГИЯ»
Россия

Молохина Галина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры НОЧУ ВО МФПУ «СИНЕРГИЯ».

Москва



Список литературы

1. Макарова Н. Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 6. С. 76-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-u-studentov-svoystv-vnimaniya-ustoychivost-kontsentratsiya-raspredelenie (дата обращения: 16.04.2024).

2. Немцев О. Б., Гаджимирзоева Н. А., Грекалова И. Н., Немцева Н. А., Кучеренко Ю. О. Стабильность некоторых показателей внимания у старшеклассников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 3. С. 301-305. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stabilnost-nekotoryh-pokazateley-vnimaniya-u-starsheklassnikov (дата обращения: 16.04.2024).

3. Сборник психологических тестов. Часть II: пособие / сост. Е. Е. Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.

4. Смирнова Я. К. Роль «модели психического» в координации и объединении внимания в ориентировочной части совместной деятельности дошкольников // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-11.

5. Шевель Т. М., Фаликман М. В. «Подсказка взглядом» как ключ к механизмам совместного внимания: основные результаты исследований // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. С. 6-16. DOI: 10.17759/chp.2022180101.

6. Bjelajac Ž., Filipović A. M., Stošić L. V. Internet Addiction Disorder (IAD) as a Consequence of the Expansion of Information Technologies // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2022. Vol. 10, no. 3. Pp. 155-165. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2022-10-3-155-165.

7. Boström L., Damber U., Collén C. University students’ study strategies before and during the pandemic: Experiences from Swedish students // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8, no. 1. P. 100543. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100543.

8. Brenner C. A. Self-regulated learning, self-determination theory and teacher candidates’ development of competency-based teaching practices // Smart Learn. Environ. 2022. Vol. 9, no. 1. Pp. 1-14. https://doi.org/10.1186/s40561-021-00184-5.

9. Dautov D., Korochentseva F., Al Hussini M.K. Features of clip thinking and attention among representatives of generations X and generations Z // SHS Web Conferences. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 2019. Vol. 70. P. 006001. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197006001.

10. Fergus T. A., Limbers C. A. Reducing Test Anxiety in School Settings: A Controlled Pilot Study Examining a Group Format Delivery of the Attention Training Technique Among Adolescent Students // Behavior Therapy. 2019. Vol. 50, no. 4. Pp. 803-816. https://doi.org/10.1016/j.beth.2018.12.001.

11. García-Carrión B., Barrio-García S.D., Muñoz-Leiva F., Porcu L. Effect of social-media message congruence and generational cohort on visual attention and information-processing in culinary tourism: An eye-tracking study // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2023. Vol. 55. Pp. 78-90. https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2023.03.006.

12. Liu M., Zuo J., Tao Y., Zhao L., Wu S., Feng L., Liao L. Influencing factors of learning sustained attention for nursing students in online settings: A structural equation model // Nurse Education Today. 2022. Vol. 111. P. 105248. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.105248.

13. Liu Y., Sun X., Zhang P., Han P., Shao H., Duan X., Jiang J. Generation Z nursing students’ online learning experiences during COVID-19 epidemic: A qualitative study // Heliyon. 2023. Vol. 9, no. 4. P. e14755. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e14755.

14. Martin-Perpina M. M., Poch F. V., Cerrato S. M. Media multitasking impact in homework, executive function and academic performance in spanish adolescents // Psicothema. 2019. Vol. 31, no. 1. Pp. 81-87. https://doi.org/10.7334/psicothema2018.178.

15. Moser J. S., Moran T. P., Leber A. B. Manipulating Attention to Nonemotional Distractors Influences State Anxiety: A Proof-of-Concept Study in Low- and High-Anxious College Students // Behavior Therapy. 2015. Vol. 46, no. 6. Pp. 834-843. https://doi.org/10.1016/j.beth.2015.07.001.

16. Mrazek A. J., Mrazek M. D., Brown C. S., Karimi S. S., Ji R. R., Ortega J. R., Maul A., Carr P. C., Delegard A. M., Kirk F. C. Attention training improves the self-reported focus and emotional regulation of high school students // Technology, Mind, and Behavior. 2022. Vol. 3, no. 4. https://doi.org/10.1037/tmb0000092.

17. Robb M., Shellenbarger T. The distracted online student: Strategies to capture attention and promote connection // Teaching and Learning in Nursing. 2021. Vol. 6, no. 4. Pp. 389-392. https://doi.org/10.1016/j.teln.2021.05.008.

18. Sharma M., Kaushal D., Joshi S. Adverse effect of social media on generation Z user's behavior: Government information support as a moderating variable // Journal of Retailing and Consumer Services. 2023. Vol. 72. P. 103256. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2023.103256.

19. Smith D. D., Meca A., Bottenhorn K. L., Bartley J. E., Riedel M. C., Salo T., Peraza J. A., Laird R. W., Pruden S. M., Sutherland M. T., Brewe E., Laird A. R. Task-based attentional and default mode connectivity associated with science and math anxiety profiles among university physics students // Trends in Neuroscience and Education. 2023. Vol. 32. P. 100204. https://doi.org/10.1016/j.tine.2023.100204.

20. Soldatova G. U., Nikonova E. Yu., Koshevaya A. G., Trifonova A. V. Media multitasking: from cognitive functions to digital // Journal of Modern Foreign Psychology. 2020. Vol. 9, no. 4. Pp. 8-21. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401.

21. Taner H. A., Sarı B. S., Kulaçoğlu K. C., Mayalık A., Mecit H., Özekicioğlu K., Zorbaz Z. O. Internet gaming disorder’s correspondence with attention deficit hyperactivity disorder and game/in-game purchases among university students // Entertainment Computing. 2022. Vol. 42. P. 100486. https://doi.org/10.1016/j.entcom.2022.100486.

22. Twenge J. M. iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood. New York, NY: Atria, 2017. 342 p. https://doi.org/10.1111/fcsr.12345.

23. Uzdil N., Günaydın Y. The effect of sense of coherence on mindful attention awareness and academic self-efficacy in nursing students // Nurse Education in Practice. 2022. Vol. 64. P. 103429. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2022.103429.

24. Wang Z., Yuan R., Luo J., Liu M.J., Yannopoulou N. Does personalized advertising have their best interests at heart? A quantitative study of narcissists’ SNS use among Generation Z onsumers // Journal of Business Research. 2023. Vol. 165. P. 114070. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2023.114070.

25. Yang J., Zhang Y., Pi Z., Xie Y. Students’ achievement motivation moderates the effects of interpolated pre-questions on attention and learning from video lectures // Learning and Individual Differences. 2021. Vol. 91. P. 102055. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2021.102055.

26. Yun M.R., Shin N., Kim H., Jang I.S., Ha M.J., Yu B. Effects of School-Based Meditation Courses on Self-Reflection, Academic Attention, and Subjective Well-Being in South Korean Middle School Students // Journal of Pediatric Nursing. 2020. Vol. 54. P. e61-e68. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2020.05.002.


Рецензия

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)