Исследование понятийного мышления младших подростков как компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-12
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты экспериментального исследования сформированности понятийного мышления как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста и структурного компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с их сверстниками с нормой психического развития. Период перехода из начальной школы на основную ступень образования является одним из сложнейших и имеет определенную специфику протекания у обучающихся с задержкой психического развития в сравнении со школьниками, имеющими норму психического развития. Сформированность познавательного мышления как компонента психологической готовности к обучению в основной школе у школьников с задержкой психического развития следует рассматривать как одно из важнейших условий освоения образовательного материала, дальнейшей академической успеваемости, формирования фундаментальных основ обучения в средней школе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 302 младших подростка, обучающихся в общеобразовательных 4-х классах г. Челябинска; 86 детей из 302 имеют задержку психического развития. Исследование понятийного мышления осуществлялось с помощью методик Л. В. Тихомировой, А. В. Басова, заимствованных из «Скрининга уровня интеллектуального развития будущих пятиклассников». Для проверки достоверности полученных результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента был применен критерий χ2 (хи-квадрат), который позволил определить уровень статистической значимости различий между эмпирическими выборками.
Результаты исследования. В процессе исследования зафиксированы качественные различия выполнения диагностических заданий школьниками с задержкой психического развития и с нормой психического развития; определены особенности сформированности понятийно-логического, понятийно-категориального и понятийно-интуитивного компонентов понятийного мышления обучающихся с задержкой психического развития и с нормой психического развития; результаты экспериментального исследования выявили отличия в уровне сформированности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития и их сверстников с нормой психического развития, которые носят статистически достоверный характер (χ2 эмпир. =17,48 р ≤ 0,05).
Обсуждение и заключения. Как показало исследование, особенности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития проявляются в стойких трудностях формирования понятийной категоризации учебных понятий и терминов, что может быть связано с низким уровнем мнестических процессов и абстрагирования, а также недостаточным словарным запасом детей данной категории; более того, выявленные трудности процесса обобщения, при котором школьники с задержкой психического развития ориентируются на функциональные или ситуативные признаки, свидетельствуют о запаздывании формирования словесно-логического мышления, что может являться причиной стойких трудностей освоения предметных результатов образовательной программы.
Об авторах
С. Н. СорокоумоваРоссия
Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор; член-корреспондент Российской академии образования; главный научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение «НИИ ФСИН»; главный научный сотрудник; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ЦИПБ РАН.
Москва
М. С. Коробинцева
Россия
Коробинцева Мария Сергеевна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик.
Челябинск
Список литературы
1. Бабкина Н. В. Проблемы социализации и формирования жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья: результаты теоретико-эмпирического исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2024. № 213. С. 250-260. DOI: 10.33910/1992-6464-2024-213-250-260. EDN JTRGBC.
2. Бабкина Н. В., Вильшанская А. Д. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования // Дефектология. 2022. № 2. С. 12-22.
3. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития. М.: Наука, 2020. 220 с.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
5. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Цилицкий В. С., Лапшина Л. М., Коробинцева М. С. Профессиональная готовность специалистов образования к реализации индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 284-303. DOI: 10.32744/pse.2022.6.16. EDN IBWRVH.
6. Дубровина И. В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1-2 (54-55). С. 6-11.
7. Дунаева Н. И., Сорокоумова С. Н. Психологическая структура сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов: основные эмпирические результаты // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2024. № 1 (26). С. 109-117.
8. Инденбаум Е. Л. Методическое обеспечение мониторинга психосоциальной адаптированности школьников с нарушением в развитии // Специальное образование. 2024. № 1 (73). С. 85-113.
9. Ишмуратова Ю. А., Потанина А. М., Бондаренко И. Н. Вклад осознанной саморегуляции, вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 17-29.
10. Кисова В. В., Карпушкина Н. В., Конева И. А. Экспериментальное формирование межличностных отношений со сверстниками у подростков с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-4. С. 379-382.
11. Князева Т. Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10. Н. Новгород, 2005. 392 с.
12. Конева И. А., Карпушкина Н. В. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 59 (2). С. 418-422. EDN UTGWDH.
13. Конева И. А., Захарова Э. А. Изучение динамики словесно-логических видов мышления и памяти у младших подростков с нарушениями слуха в процессе психокоррекционной работы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 209. С. 132-142.
14. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 239-252.
15. Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты российских школ // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 69-82.
16. Кулагина И. Ю. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 4. С. 36-51.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Мысль, 1965. 572 с.
18. Лубовский В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1-5.
19. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 1997. Т. 2, № 1.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер-ком, 1998.
21. Серебрякова Т. А., Конева И. А., Елагина В. С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и отношения ребенка к себе (на примере подросткового возраста) // Мир психологии. 2024. № 3 (118). С. 235-248.
22. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 5 (66). С. 258-268.
23. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Специфика работы психолога с деструктивной личностью // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 427-430.
24. Федосеева А. М., Бабкина Н. В. Эмоциональная саморегуляция подростков с задержкой психического развития: субъектные характеристики переживания // Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов: материалы VII Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. С. 276-281.
25. Шапкин Н. С. Влияние сформированности понятийного мышления на самостоятельность мышления у учащихся 3-6 классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9 (89). С. 137-141.
26. Шапкин Н. С., Казанцева В. В. Взаимосвязь понятийного мышления и навыка чтения у учащихся 3-6 классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4 (96). С. 104-108.
27. Юдина Т. А. Сравнительный анализ характеристик социальной ситуации развития младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 31-44.
28. Cao J., Xu H., Liu H. Profiles of family and school experience and adaptation of adolescents during the transition to high school // Journal of Youth and Adolescence. 2024. Vol. 53. Pp. 2002-2015.
29. Dai H., Du N., Shi S. The impact of mindfulness-based interventions on children and adolescents' relationships with peers: a systematic review and meta-analysis // Mindfulness. 2022. No. 13. Pp. 2653–2675. DOI: 10.1007/s12671-022-01966-9.
30. Lindner K., Schwab S. Differentiation and individualisation in inclusive education: A systematic review and narrative synthesis // International Journal of Inclusive Education. 2020. DOI: 10.1080/13603116.2020.1813450.
31. Nilholm C. Research about inclusive education in 2020 – how can we improve our theories in order to change practice? // European Journal of Special Needs Education. 2021. Vol. 36, no. 3. Pp. 358-370. DOI: 10.1080/08856257.2020.1754547.
32. Fredrik D. V., Becker S., Langberg D. M. Low school support exacerbates the association between peer difficulties and sluggish cognitive tempo in adolescents // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2021. Vol. 3, no. 51 (6). Pp. 1024-1038. DOI: 10.1080/15374416.2021.1923021.
33. Underwood K., Moreno-Angarita M., Curran T., Runswick-Cole K., Wertlieb D. An international conversation on disabled children’s childhoods theory ethics and methods // Canadian Journal of Disability Studies. 2021. No. 9 (5). Pp. 302-327. DOI: 10.15353/cjds.v9i5.699.
34. Tomás J. M., Gutiérrez M., Pastor A. M., Sancho P. Perceived social support, school adaptation and adolescents’ subjective well-being // Child Indicators Research. 2020. Vol. 13, no. 5. Pp. 1597-1617. DOI: 10.1007/s12187-020-09717-9.