Социально-психологические характеристики профессиональной компетенции психолога, работающего с детьми раннего возраста
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-13
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению развития социально-психологической компетенции психологов, работающих с детьми раннего возраста. Анализируется научная и социальная актуальность изучаемой проблемы. В силу сложившейся практики, существующей в большинстве образовательных учреждений в нашей стране, дети раннего возраста оказываются под эпизодическим профессиональным вниманием психолога. Специалист данного профиля осуществляет свою профессиональную деятельность во всех возрастных группах дошкольного детства без дифференцирования этапов онтогенеза младенческого и раннего возраста.
Материалы и методы. В статье обоснована авторская концепция психологической структуры понятия социально-психологической компетенции психолога раннего детства в составе следующих компонентов: профессионально-мотивационный компонент; система профессиональных действий (аналитических, диагностических, прогностических). Для получения содержательной информации об особенностях профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми раннего возраста, разработана программа констатирующего эксперимента, важной частью которой является авторский опросник, включающий в себя наиболее профессионально значимые вопросы.
Результаты исследования. Представлены аналитические материалы по результатам констатирующего исследования; психологи, принимавшие в нем участие, подчеркивают в своих ответах значимость дифференцированной психологической работы с детьми младенческого и раннего возраста, однако специалистами осознается недостаточность научной и технологической подготовки для подобной работы.
Обсуждение и заключения. На основе обсуждения результатов констатирующего исследования определена необходимость создания специальной программы формирования у психологов раннего детства новой социально-психологической компетенции, которая обеспечит продуктивность психического развития младенческого и раннего возраста.
Об авторах
Т. М. СорокинаРоссия
Сорокина Татьяна Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования.
Нижний Новгород
Е. В. Чекалина
Россия
Чекалина Екатерина Вячеславовна – соискатель, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, НГПУ имени Козьмы Минина (Мининский университет); педагог-психолог, Детская развивающая студия «Руки мамы».
Нижний Новгород
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражникова В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М.: АСТ, 1996. 384 с.
2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / под ред. О. С. Адрианова. М.: Институт психологии РАН, 1993. С. 167-220.
3. Вершинина А. Ю., Горькова Г. С. Исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 05.12.2024).
4. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. Избранные психологические труды: в 2 т. Том 1: Психическое развитие ребёнка. Педагогика. М., 1986. 320 с.
5. Зимина Н. А. Об организации развивающей среды для детей раннего возраста // Средовой подход в образовании: материалы Международной научно-практической конференции (9-11 января 2003). Н. Новгород: НФ УРАО, 2003. С. 97-99.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции-новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
7. Кобзева Н. И. Профессиональные компетенции в контексте компетентностно-ориентированного подхода в образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5. С. 36-41.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
9. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1981. № 4.
10. Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. С. 65-112.
11. Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослым у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. С. 18-64.
12. Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым // Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. С. 113-154.
13. Лисина М. И. Психология младенца // Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. С. 261-298.
14. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. С. 235-242.
15. Нигматзянова Г. Х. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/28698 (дата обращения: 05.12.2024).
16. Обухова Л. Ф., Павлова М. К. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5, № 2. С. 119-124.
17. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Изд. 3-е, стереотип. М.: Тривола, 1998. 352 с.
18. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 316 с.
19. Сматова М. Формирование глобальной компетентности будущих педагогов-психологов // Научная статья года 2023: сборник статей X Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 октября 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 80-83. EDN ZRZPUJ.
20. Трушкина С. В. «DC:0-3» – взгляд психолога // Материалы III Международного Конгресса «Молодое поколение 21 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 2006. С. 199-200.
21. Трушкина С. В. Помощь детям раннего возраста с нарушениями психического здоровья: междисциплинарный подход // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 2 (31). C. 5.
22. Уайт Б. Первые три года жизни: пер с англ. М.: Педагогика, 1982.
23. Улзытуева А. И. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов групп раннего возраста ДОО // Национальные тенденции в современном образовании: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 25 декабря 2020 года. Часть 5. Омск: Омская гуманитарная академия, 2021. С. 127-131. EDN UDOXNJ.
24. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
25. Чиркова Т. И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис. … д-ра психол. наук. М., 1999.
26. Чиркова Т. И., Зимина Н. А. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
27. Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции. Казань, октябрь 2015 г. Казань: Бук, 2015. С. 84-86.
28. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 554 с.
29. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 1.
30. Leher S., Agnes T., Paul C. Quinn. Infants recognize words spoken through opaque masks but not through clear masks // Developmental Science. 2021. Vol. 24, no. 6. https://doi.org/10.1111/desc.13117.
31. Mowder B. A., Rubinson F., Yasik A.E. (eds) Evidence‐Based Practice in Infant and Early Childhood Psychology. 2009. DOI: 10.1002/9781118269602.
32. Pikler E. Some contributions to the study of infants gross motor activities / Study Group on Child Neurology and Cerebral Palsy. Oxford, 1968.
33. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Proceedings of the XXVII Annual SCUTREA Conference. 1997. Pp. 27-35.