Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психолого-педагогическое изучение особенностей взаимодействия родителей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-9

Аннотация

Введение. Актуальность данного исследования связана с изучением особенностей личностных характеристик родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, и анализом изменений этих показателей в рамках участия в психокоррекционной программе. Основное внимание уделяется семьям, сталкивающимся с трудностями воспитания таких детей, а центральным аспектом исследования выступает трансформация механизмов психологической защиты родителей и её влияние на их способность к успешной психосоциальной адаптации. В рамках работы предполагается, что в личностной структуре родителей могут проявляться специфические регрессивные изменения, которые ограничивают их возможности для полноценной социальной и психологической адаптации. Гипотеза исследования фокусируется на выявлении этих изменений и оценке их динамики под воздействием специальной программы поддержки.

Материалы и методы. Для проведения исследования использовался комплекс методик, включающий как малоформализованные, так и стандартизированные подходы. В рамках качественного анализа применялись метод беседы, сбор анамнестической информации, изучение документации и продуктов деятельности участников. Среди стандартизированных методов использовались экспериментально-психологическая методика «Индекс жизненного стиля» и показатель лояльности (NPS). В исследовании приняли участие 22 родителя из восьми городов России, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Процесс исследования был разделен на три последовательных этапа: подготовительно-аналитический, основной экспериментальный и заключительный обобщающий.

Результаты исследования. В ходе исследования было обнаружено, что система психологических защит родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, характеризуется наличием специфических регрессивных изменений. Эти особенности ограничивают их способность к полноценной психологической и социальной адаптации. В рамках работы была разработана и внедрена психокоррекционная программа, направленная на снижение влияния неадекватных защитных механизмов. Результаты показали значительное сокращение частоты использования таких механизмов, как регрессия и проекция, что в свою очередь способствовало улучшению социальной адаптации родителей.

Обсуждение и заключения. Полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании специфических регрессивных изменений в личности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Внедрение психокоррекционной программы, основанной на групповом формате работы и сочетании психолого-педагогических подходов, продемонстрировало свою эффективность в повышении уровня психологической и социальной адаптации семей. Практическая ценность исследования заключается в создании методики групповых занятий, направленных на поддержку родителей и укрепление их психосоциальной адаптации.

Об авторе

И. В. Порфирьев
Институт психологии и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет
Россия

Порфирьев Иван Васильевич – аспирант.

Москва



Список литературы

1. Басилова Т. А. О проблемах определения и выявления слепоглухих // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы слепоглухих: опыт, задачи, перспективы», 15–16 апреля 2015 г. М.: Эксмо, 2015. С. 19-29.

2. Блаха Р. Календари: пособие по формированию средств общения для учащихся с множественными пороками, включая слепоглухоту. Сергиев Посад, 2007. 78 с.

3. Божович Л. И. Формирование личности в онтогенезе // Сборник научных трудов / под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1991. 159 с.

4. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / О. С. Бояршинова, А. М. Пайкова [и др.]; под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. М.: Теревинф, 2018. 114 с.

5. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. М.: Academia; СПб.г: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 733 с.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.

7. Головчиц Л. А. К разработке содержания учебной дисциплины «коррекционно-развивающая работа с детьми с комплексными нарушениями» // Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее: к 90-летию со дня рождения В. И. Селиверстова: сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции, Москва, 27–28 марта 2023 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 22-30. EDN TMGRHT

8. Головчиц Л. А., Жигорева М. В. Практико-ориентированный подход в подготовке студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития // Специальное образование. 2023. № 3 (71). С. 141-154. EDN LZIBUJ.

9. Дайк Я. ван. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. 1990. № 1. С. 67-74.

10. Дифференциальный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей: сборник научных трудов / В. Н. Чулков [и др.]; отв. ред. В. Н. Чулков. М., 1989. 136 с.

11. Жигорева М. В., Пантелеева Л. А. Проблемы диагностики развития детей с тяжелыми множественными нарушениями // Коррекционная педагогика. 2019. № 1 (79). С. 15-18.

12. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М.: Национальный книжный центр, 2016. 208 с.

13. Зетта М., МакЛетчи Б., Лолли Д. Создание образовательной программы для слепоглухих детей: материалы семинара. Сергиев Посад, 2006. 10 с.

14. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 176 с.

15. Левченко И. Ю., Переверзева М. В. Изучение навыков самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Детская и подростковая реабилитация. 2017. № 3 (31). С. 31-37.

16. Левченко И. Ю., Симонова Т. Н. Один из подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2012. № 2. С. 47-51.

17. Левченко И. Ю., Сорокоумова С. Н. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Н. Новгород: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2012. 118 с. ISBN 978-5-85152-972-6. EDN WEMDQH.

18. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. М.; Обнинск: Исследовательская группа «Социальные науки», 2004. 296 с.

19. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 480 с.

20. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. 304 с.

21. Назарова Н. М. Теория и практика профессиональной подготовки сурдопедагога: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.03 / Назарова Наталья Михайловна. М., 1993. 28 с.

22. Павлова Н. Н., Переверзева М. В. К вопросу о разработке индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим тяжелые множественные нарушения развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 1. С. 35-48.

23. Переверзева М. В. Изучение процессов формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Дефектология. 2019. № 2. С. 21-29.

24. Разенкова Ю. А., Павлова А. В., Романовский Н. В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. 2022. № 2. С. 53-65. EDN QOZDWW.

25. Сорокоумова С. Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10 / Сорокоумова Светлана Николаевна. Н. Новгород, 2011. 43 с. EDN QHSFYJ.

26. Сорокоумова С. Н., Суворова О. В., Мухина Т. Г. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 5. С. 106-114. EDN XAFHQD.

27. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование / под научной редакцией И. Ю. Левченко. М.: Книголюб, 2008. 144 с.

28. Царев А. М. Актуальные вопросы образования, жизнеустройства и комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития (часть 1) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 15-21.

29. Царев А. М. Актуальные вопросы образования, жизнеустройства и комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития (часть 2) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 15-21; № 7. С. 22-30.

30. Шабанова Е. В. Психологические защиты и внутрисемейные отношения у родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра: дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / Шабанова Евгения Владимировна. СПб., 2018. 230 с.

31. Шумская Н. А., Куликова Е. Г. Защитные механизмы матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Дефектология. 2021. № 1. С. 58-66.

32. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации (сборник статей). М.: Наука, 1996. 269 с.

33. Chiu C., Turnbull A., Summers J. A., Gomez A. Family quality of life // Wehmeyer M. L. (Ed.) The Oxford handbook of positive psychology and disability. New York: Oxford University Press, 2013. Pp. 365-392.

34. Darling C. A., Senatore N., Strachan J. Fathers of children with disabilities: Stress and life satisfaction // Stress and Health. 2012. Vol. 28 (4). Pp. 269-278.

35. Lee S., Creed F. H., Ma Y.-L., Leung C. M. C. Somatic symptom burden and health anxiety in the population and their correlates // Journal of Psychosomatic Research. 2015. Vol. 78(1). Pp. 71-76.

36. Zhou J., Gao S., Sun T., Gao W., Fu W., Ying Z., Mao W. Sleep quality, anxiety, somatic symptoms, and features of brain structure in parents of children with disabilities // Social Behavior and Personality: An international journal. 2022. Vol. 50(6).


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)