Образовательная симуляция как инструмент проектирования персональной образовательной среды будущих педагогов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-4
Аннотация
Введение. Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью, в том числе посредством внедрения цифровых технологий. Цифровые технологии обладают огромным преобразующим потенциалом в сфере образования, являясь доминантами развития образования и приводя к качественным изменениям в этой сфере [2], то есть обладают неисчерпаемым потенциалом для персонализации образовательной среды во всех типах образовательных организаций. Один из актуальных цифровых инструментов – цифровые образовательные симуляции, которые позволяют обучающимся получать практические навыки и опыт в безопасной и контролируемой среде. Это особенно важно для профессиональной области, связанной с образованием, так как ошибки педагогических работников могут иметь серьезные последствия.
Материалы и методы. Рассматривается феномен образовательной симуляции, анализируется ее учебный и воспитательный потенциал. В работе применяются методы анализа научной литературы, анализа, обобщения и систематизации данных, тестирования и анкетирования.
Результаты исследования. Авторами определены и представлены основные тенденции развития образовательной симуляции, проанализирован образовательный потенциал симуляции в интерактивной и контекстуальной среде. Проведен сопоставительный анализ сценариев образовательной симуляции в соотношении с возможными индивидуальными образовательными результатами, которые будут сформированы у студентов. Подтверждена эффективность цифровых образовательных симуляций для повышения эффективности усвоения учебного материала будущими педагогами в рамках педагогического эксперимента на базе Мининского университета.
Обсуждение и заключения. С помощью симуляций можно повысить эффективность обучения, ускорить процесс освоения новых навыков и улучшить качество подготовки будущих педагогических работников. Кроме того, образовательные симуляции обеспечивают широкий спектр возможностей для повышения конкурентоспособности выпускника вуза. Образовательные симуляции могут быть использованы для повышения мотивации обучающихся, поскольку они предоставляют возможность практико-ориентированного формата изучения темы, который может быть более привлекательным, чем теоретическое изучение материала, а также способствовать формированию и развитию этических ориентиров организации взаимодействия с участниками образовательного процесса в щадящем режиме для дальнейшего переноса в ситуации очного взаимодействия.
Об авторах
О. А. КатушенкоРоссия
Катушенко Ольга Александровна – преподаватель.
Нижний Новгород
Р. У. Арифулина
Россия
Арифулина Рамиля Умяровна – кандидат педагогических наук, доцент.
Нижний Новгород
Researcher ID J-2134-2017
Список литературы
1. Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Графические кейсы как инновационный инструмент оценки эффективности деятельности классного руководителя // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 4 (58). С. 52-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47499908 (дата обращения: 30.08.2024).
2. Ворохобов А. В., Плисов Е. В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1487 (дата обращения: 30.08.2024).
3. До половины всех начинающих педагогов увольняются из школы в первые пять лет // Парламентская газета. 2023. 23 марта. URL: https://www.pnp.ru/social/do-poloviny-vsekh-nachinayushhikh-pedagogov-uvolnyayutsya-iz-shkoly-v-pervye-pyat-let.html (дата обращения: 28.08.2024).
4. Доклад международной комиссии по перспективам образования «Переосмыслим наше будущее – новый общественный договор в области образования». URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379381_rus (дата обращения: 30.08.2024).
5. Дорфман О. Моделирование технологии симуляции в вузовской подготовке учителей русского языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-tehnologii-simulyatsii-v-vuzovskoy-podgotovke-uchiteley-russkogo-yazyka (дата обращения: 30.08.2024).
6. Драгилев Е. В., Драгилева Л. Л. О некоторых современных технологиях обучения астрономии на основе информационных технологий // Современное педагогическое образование. 2023. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-sovremennyh-tehnologiyah-obucheniya-astronomii-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 30.08.2024).
7. Драгилев Е. В., Драгилева Л. Л. Опыт использования виртуальной образовательной среды в преподавании астрономии // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-ispolzovaniya-virtualnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-prepodavanii-astronomii (дата обращения: 30.08.2024).
8. Кан К., Толхюрст-Кливер С., Уайт С., Симпсон У. Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: руководство AMEE № 50 (пер. с англ.; под ред. З. З. Балкизова) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatsii-v-sisteme-meditsinskogo-obrazovaniya-sozdanie-programmy-simulyatsionnogo-obucheniya-rukovodstvo-amee-50-per-s-angl-pod-red-z-z (дата обращения: 28.08.2024).
9. Катушенко О. А., Шапошников П. А. Владение педагогом молодежным интернет-сленгом как условие организации эффективного педагогического взаимодействия // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам IX региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2022 года. Н. Новгород: Мининский университет, 2022. С. 63-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50118041 (дата обращения: 30.08.2024).
10. Кузнецова С. В., Быстрицкая Е. В., Иванцов А. А. Технология форум-театра в формировании профессиональной культуры педагога-тренера у студентов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 31-38. URL: http://sspu.ru/pages/journal/doi/2024-1/5 (дата обращения: 27.08.2024).
11. Кузнецова С. В. Реализация технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 16 марта 2023 года. Н. Новгород: Мининский университет, 2023. С. 101-106. URL: https://elibrary.ru/jwmtou (дата обращения: 27.08.2024).
12. Нарбут Е. М. Использование технологии симуляции при обучении общению на иностранном языке. URL: http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Pedagogica/5_122404.doc.htm (дата обращения: 28.08.2024).
13. Одарюк И. В., Колмакова В. В. Симуляция как интерактивная технология обучения деловому общению на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5-2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatsiya-kak-interaktivnaya-tehnologiya-obucheniya-delovomu-obscheniyu-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 28.08.2024).
14. Письмо Минпросвещения России от 09.04.2024 № АН-657/09 «Об обеспечении дополнительных выплат за классное руководство (кураторство)». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476160/ (дата обращения: 30.08.2024).
15. Письмо Минпросвещения России от 14.02.2023 № 03-239 «О реализации проекта "Разговоры о важном"». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=820385#9WK5vMU231BCCP2U1 (дата обращения: 30.08.2024).
16. Прончатова А. С. Интернет-мемы как инструмент формирования информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-instrument-formirovaniya-informatsionnoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-psihologo-pedagogicheskih-klassov (дата обращения: 30.08.2024).
17. Путин назвал главную задачу педагога // Известия. 2024. 25 января. URL: https://iz.ru/1639752/2024-01-25/putin-nazval-glavnuiu-zadachu-pedagoga (дата обращения: 28.08.2024).
18. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 28.08.2024).
19. Рахимова А. Э. Эволюция личностного становления будущего педагога в эпоху цифрового образования // Педагогическое образование. 2024. Т. 5, № 2. С. 126-131. EDN DPWYIX.
20. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 30.08.2024).