Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Новая модель уровней высшего образования: принципы проектирования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-3

Аннотация

Введение. В современных реалиях система образования нуждается в трансформации с учетом задач развития национальной экономики. Целью данной статьи стало представление кейса Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» по проектированию образовательных программ в рамках осуществления федерального пилотного проекта по апробации новой модели уровней высшего образования.

Материалы и методы. Проведен анализ существующих решений и позиций исследователей по вопросам модернизации высшего образования в Российской Федерации, использован синтез компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов. Опираясь в ходе работы на концептуальные основы системного проектирования в сфере высшего образования, установлены принципы проектирования новой образовательной модели с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем.

Результаты исследования. На основе изучения опыта реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации были определены ключевые принципы разработки новой образовательной модели, представлена схема концептуального построения образовательной программы базового высшего образования и сформулированы ключевые условия ее реализации (персонализация обучения, поддержка лидеров, опора на центры создания фундаментального и прикладного знания, вовлечение работодателя). Разработка модели основана на персонифицированном подходе к обучению студентов.

Обсуждение и заключения. Статья может иметь научную ценность для представителей академического сообщества в качестве отправной точки серии педагогических исследований эффективности реализации принципов, заложенных в образовательную модель при ее проектировании. Также она может иметь практическую значимость для руководства высших учебных заведений при проектировании образовательных программ в условиях внедрения результатов пилотного проекта в массовую практику, для служащих федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию политики в области высшего образования в качестве теоретических и практических оснований для дальнейшего совершенствования системы высшего образования Российской Федерации.

Об авторах

А. И. Воронин
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Россия

Воронин Андрей Игоревич – кандидат физико-математических наук, проректор по образованию.

Москва



Ю. И. Ришко
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Россия

Ришко Юрий Иванович – кандидат технических наук, начальник учебно-методического управления.

Москва



Р. А. Саберов
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Россия

Саберов Рушан Анвярович – заместитель директора Центра подготовки кадров высшей квалификации.

Москва



И. Ф. Фильченкова
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Россия

Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра подготовки кадров высшей квалификации.

Москва



Список литературы

1. Бермус А. Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4 (12). С. 1-15.

2. Богульская Н. А. Проектирование образовательных программ на основе сочетания требований профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2019. № 2 (48). С. 81-86.

3. Богуславский М. В. Зарубежные стандарты образования: на что ориентироваться? // Вестник образования России. 2019. № 14. С. 60-69.

4. Бородушко И. В. Принцип опережающего обучения в системе юридического образования // Актуальные проблемы вузовского юридического образования. Материалы международного круглого стола, посвященного 110-летию ВГУ имени П. М. Машерова. Витебск, 2021. С. 6-11.

5. Бочков А. А., Стаценко В. Г., Сухарев А. А. Практическая направленность юридического образования // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2011. № 6. С. 69-75.

6. Гребнев Л. С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только… (по работам В. И. Байденко и Н. А. Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 1. С. 5-18.

7. Ежова Т. Г., Фадеева Е. С., Навагина Т. А. Реализация пилотного проекта по совершенствованию системы высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2024. № 2. С. 21-25.

8. Кириевская О. А., Листопадова Е. В., Туркулец С. Е. Магистратура в России в свете выхода из Болонского процесса: проблемы и перспективы // Право и практика. 2023. № 2. С. 168-171.

9. Константинова Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 9-24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24.

10. Львов Л. В. Результаты моделирования общей управленческой подготовки // Инновационные методы решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества – 2022. Материалы Международной научно-исследовательской конференции. Челябинск, 2022. С. 72-75.

11. Макаров А. В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ // Высшее техническое образование. 2017. № 1. С. 13-23.

12. Миронова Е. А., Гребенщикова М. М. Опережающая инженерная подготовка в области цифровизации // Синергия-2022. Материалы VII Международной сетевой научно-практическая конференции. Казань, 2022. С. 163-167.

13. Мотовилов О. В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45.

14. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 20.10.2024).

15. Пак Ю. Н., Иманов М. О., Пак Д. Ю. Векторы модернизации высшей технической школы Казахстана в контексте Болонского процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 36-41.

16. Пасечник А. С., Кокарева М. Е. Сравнительная характеристика уровней высшего образования в Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 194.

17. Пономарев А. Б., Вахрушев С. И. Повышение практикоориентированности образовательного процесса на строительном факультете ПНИПУ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2015. № 3. С. 121-143.

18. Сабирова Д. К. Модернизация образования: взаимодействие работодателей и вузов // Российская школа связей с общественностью. 2014. № 5. С. 4-13.

19. Стукалова И. Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1-8.

20. Федоров А. А., Папуткова Г. А., Самерханова Э. К., Фильченкова И. Ф., Демидова Н. Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 52-63.

21. Шамсутдинова Т. М., Прокофьева С. В. Оценка практикоориентированности профессиональных образовательных программ при подготовке IT-специалистов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 1. С. 89-106.

22. Шевлякова-Борзенко И. Л. Образовательная среда как экосистема: подготовка будущих учителей к реализации идей опережающего образования // Университетский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 3-6.

23. Эскиндаров М. А., Каменева Е. А. К вопросу о формировании новой национальной системы высшего образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. № 4. С. 346-355. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-346-355.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)