Персонализация как ключевой принцип обучения взрослых в условиях цифровизации
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-1
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению принципа персонализации и его применения при проектировании образовательных программ для взрослых обучающихся. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков образовательного контента с целью уточнения толкования термина «персонализация». Рассмотрена актуальность образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе реализованных с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, а также использован метод анализа цифрового следа в системе дистанционного обучения. Систематизирован и обобщен практический опыт использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и разработке электронного образовательного контента.
Результаты исследования. Проанализированы различные толкования термина «персонализация», выявлены ключевые характеристики при использовании данного принципа в обучении взрослых. Уточнено понятие «персонализированное обучение взрослых». Описаны основные возможности для обучающего и обучающегося, которые предоставляет учет принципа персонализации при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики понятия «персонализация», сформулировать единое толкование термина применительно к системе обучения взрослых, определить основные возможности использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и электронного образовательного контента.
Об авторе
Е. О. ВоробчиковаРоссия
Воробчикова Елизавета Олеговна – начальник отдела дистанционного обучения.
Москва
Список литературы
1. Абдалина Л. В. Персонализированное образование: вопросы оптимизации субъектного подхода // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2022. Вып. 75, ч. 3. С. 4-7.
2. Анализ рынка дополнительного профобразования в России в 2019-2023 гг., прогноз на 2024-2028 гг. URL: https://businesstat.ru/catalog/id9400/ (дата обращения: 13.11.2024).
3. Анализ рынка профессионального допобразования в России. URL: https://gidmark.ru/cat1/analiz-rynka-professionalnogo-dopobrazovaniya-v-rossii-marketingovoe-issledovanie-gidmarket (дата обращения: 13.11.2024).
4. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3. С. 75-82.
5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Воробчикова, Е. О. Организация запросно-ориентированного обучения взрослых // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2024. Вып. 82, ч. 1. С. 78-81.
6. Власов М. Персонализация. URL: http://psichel.ru/personalizaciya (дата обращения: 12.01.2025).
7. Войтенко Т. П. Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике: проблема антропологического контекста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. № 44. С. 67-83.
8. Грачев В. В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности // Акмеология. 2005. № 2. С. 11-17.
9. Гущин А. Н. Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего // Педагогика и просвещение. 2022. № 2. С. 100-115.
10. Зеер Э. Ф. Персонализированное образование – инновационный тренд современной профессиональной подготовки // Теория и методика профессионального образования. 2022. № 9. С. 33-40.
11. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17-25.
12. Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно–позиционная методология // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1374 (дата обращения: 13.11.2024).
13. Игнатьева Г. А., Гришина А. В., Самерханова Э. К., Тулупова О. В. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1376 (дата обращения: 13.11.2024).
14. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.
15. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: организационно–деятельностная педагогика // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 1-18.
16. Мироненкова Н. Н., Сусименко Е. В. Персонализация как условие актуализации субъектной позиции при обучении иностранному языку // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 2 (35). С. 208-211.
17. Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 133 с.
18. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. № р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана» // Консультант Плюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395866/ (дата обращения: 10.08.2024).
19. Родиков А. С. Понятие об осознанной и неосознанной компетентности руководителя в европейских образовательных моделях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 217-226.
20. Стародубцев В. А. Персонализация виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 24-29.
21. Уваров А Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 344 с.
22. Цквитария Т. А. Образование взрослых в изменяющихся условиях: современные тренды // Современные проблемы науки и образования. 2023. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33013 (дата обращения: 16.11.2024).
23. Ширинкина Е. В. Персонализация обучения персонала как адаптивная технология будущего // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23, № 4. С. 141-149.
24. Щербина Е. Ю. Цифровая дидактика профессионально-педагогического образования: основные компоненты // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2. С. 411-418.
25. Bentley T., Miller R. Personalised learning: creating the ingredients for system and society wide change. Melbourne, Australia: Incorporated Association of Registered Teachers of Victoria, 2004. Pp. 157-160.
26. Duckett I. Personalized Learning and Vocational Education and Training // International Encyclopedia of Education (3rd ed.). 2010. Pp. 391-396. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-044894-7.00789-2.
27. Great Schools Partnership. Personalized Learning Definition // The Glossary of Education Reform, UC. Available at: https://www.edglossary.org/personalized-learning/ (accessed: 13.11.2024).
28. Herpen S. G. A., Meeuwisse M., Hofman W. H. A., Severiens S. E. A head start in higher education: The effect of a transition intervention on interaction, sense of belonging, and academic performance // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45, no. 4. Рp. 862-877. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1572088.
29. Miliband D. Personalized Learning: Building a New Relationship with schools. 2004. 25 p. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Personalised–Learning–%3A–Building–a–New–Relationship–Miliband/7df7ceb2d78a797f3b9f2eeb09d36270083c22ac (accessed: 13.11.2024).
30. Tetzlaff L. Developing Personalized Education: A Dynamic Framework // Educational Psychology Review. 2021. Vol. 33. Pp. 863-882.
31. Training Tools for Curriculum Development: Personalized Learning. 2017. 57 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000250057?posInSet=1&queryId=90aab995-667f-46bc-8b0c-146b02253a82 (accessed: 31.10.2024).