№ 2 (2016)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 
1 478
Аннотация
В статье актуализируется проблема организации и проведения практики как основы формирования у студентов непедагогических специальностей профессиональных компетенций в работе с детьми, имеющими ОВЗ, с учетом опыта стран ЕС и США. Анализируются новые подходы и принципы моделирования комплексной социально-педагогической и психолого-педагогической практик с учетом мнения работодателей и студентов. Раскрыты основные этапы проведения практики и формы отчетности, представлен алгоритм действий студентов во время практики, проанализированы перспективы совершенствования механизмов реализации задач практики с учетом идей модернизации высшего педагогического образования. Рассматриваются условия наиболее эффективных моделей организации практики в режиме создания возможных индивидуальных траекторий обучения бакалавров. Показано значение практики для формирования профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми действиями, представленными в новом профессиональном стандарте педагога.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
2 481
Аннотация
В статье исследуются подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования в условиях клинической практики. Ключевым моментом в организации практики студентов является сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. В настоящем исследовании иллюстрируется опыт реализации проекта «Клиническая практика» в рамках договора о сетевом взаимодействии между Нижегородским губернским колледжем и Мининским университетом. Системообразующим элементом является проектная деятельность студентов на базе ресурсного центра колледжа. Образовательный проект по окончании практики проходит процедуру защиты с участием потенциальных работодателей. По итогам защиты проект получает рекомендации по внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Консультативное сопровождение проекта обеспечивается студентами - участниками клинической практики.
3 534
Аннотация
В статье раскрыты перспективы применения интендиффии как методологического подхода к трансформации и развитию педагогического образования в высших учебных заведениях через формирование и реализацию модели дифференциации педагогического труда в системе общего образования и последующей интеграции деятельности учителей в рамках образовательного процесса. Такая модель позволит существенно обогатить, а также функционально и технологически модернизировать труд учителя в рамках создания новых педагогических профессий: предметника, тьютора, модератора и корректировщика. Внедрение интендиффии в контексте организации педагогического труда повлечет существенные содержательные и технологические изменения, ключевые из которых представлены в статье. Материал подготовлен по промежуточным результатам работы проектной группы в рамках реализации стратегической инициативы «Педагог будущего» Мининского университета.
5 654
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблематике проектирования модульных образовательных программ, в контексте которых необходимым элементом выступают силлабусы. Несмотря на дискуссионность данного понятия, силлабусы рассматриваются в качестве доступного и содержательного описания модуля или дисциплины, предназначенного для студентов. Силлабусы имеют прямое отношение к рефлексии студента, позволяющей использовать их в качестве инструмента регулирования учебной деятельности. Необходимость обращения к выбору форм и содержания силлабусов возникла на этапе реализации новых образовательных модулей в рамках пилотных инициатив Министерства образования и науки РФ. Материал статьи ориентирован на описание преимуществ в использовании силлабусов преподавателями и студентами. Выделены важнейшие элементы, составляющие силлабус. Прикладной характер статьи обеспечен включением примеров проектирования технологической карты по дисциплине и контрольного мероприятия.
6 635
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой современных педагогических и управленческих кадров к реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях сетевого взаимодействия. Авторами установлено, что научно-педагогическими условиями формирования ИКТ-компетенций управленческих и педагогических кадров как координаторов модернизации образования являются: сформированность подходов и принципов формирования ИКТ-компетенций управленческих и педагогических кадров и готовность профессионального сообщества к формированию ИКТ-компетенций управленческих и педагогических кадров как координаторов модернизации образования в условиях сетевого взаимодействия. Определены способы и пути достижения педагогическими и управленческими кадрами профессиональной ИКТ-компетентности. Указаны факторы, которые обеспечивают оптимальную модель достижения профессиональной ИКТ-компетентности педагогическими и управленческими кадрами в условиях сетевого взаимодействия.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
9 495
Аннотация
В статье приведены результаты апробации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - экономика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия Новосибирского и Нижегородского педагогических университетов. В статье приведена структура созданной партнерской сети, проведен педагогический и методический анализ модулей, прошедших апробацию, даны рекомендации по их совершенствованию и предложены пути развития модульного подхода к построению образовательных программ в системе педагогического образования. Реализация образовательных модулей потребовала их интеграции в учебные планы Нижегородского государственного педагогического университета без потери содержания, придав имеющимся учебным планам структурную насыщенность. Таким образом, была достигнута 100%-ная согласованность учебных планов, что открывает дальнейшие возможности для реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
10 539
Аннотация
В статье описан опыт сетевого взаимодействия вузов в рамках разработки и апробации модулей основных образовательных программ в процессе реализации Проекта модернизации педагогического образования. Для реализации этого проекта предложено создать в вузах-участниках сетевые команды изменений - временного трудового коллектива, в который входят педагогические работники нескольких организаций, заключивших между собой договора о сетевом сотрудничестве. Цель создания сетевой команды: изменение организации учебного процесса для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий студентов при использовании ресурсов нескольких образовательных организаций. В статье определены управленческие роли, права и обязанности участников сетевой команды изменений. В статье указано на то, что разработка образовательных модулей для Банка образовательных модулей должна производиться в рамках совместных основных профессиональных образовательных программ, а также определены критерии отбора образовательных организаций для реализации ОПОП в сетевой форме.
11 779
Аннотация
Свойства компьютерных тренажеров позволяют рассматривать их как один из важных классов новых образовательных продуктов, широкое внедрение которых в условиях информатизации системы образования позволит существенно повысить её эффективность. Особую роль при этом играют продукты, реализованные в сфере информационных технологий. В работе в качестве иллюстрации рассматривается компьютерный тренажер, создающий образовательную среду по учебной теме «Системы счисления и компьютерная арифметика». Приводится подробное описание компонентов разработанного тренажера и возможностей, которые открывает тренажер для изучения данной темы. Работа дополнена рекомендациями по использованию тренажера в учебном процессе школы, колледжа и ВУЗа как на уроках информатики различных типов (для школьников), так и в рамках изучения дисциплины «Архитектура компьютера» (для студентов колледжей и ВУЗов). Помимо этого приведены рекомендации по использованию тренажера во внеурочной деятельности.
12 771
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования метода проектов как формы контроля учебных достижений студентов по дисциплинам предметной и методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика». Автором проанализирована сущность метода проектов в историческом аспекте, в контексте школьного образования и применительно к системе высшего профессионального образования. Рассмотрены варианты использования метода проектов как формы промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам предметной и методической подготовки будущих учителей информатики. Представлены формулировки заданий для проектных работ, определены показатели и шкала оценивания проектных работ студентов по дисциплинам «Информационные системы» и «Методика обучения информатике». Даны рекомендации по использованию элемента «семинар» в СДО Moodle как средства совместной оценки проектной работы.
13 602
Аннотация
В статье рассмотрена проблема конструирования оценочных средств, предназначенных для оценки образовательных результатов, на основе системного и деятельностного подходов. Установлена связь между понятиями «компетенции», «образовательные результаты», «необходимые знания», «умения» и «трудовые действия». Показано, что методическое обеспечение оценочного средства должно включать форму представления результата, диагностируемые цели, критерии оценивания и индикаторы для распознавания степени выполнения каждого вида деятельности. Определена структура методической части письменной работы студента, сформулированы требования и условия, при которых такая работа может служить средством для оценки результатов обучения по конкретной теме учебного курса. Выявлена специфика создания технологической карты по дисциплине. Карта включает «рейтинг-план» и критерии оценивания качества подготовки студентов на всех этапах контроля. Определено понятие «средства для оценки», показаны основные этапы их создания.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 
16 492
Аннотация
В представленной статье анализируется история становления и развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте (ГГПИ) в период с 20-е по 80-е гг. XX века. Кратко обозначены основные этапы и направления научно-педагогической деятельности кафедры психологии ГГПИ. Показана зависимость научного творчества как отдельного ученого (судьба С.М. Василейского в 30-е годы XX века), так и работы научного коллектива кафедры психологии (в 50-е годы XX века) от идеологических влияний общества. Приводятся сведения об ученых-психологах, внесших большой вклад в развитие традиций психологического образования в университете. Дается анализ научных исследований кафедры психологии ГГПИ в рассматриваемый период.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 
17 544
Аннотация
Статья посвящена описанию инновационных подходов к аттестации студентов в ходе реализации модульного подхода в построении образования. В ней представлены результаты анализа эффективности новых форм аттестации студентов непедагогических специальностей в ходе профессиональной подготовки по направлению обучения «Специальное (дефектологическое) образование», а также описаны инновационные подходы к промежуточной и итоговой аттестации. Аттестация по образовательным модулям проводилась на основе следующих форм: учебный проект, междисциплинарный экзамен, аттестационная работа и др. В ходе аттестации проводилась внутренняя и внешняя экспертиза достижений студентов. Внешняя экспертиза осуществлялась независимыми экспертами из числа преподавателей-сетевых партнеров вуза. Показана эффективность реализации инновационных подходов к аттестации по образовательному модулю.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
20 675
Аннотация
В статье представлены теоретико-методологические основы инновационной технологии интерактивного обучения - технологии кейс-стади. Раскрыты современные подходы конструирования данной технологии в контексте постнеклассических способов познания. Данная технология реализует идеи ситуативности и инактивированного познания. Аргументируется аксиологическая версия отбора и реализации кейсового содержания. Проблема определена как содержательное ядро и дидактическая единица технологии кейс-стади. Обосновано место слабо структурированных проблем в содержательном наполнении учебных кейсов. Представлен алгоритм решения данного типа проблем при работе с кейсом. Выделены и обоснованы этапы работы с кейсом: мотивационный, ценностно-нормативный, информационный, практико-содержательный. Представлены результаты использования технологии кейс-стади при обучении будущих бакалавров направления «Экология и природопользования». Выделены особенности конструирования и реализации экологических кейсов.
21 545
Аннотация
В статье исследуются научно-методические основы инновационной образовательной технологии, основанной на проведении массовых орнитологических акций, анализируются важнейшие результаты применения данной технологии и обсуждаются перспективы ее развития. Данная технология позволяет педагогам освоить комплексную методику экологического образования, направленную на развитие познавательного интереса детей к окружающей среде, накопление ими эколого-краеведческих знаний, формирование стремления участвовать в улучшении состояния окружающей среды, развивать социальное партнерство. Рост числа российских участников массовых орнитологических акций способствует развитию глобального мышления молодежи, росту авторитета нашей страны в глазах мирового сообщества. Лидерские позиции России, обеспеченные совместными усилиями школьников страны под руководством педагогов, становятся серьезным дополнительным стимулом патриотического воспитания и развития социальной активности молодежи.
23 661
Аннотация
В статье рассматривается структура значения слова семья в диахроническом аспекте. Ценностное отношение к понятию семьи характерно для всех периодов в истории русского языка, и трансформация семантики слова-концепта незначительна. Центральной идеей в определении семьи в современном русском языке является идея духовной близости людей, тесных эмоциональных отношений. Слово активно употребляется в переносном значении для выражения оценочных смыслов. По-другому складывается история значений терминов родства, входящих в тематическую группу «семья». В современном русском языке эти слова перестают выражать положительную эмоциональную оценку при употреблении по отношению к не родственникам. По мнению авторов, это свидетельствует о смене ценностных ориентиров в современной языковой картине мира.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 
24 550
Аннотация
Обращение в прошлое и его объективный анализ дают возможность провести параллели между психолого-педагогическими идеями британских ученых девятнадцатого столетия и современным состоянием психолого-педагогического знания. Труды британских ученых содержат изучение широкого спектра проблем педагогической психологии: от вопросов организации урока до проблем профессионально значимых качеств педагогов. Новаторскими идеями для психолого-педагогической науки XIX столетия были идеи о значении рефлексии и эмпатии как факторов эффективности педагогической деятельности; о готовности и способности педагога к саморегуляции как основе эффективности процессов обучения и воспитания; о значении коммуникативных, организаторских способностей педагога и т.д. Многие идеи, впервые озвученные в работах А. Бэна, Дж. Селли, находят отражение и в трудах современных ученых, что может говорить о преемственности взглядов на предмет педагогических способностей.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
25 765
Аннотация
В статье исследуются подходы к определению понятия социализации вообще и позитивной социализации в частности. На основе концепции позитивного развития молодежи, а также понятия социальной ситуации развития предлагается рассматривать социализацию как двунаправленный процесс: освоения индивидом социальных ролей, норм и правил, демонстрации просоциального поведения, с одной стороны, и внутреннего ощущения тем же индивидом психологического благополучия - с другой. В этом случае возможны четыре типа исходов: усвоение просоциального поведения вместе с субъективной удовлетворенностью (позитивная социализация), асоциальное поведение при удовлетворенности субъекта (криминальная социализация), просоциальное поведение вместе с разочарованностью субъекта, потерей смысложизненных ориентиров (нарушенная социализация) и асоциальное поведение при неудовлетворенности субъекта (негативная социализация). Все эти виды могут развиваться в формах направленной и ненаправленной социализации.
26 2752
Аннотация
Статья посвящена формулировке русскоязычного определения понятия подросткового буллинга на основе характерных черт, присущих таким ситуациям. К таким чертам относятся неоднократность совершения, нанесение вреда и умышленность этого действия, а также злоупотребление обидчика своим превосходством над жертвой. Необходимо отметить, что последняя характеристика неявно подразумевает отсутствие контроля со стороны жертвы над ситуацией и, как следствие, невозможность её покинуть. Эти характеристики присущи всем разновидностям буллинга. Существует несколько оснований для классификации видов буллинга. Виды буллинга выделяют по характеристикам объекта насилия, например, полу, возрасту, национальности (подростковый буллинг, буллинг против женщин), по среде распространения (например, школьный, родительский, кибербуллинг), по характеру насильственных действий (физический, вербальный и социальный буллинг).
28 799
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы отношения пациентов и врачей к лечению болезни с позиции медицинского и социально-психологического подходов на примере наиболее распространенного в популяции и крайне сложно поддающегося лечению заболевания - артериальной гипертонии. Показаны особенности отношения к болезни мужчин и женщин-гипертоников. Констатируется, что, несмотря на прогресс в лечении болезни в сфере медицинских технологий, сознание пациента меняется крайне медленно, и он по-прежнему зависим от врача, ждет от него руководящей и направляющей помощи. Обсуждается возможность целенаправленного воздействия врача на развитие ответственной позиции самого пациента по отношению к болезни и ее лечению, а также способы привлечения пациентов к принятию медицинского решения. В результате эмпирического исследования установлено, что активное отношение пациента к болезни и ее лечению (комплаентность к терапии) формируется, когда врач сам готов выстраивать с ним диалогичные, субъект-субъектные отношения
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
30 730
Аннотация
В статье анализируется проблема психологического сопровождения ФГОС начального образования, обусловленная существенным расхождением между уровнем актуального психологического развития современных младших школьников и требованиями реализуемого образовательного стандарта. Сложное сочетание современных цивилизационных, экологических, медицинских, социальных и экономических факторов, их взаимовлияние на развитие детей приводит к высокой степени неоднородности контингента учащихся массовой российской школы. Эти дети нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке, а не в разовых или цикличных занятиях по преодолению той или иной трудности в обучении. Именно такая работа должна составлять основное содержание психологического сопровождения реализации образовательного стандарта. Богатые традиции отечественной детской и педагогической психологии являются продуктивной методологической основой для определения содержания и принципов психолого-педагогического сопровождения ФГОС по начальному образованию.
32 630
Аннотация
В статье дается анализ понятия «психическая саморегуляция» с учетом неоднозначности трактовки данного явления в психологической науке и практике, а также представлена разработанная авторами программа психологического тренинга, направленная на развитие навыков саморегуляции у студентов-первокурсников педагогического вуза в ситуациях чрезвычайных эмоционально-личностных нагрузок. В настоящей статье мы хотели показать значительные с точки зрения психолого-педагогического воздействия возможности тренинговой работы в плане развития саморегуляции поведения и деятельности как одного из сложнейших феноменов психической жизни человека. Данный психологический тренинг апробирован в практической работе со студентами различных направлений подготовки педагогического вуза и показал свою результативность в осознании будущими педагогами значимости развития в себе устойчивости к стрессовым ситуациям в аспекте формирования навыков саморегуляции в ситуациях, сложных с точки зрения волевой регуляции собственного поведения и деятельности.
33 615
Аннотация
В статье обсуждается проблема готовности современного педагога осуществлять инновационную деятельность как необходимое условие успешной работы. Проведен анализ различных подходов к пониманию нововведений в организации; описаны этапы внедрения инноваций; раскрыты содержательные характеристики педагогической инновации. Каждый этап внедрения нововведений определяется социально- психологическими факторами, которые как стимулируют, так замедляют этот процесс в образовательной сфере и могут стать причиной возникновения напряжения в педагогическом коллективе. Сформулированы выводы, что отношение педагогов общеобразовательной школы к такому нововведению, как «Дневник.ру», определяется их эмоциональным состоянием. Для успешного внедрения нововведений в педагогическую деятельность важны такие характеристики, как: возраст, образовательный уровень, стаж работы, позитивная установка на нововведения, мотивация к внедрению нововведения и личностные характеристики педагогов.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ 
37 530
Аннотация
Целью данной работы является критика диалектики Гегеля. Относительно того, что нам следует понимать под диалектикой, существуют, по крайней мере, две точки зрения. Согласно первой из них - диалектика это миф. Согласно другой - диалектика это реально существующая теория, которая отражает действительное положение вещей и является будущим философии. В соответствии с этакой точкой зрения, сознание и действительность, проходят в своем развитии, так называемые, диалектические триады: тезис, антитезис и синтез. Осуществляется критика гегелевского определения метафизики, которое он выводит благодаря отождествлению двух типов противоречий: логических противоречий, существующих и возникающих в сфере сознания и, так называемых, действительных противоречий, которые существуют в форме, к примеру, конфликта интересов, борьбы за выживание.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 
38 532
Аннотация
Основной замысел статьи - показать, что будущее философии - это наши студенты сегодня на примере тех, кто стоит в самом начале пути, и тех, кто завершает свое обучение по специальности «Философия» на факультете гуманитарных наук, в 2013 году объединившем три факультета: философско-теологический, исторический и филологический. Такой выбор (1 и 5 курс, а также аспиранты из числа выпускников философско-теологического факультета НГПУ) был сделан сознательно, чтобы была возможность сравнить точки зрения на «входе» и на «выходе» университетского, философского образования, продемонстрировать «зрячую мысль», мысль-зрение, буквально - мировоззрение, в чём и состоит основное предназначение философии. Наиболее активные участники презентации на симпозиуме «Будущее философии» выступают в роли соавторов данной статьи.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 
40 530
Аннотация
В статье описываются основные этапы развития визуальных исследований, очерчивается круг проблем, актуальный для этого междисциплинарного поля в разное время. Вся история визуальных исследований разделена на три этапа: осмысление частных визуальных артефактов, философское осмысление взгляда, этап «поворотов». На основе логики развития визуальных исследований XX века делается вывод об их роли в философии будущего.
41 832
Аннотация
В статье рассматривается кризис философии, возникновение отраслевых философий как проявление кризиса философии. Уточняется смысл и предназначение философии. Кризис философии рассматривается с учётом того, что философия часть культуры, часть фундаментальной науки. Исходя из этой методологической посылки, исследуется философия образования, её смысл и назначение и её отношение к кризису философии как фундаментальной науки. Рассматривается роль образования в преодолении кризиса философии и роль философии в образовании для перспектив философии. Делаются выводы о связи перспектив философии и отраслевых философий.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 
42 490
Аннотация
В статье анализируются различные богословские подходы к философии в современной православной мысли. Отмечается, что консерватизм элиминирует роль философии в развитии богословия: модернизм, напротив, подчиняет религиозные ценности философским установкам, при этом теряется православная идентичность. Только новаторство проводит «золотую линию церкви» по философизации богословия. В результате будут созданы новые варианты отечественной религиозной философии, опирающиеся на сущностные основания предания.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 
39 517
Аннотация
В статье показано, что философия, после утраты ею своего доминирования, как формы отношения человека к миру в 5-7 вв.н.э., последовательно становится « служанкой религии» (5-15 вв.н.э), а затем « служанкой науки» (18-20 вв.н.э.). Показано также, что кризис научной рациональности (20-й век), позволяет говорить о том, что наука , как доминировавшая форма отношения человека к миру, постепенно уступает свое господство технике . Проявляется это в том, что « объём открываемой реальности» наукой перестает удовлетворять запросам человека, уступая место « объему конструируемой реальности» техникой. С приходом господства техники, философия неминуемо окажется в положении её служанки. Однако в тот период, когда наука утрачивает свое господство, а техника еще в полной мере не приобрела его - у философии возникает шанс сказать свое новое слово, как это уже было в период смены господства между религией и наукой в 16-18 столетиях. В явном виде представлены три максимы: религии, науки и техники.
ISSN 2307-1281 (Online)