УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Введение. Проблема оценки персонала образовательных организаций становится все более актуальной наряду с возрастанием значимости таких факторов, как компетентность, эффективность и лояльность персонала в условиях постоянных изменений и ресурсных ограничений в отрасли. Поиск новых подходов и инструментов оценки деятельности работников обусловлен необходимостью формирования индивидуальных решений по развитию и мотивации персонала в организациях сферы образования и интенсификацией цифровизации всех процессов.
Материалы и методы. В статье описана модель оценки эффективности деятельности руководящих работников образовательных организаций, сформированы подходы к процедуре оценки деятельности руководителей образовательных организаций, описана методология формирования модели, раскрыты основные элементы модели, представлено описание методики комплексной оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций муниципального уровня, в основе которой показатели качества выполнения различных аспектов работы руководителя.
Результаты исследования. В статье представлены основные оценочные блоки модели автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода, дана характеристика каждого модуля.
Обсуждение и заключения. По результатам формирования модели даны предложения по практической ее реализации применительно к образовательным организациям общего, дошкольного и дополнительного образования города Нижнего Новгорода, даны рекомендации по развитию системы с целью формирования информационно-образовательного комплекса, обеспечивающего успешную аттестацию руководящих работников образовательных организаций на муниципальном уровне. По результатам проведенных работ сделан вывод о возможности использования предложенной модели для руководителей образовательных организаций других муниципалитетов. Практическая реализация оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций на основе предложенной модели способствует оптимизации процесса оценки, а также обучения и развития руководящего персонала, обеспечивает рост показателей результативности руководящего персонала, а также совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала как ключевого фактора управления карьерой персонала.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Современное образование, становясь все более активным, гибким, электронным, непосредственно связанным с практикой, находится в поиске новых форм и технологий обучения. Использование образовательных событий для обучения и развития обучающихся применяется сегодня во всем мире. Образовательные события дают возможность эффективно вовлекать студентов в получение практического опыта, создает уникальные условия для коммуникаций и взаимодействия, формирует пространство ответственности и рефлексии. Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации образовательных событий в профессиональной подготовке и их сравнение имеет высокую теоретическую и практическую значимость для развития практики событийного подхода в российском образовании.
Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического характера, позволяющие изучать состояние предмета исследования в научных источниках и существующей практике, сопоставлять различные точки зрения, выявлять факты и зависимости и в дальнейшем обобщать полученные данные в форме выводов. В работе использовались методы систематизации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и сравнения. В качестве источников выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы и инструкции по использованию образовательных технологий, разработанные в университетах.
Результаты исследования. В результате исследования нам удалось сформулировать и уточнить сущностные характеристики образовательного события в отечественной и зарубежной теории, а также проанализировать опыт реализации образовательных событий на практике. В отечественных источниках основными характеристиками образовательного события выступают вовлеченность, выход за рамки повседневной активности, воспроизведение образцов, акцент на коммуникации и взаимодействии, эмоциональное напряжение, получение значимого уникального результата, ответственность участников. Большое внимание уделено вопросам проектирования образовательных событий. В зарубежных источниках образовательное событие используется как инновационная образовательная технология, как элемент экологической образовательной среды и смарт-образования, как этап обучения, построенного на сценарии. В зарубежной практике акцент делается на рефлексивном опыте участников.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты работы расширяют и обогащают смысловые значения образовательного события в педагогической практике; выявленные особенности и характеристики реализации событийного подхода в зарубежном образовании позволят расширить представление о возможностях данной образовательной технологии и в дальнейшем учитывать их при проектировании образовательных событий.
Введение. Для достижения эффективности инновационных процессов необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационной деятельности, направленный на результативность и управляемость этих процессов. В этом контексте возникает идея разработки способов образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя вуза.
Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных.
Результаты исследования. Анализируются подходы к содержанию понятия «образовательный менеджмент», определяется специфика образовательного менеджмента инновационной деятельности, обосновывается выбор способов реализации образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавательского персонала вузов. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавательского состава вуза должен включать в себя несколько процессов: управление инновациями в вузе, управление факторами среды, управление личностно-профессиональными ресурсами, процесс преодоления профессиональных затруднений инновационной деятельности (консалтинг).
Обсуждение и заключения. Инновационная деятельность педагогического персонала вуза обеспечивается за счет вовлечения как способа образовательного менеджмента, направленного на преодоление профессиональных затруднений. Дальнейшее направление исследования мы связываем с определением системных компонентов вовлечения.
Введение. В данной статье представлены результаты исследования коммуникативных умений профессионального общения студентов медицинского вуза. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы М.В. Родикова, Л.В. Кочетовой, Л.Н. Васильевой, рассматривающие необходимость межличностного взаимодействия в профессиональной сфере и, в частности, формирование умений построения доверительных отношений между врачом и пациентом. Авторами определены индивидуально-личностные качества, необходимые выпускнику в практической деятельности, такие как: умение диагностировать социальную ситуацию; умения эффективного взаимодействия с коллегами в профессиональном пространстве; владение вербальными и невербальными средствами общения при выстраивании отношений с пациентами [5, 6]. Дана оценка таким важным профессионально значимым качествам в становлении коммуникативной компетентности будущего врача, как общительность, толерантность, эмпатийность, доброжелательность, уважительность, внимательность, сдержанность, гибкость [7, 15]. Авторами выделены психологические характеристики врача, влияющие на коммуникативную компетентность, такие как: эмоциональная стабильность; чувствительность; тревожность; депрессивность [13]. К немаловажным качествам будущего специалиста отнесены: умение быть убедительным в беседе с пациентом и его родственниками, уважительное отношение к коллегам и к их мнению, особенно когда вопрос касается спорных клинических случаев и требует открытого обсуждения [8, 9, 10]. Отмечен тот факт, что успешность взаимодействия врача и пациента зависит от владения умениями: устанавливать первичный контакт; устанавливать доверительные отношения; решать конфликтные ситуации во время медицинской консультации; проектировать лечебные процедуры с целью выздоровления пациентов [4, 14, 31].
Материалы и методы.Проведено исследование по диагностике способности к эмпатии у студентов медицинского вуза по методике В.В. Бойко, определены особенности гендерных установок с помощью «Полоролевого опросника», исследованы копинг-стили поведения по методике «Индикатор копинг-стратегий».
Результаты исследования. Исследование показало, что 44,7% опрошенных имеют средний уровень эмпатических способностей, 53,2% – заниженный, 2,1% – очень низкий. У 86,6% девушек преобладал эмоциональный канал эмпатии, что позволяет последним легко входить с собеседником в эмоциональный резонанс. Среди юношей 52,9% показали рациональный, 47,1% – интуитивный каналы эмпатии. Анализ структуры копинг-поведения показал, что первое место как у девушек, так и у юношей (соответственно 66,6% и 88,2%) занимала стратегия разрешения проблем. Второе место занимал поиск социальной поддержки, что свидетельствует о значимости социальной поддержки на начальном этапе профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключения. Таким образом, среди анкетированных студентов преобладали установки, ограничивающие эмоциональную отзывчивость. Наряду с этим студенты использовали различные каналы эмпатии, позволяющие им в будущем строить лечебный процесс наиболее эффективно в зависимости от сложившейся ситуации. Уровень коммуникативной компетентности студентов не отличался по показателям «эмпатия» в зависимости от специализации. Активная позиция в выборе копинг-стратегий позволит студентам преодолевать влияние различных видов стресса, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение. В статье рассматриваются различные модели ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения и образования, современные подходы к их комплексному сопровождению. Ранняя комплексная помощь – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, интегрирующая теоретические и практические основы комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии и детей группы риска с первых месяцев жизни. Своевременное появление в психическом развитии ребенка необходимых возрастных достижений зависит от ряда условий: нормального функционирования головного мозга, физического здоровья малыша, сохранности органов чувств, благополучия социальной среды, воспитания.
В последнее время отмечается рост числа детей младенческого возраста с низким темпом психомоторного развития. Многие исследователи причиной этого считают перинатальное поражение центральной нервной системы. Знание этого факта позволяет прогнозировать возможность неблагоприятного психофизического развития ребенка в дальнейшем. В связи с этим важна ранняя диагностика и мониторинг нервно-психического развития ребенка, которые позволяют своевременно и целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. От эффективной организации ранней комплексной помощи в определенной мере зависит предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности в дальнейшей жизни человека.
Материалы и методы. В статье обобщен опыт работы служб ранней помощи города Москвы, входивших в состав экспериментальной площадки СВАО «Включение детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство» в 2012-2014 гг., а также функционирующей в настоящее время службы ранней помощи г. Дзержинска Московской области. Проведен анализ контингента детей, посещающих службы ранней помощи, приведены катамнестические данные на этих детей, показана эффективность работы данных форм ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. Подходы к сопровождению ребенка младенческого и раннего возраста в здравоохранении рассмотрены с позиций многоэтапности, систематичности и непрерывности.
Результаты исследования. Анализ деятельности различных организационных форм раннего сопровождения детей с ОВЗ и детей группы риска в образовательных организациях показал эффективность данного направления в оказании помощи детям с нарушениями развития. Наиболее важным итогом работы подобных служб является улучшение социальной адаптации детей с ОВЗ и, прежде всего, включение их в образовательную среду.
Система здравоохранения Российской Федерации является начальным звеном оказания ранней помощи детям с ОВЗ. Одной из причин необходимости ранней комплексной помощи младенцам является неуклонно растущее число глубоко недоношенных детей и высокий процент их ранней инвалидизации. Среди них большинство составляют дети, родившиеся глубоко недоношенными на 27-34-недельном сроке гестации. Впоследствии у таких детей наблюдаются задержки психического и речевого развития, различные речевые нарушения, трудности обучения, а в наиболее тяжелых случаях детский церебральный паралич и множественные нарушения развития. В связи с этим все мероприятия по абилитации и реабилитации глубоко недоношенных детей в учреждениях здравоохранения приобретают особую социальную значимость. В статье проведен качественный анализ содержания работы стационаров первого, второго и третьего этапов выхаживания новорожденных с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Обсуждение и заключения. Деятельность служб ранней помощи на базе образовательных организаций рассматривается в настоящее время как социальная программа для детей с 2 месяцев до 3 лет с отставанием или риском отставания в развитии, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальных маршрутов развития ребенка. Эта программа строится на принципах: гуманизма; личностно ориентированного подхода к ребенку; учета индивидуальных потребностей каждого ребенка; учета новообразований и ведущей деятельности возраста; раннего выявления и коррекции отклонений в развитии; активного включения семьи в процесс коррекционно-развивающей работы.
Медицинская и психолого-педагогическая помощь детям первого года жизни с нарушениями в развитии оказывается в форме комплексной реабилитации. Реабилитация детей первого года жизни – это не только восстановление или компенсация нарушенных функций организма, но и создание условий для адекватного возрастного формирования всех органов и систем, своевременного восстановления психомоторных умений и навыков. Комплексная реабилитация ребенка младенческого возраста предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на ребенка и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля: врача-неонатолога, врача-невролога, ортопеда и врачей других специальностей, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, а также семейного психолога. Для того, чтобы обеспечить развитие и эффективную адаптацию детей с ОВЗ, необходимо взаимодействие специалистов не только с ребенком, но и со всей его семьей, поскольку родители испытывают множество специфических трудностей, связанных с обеспечением постоянного ухода и организации лечения и развития [24].
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме исследования нарушений письменной речи у младших школьников. В ходе анализа письменных работ учеников начальных классов можно увидеть ошибки, связанные с неусвоением правил правописания, и специфические ошибки, которые определяют какой-либо вид дисграфии.
В письменных работах участников исследования были обнаружены специфические ошибки, связанные с нарушениями звукопроизношения, нарушениями фонематического слуха и фонематического восприятия. Это указывает на артикуляторно-акустическую дисграфию у большинства учеников – участников исследования. В данной статье авторы подробно описали этапы исследования и представили его диагностическую программу, проанализировали результаты, полученные в ходе исследования, а также сформулировали выводы, которые подтверждают необходимость постоянной диагностики и профилактики нарушений письменной речи.
Материалы и методы. Изучение особенностей письменной речи младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией осуществлялось в несколько этапов. На этапе анализа педагогической документации, были исследованы речевые карты учащихся начальных классов. В ходе исследования процесса письма ученики писали диктант и изложение. Данные виды работ значительно отличаются по структуре их реализации, что и обусловило этот выбор. Лексический материал был подобран в соответствии с требованиями программы обучения учеников-участников исследования. Изучение звукопроизносительной стороны речи включало в себя исследование произношения всех групп звуков русского языка у всех участников исследования. Определялись характер и степень нарушения звукопроизношения. Результаты исследования интерпретировались на основании качественно-количественного подхода.
Результаты исследования. В результате исследования было выявлено, что артикуляторно-акустическая дисграфия является одним из самых распространенных видов нарушения письменной речи. Специфические ошибки в письменных работах встречаются как у младших школьников с дисграфией, так и у учеников, у которых нет указания на нарушения письменной речи. В результате качественного анализа диктантов и изложений учеников выявлено, что у значительного количества детей не до конца сформирован навык написания изложения. Дети не могут полностью раскрыть тему, отмечаются единичные ошибки в построении фраз. Наряду с этим дети в письменных работах пропускали отдельные моменты действия, отмечалось нарушение связности рассказа. В письменных работах детей отмечается значительное количество орфографических ошибок. При исследовании звукопроизношения было выявлено, что больше всего ошибок дети допустили при дифференциации звуков по звонкости-глухости.
Обсуждение и заключения. На основании результатов исследования были сделаны выводы: у данной группы участников исследования наиболее распространена артикуляторно-акустическая дисграфия; специфические ошибки и нарушения звукопроизношения наблюдаются у большинства детей вне зависимости от того, выявлена дисграфия или нет. Данные исследования убедительно доказывают необходимость постоянного мониторинга состояния письменной речи всех учащихся, обуславливают важность разработки методических рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Введение. Данная статья посвящена проблеме психологического благополучия личности в контексте становления мужской идентичности, носящей социокультурный характер и производной от принятых субъектом канонов маскулинности. Исходной установкой авторов является идея многовариативности развития мужской идентичности и, соответственно, наличия разных типов данного феномена. Рассмотрены некоторые из существующих на сегодняшний день типологий маскулинности и мужской идентичности. Приводятся аргументы, разоблачающие традиционные стандарты маскулинности и соответствующую им мужскую идентичность. На основе анализа научных первоисточников показана фрагментарность изучения отдельных аспектов психологического благополучия у представителей традиционных вариантов развития мужской идентичности и обоснована актуальность исследования данного феномена у субъектов с другими вариантами мужской идентичности.
Материалы и методы. В логике типологии мужской идентичности Н.К. Радиной и А.А. Никитиной и с позиций концепции психологического благополучия К. Рифф в русле emic-подхода изучена специфика проявления общего уровня и основных компонентов психологического благополучия у представителей разных вариантов развития мужской идентичности применительно к раннему юношескому возрасту. Также проведен сравнительный анализ типов мужской идентичности у юношей-старшеклассников из полных и неполных (материнских) семей.
Результаты исследования. Получены данные, подтвердившие справедливость предположения о том, что для большинства юношей из неполных (материнских) семей оказываются характерны патриархатные и гибридные типы мужской идентичности, тогда как у их сверстников из полных семей наряду с патриархатными и гибридными на порядок чаще встречаются альтернативные варианты развития мужской идентичности. При этом констатирован факт наличия статистически значимых различий по большинству компонентов психологического благополучия у юношей с разными типами мужской идентичности, большинство из которых зафиксированы в пользу испытуемых с альтернативными и реже – патриархатными вариантами развития мужской идентичности. Кроме того, установлено, что наиболее высокие показатели общего уровня психологического благополучия наблюдаются у юношей – представителей альтернативных типов мужской идентичности.
Обсуждение и заключения. По результатам проведенного исследования делается вывод о необходимости смягчения традиционных норм мужественности и наделения легитимным статусом альтернативных стандартов и моделей мужского поведения.
Введение. Статья посвящена проблеме проявлений дефицита совместного внимания в дошкольном возрасте. Совместное внимание рассматривается как ключевой навык в диадическом ориентировании и обеспечении совместного доступа к ссылке на референтный объект в процессе коммуникации. Исследование сфокусировано на том, как взаимосвязаны в типичном и атипичном онтогенезе навыки совместного поиска в эпизодах совместного внимания и понимания преднамеренных действий другого человека.
Материалы и методы. В настоящем исследовании в эксперименте изучается визуальная ориентация на направленные социальные сигналы (ориентация на направление движений глаз партнёра по общению) у типично развивающихся детей (n=21) и детей с задержкой психического развития (n=20). Выборку исследования составили дети дошкольного возраста (5-7 лет). Для фиксации данных использовался критерий распознавания направления движений глаз другого человека для определения местоположения целевого объекта, который выбирает партнёр по общению в ходе эксперимента.
Результаты исследования. Произведено сравнение использования дошкольниками социальных сигналов, которые помогают осуществлять совместный поиск потенциальных визуально доступных референтов и выбрать релевантный объект, который взрослый имел в виду. Показано, что дошкольники с задержкой психического развития испытывают трудности функционального использования совместного внимания для социального обмена. Обнаружены маркеры дефицита совместного внимания, связанные с атипичным развитием на ранней стадии онтогенеза.
Обсуждение и заключения. В эпизодах совместного внимания у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются изменения в профиле наводящих взглядов, чувствительности к направлению взгляда партнёра, отличия и в механистическом и менталистическом взгляде. Можно выделить следующие специфические трудности у детей с задержкой психического развития: недостатки в ссылочном поиске, недостатки в декларативном указании и показе, недостатки в поиске, где другие указывают.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. В статье рассматриваются сравнительные психограммы групп респондентов, сформированных на основании высказанных ими 9 причин неучастия в политической жизни.
Материалы и методы. Для анализа (120 респондентов, 2 социологические анкеты, 6 личностных тестов) используется авторский метод множественного сравнения (обобщенный вариант). В результате определены экстремальности этих 9 групп в рамках задачи, в которой сравнивались 89 групп.
Результаты исследования. Исходя из суммарной выраженности (экстремальности) личностных качеств, для трех групп высокой экстремальности приводятся полные психограммы. Это группы, респонденты которых: 1) затруднились ответить, почему они не принимают участия в политической жизни; 2) не принимают участия в политической жизни по причине личной занятости; 3) не принимают участия в политической жизни по причине, что они доверяют президенту и считают, что он сам решит все проблемы. Для следующих за ними по экстремальности трех групп рассматриваются сокращенные психограммы, в которых указываются только ярко выраженные личностные качества. Это группы, респонденты которых: 1) не участвуют в политической жизни по причине, что политика – «грязное дело» и приличным людям там делать нечего; 2) не видят лидеров, за которыми можно было бы пойти, и поэтому не принимают участия в политической жизни; 3) не принимали участия в политической жизни потому, что, по их мнению, политикой должны заниматься профессионалы. Для оставшихся трех групп, в которых не выявлено ярко выраженных качеств (достаточно усредненная в рамках совокупности 89 групп картина), перечисляются только их названия по причинам неучастия их представителей в политической жизни.
Обсуждение и заключения. В результате можно сделать вывод, что причины неучастия респондентов в политической жизни во многом определяются их психологическим своеобразием.
Введение. Исследование выполнено в рамках коммуникативного подхода в менеджменте, который предполагает изучение коммуникативного потенциала личности как основного фактора успешности деятельности организации. В статье раскрывается содержание коммуникативного потенциала как совокупности эмпатии, тенденции к присоединению и чувствительности к обратной связи у современных менеджеров среднего звена.
Материалы и методы. Исследование коммуникативного потенциала проводилось при помощи опросника А. Мехрабиана. В исследовании приняли участие 84 респондента – управленцы среднего звена, линейные менеджеры, производственных и торговых организаций, имеющие высшее образование и занимающиеся управленческой деятельностью: 34 женщины и 50 мужчин, со стажем работы от 2 до 5 лет, в возрасте от 24 до 45 лет, имеют в подчинении от 5 до 12 человек. Методы обработки данных включали в себя методы описательной статистики и анализ достоверности различий средних значений.
Результаты исследования. Сравнение данных, полученных в результате анализа, c данными успешных менеджеров показало недостаточный уровень развития коммуникативного потенциала менеджеров среднего звена. Анализ полученных данных в зависимости от пола и трудового стажа показал, что чувствительность к обратной связи более выражена у женщин-менеджеров, а также снижается со стажем работы как у мужчин, так и у женщин. Эмпатия также имеет тенденцию к снижению с увеличением стажа.
Обсуждение и заключения. Коммуникативный потенциал менеджеров среднего звена требует специального развития в рамках коммуникативных тренингов. Выявленные в исследовании тенденции представляют собой целевые ориентиры для разработки тренинговых программ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение: психологический образ детства рассматривается как совокупность социальных представлений родителей о ценности детского периода жизни, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи. Выдвинуто предположение, что субъективный образ детства определяет выбор родителями образовательной траектории ребенка и актуализируется в ситуации ее выбора. Представлены результаты трехлетнего эмпирического изучения структуры и содержания социальных представлений об основных компонентах детства у родителей, чьим детям предстоит переход на новую ступень образования: поступление в школу, переход в среднюю школу и окончание основной школы.
Материалы и методы: исследование проведено в контексте структурного подхода
Ж.-К. Абрика, разрабатывавшегося в русле концепции С. Московичи. В качестве основного методического приема использован метод прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса.
Результаты исследования: установлено, что сложившийся у родителей психологический образ детства является устойчивым в той его части, которая опирается на стереотипы и культурные традиции общества, а также на их собственный жизненный опыт. Более подвижная, изменчивая часть образа детства отражает те изменения родительских представлений, которые связаны с возрастными потребностями детей и целевыми установками самих родителей.
Обсуждение и заключения: подтвердилась гипотеза о том, что родители, чьи дети обучаются в школах, отличающихся по уровню сложности реализуемых в них образовательных программ, имеют разные представление о ценностях и задачах детского периода жизни ребенка. На основании полученных материалов реконструированы описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбравших для своих детей школы с разными требованиями к их интеллектуальному и психологическому развитию: обычные массовые школы либо образовательные учреждения с высокими рейтинговыми позициями.
Введение. Проблема информационного насилия в современном обществе пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и оказывает влияние на все его структурные аспекты. Информационное насилие, выражающееся в навязывании ложных идеалов и смыслов человеческой жизни, нейролингвистического программирования, в публичном разврате и псевдоинформации, оказывает негативное влияние на эволюцию сознания человека. Особой формой информационного насилия является игровая компьютерная зависимость, которая в зарубежной и отечественной психологии уже не является новой, но вследствие серьезных негативных последствий она не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большую остроту в связи с увеличением патологически зависимых компьютерных игроков.
Материалы и методы: для реализации задач исследования применялся диагностический комплекс, который включал в себя: авторский опросник на выявление уровня развития игровой компьютерной зависимости; культурально очищенный тест Р. Кеттела (CFТ-2); методику исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейна (С.Я. Рубинштейн); методику определения коммуникативных и организаторских способностей КОС-2 (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); опросник склонности к риску СР-2 (А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев.); авторский опросник для младших подростков «Структура субъектности»; опросник «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина; тест-опросник «Диагностика волевого потенциала личности» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман).
Результаты исследования. В результате исследования был проведен теоретический анализ личностных предпосылок развития игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте; выявлены индивидуально-личностные факторы игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте; определены особенности развития субъектности со сбалансированным и несбалансированным типами развития субъектности в зависимости от степени игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте. Выборка исследования – 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет (младший подростковый возраст). Сравнительный анализ результатов исследования индивидуально-личностных факторов подростков с высоким и низким уровнем игровой компьютерной зависимости показал значимые различия (p<0,001).
Обсуждение и заключения. В результате исследования было установлено, что компьютерные игры, являясь элементом информационной среды современного общества, оказывают значимое влияние на развитие психических особенностей младшего подростка. У детей с высокими показателями игровой компьютерной зависимости отмечаются низкие показатели когнитивных способностей, слабо выражено осознание способности к рефлексии, низкий уровень осознания свободы выбора и ответственности за него, слабо выражено понимание и принятие другого, недостаточно развито осознание саморазвития.
Введение. В статье представлен фрагмент комплексного исследования формирования
Я-концепции лиц разного возраста с интеллектуальными нарушениями, посвященный изучению Я-социального у младших школьников с легкой умственной отсталостью. Освещены вопросы диагностики и качественного анализа состояния этого структурно-содержательного компонента Я-концепции. Структурирование Я-концептуальных компонентов личности имеет большое значение для формирования у младшего школьника с нарушением интеллекта навыков диалогического взаимодействия с окружающим и развивает способность к адаптации в среде сверстников с последующей интеграцией в общество. У младших школьников с умственной отсталостью нарушение формирования представлений о себе в силу интеллектуального недоразвития является базисом для возникновения впоследствии сложностей социального взаимодействия, а неспособность самостоятельно преодолеть эти трудности влечет за собой дезадаптацию и рано возникающую асоциальность в поведении.
Ребенку с нарушением интеллекта сложно вступать в диалогические отношения с окружающим миром, способность к которым является сущностной характеристикой личности для формирования адаптивного поведения. Поведенческие проявления младшего школьника с легкой умственной отсталостью в ряде случаев не осознаны, импульсивны, реактивны, не контролируемы. И в этом случае обращает на себя внимание качественное своеобразие личностных характеристик таких детей и специфика формирования их самосознания как регулятора социального поведения.
Материалы и методы. Использовался анализ анамнестических данных, структурированная беседа, а также диагностический комплекс, который включал в себя несколько авторских методик, разработанных для исследования Я-социального у лиц с легкой степенью умственной отсталости. Исследование ожидаемого отношения от представителей ближайшего окружения проводилось с помощью методики «Шарики», определение отношения к представителям ближайшего окружения – посредством методики «Лесенка». Изучение ожидаемого отношения от представителей ближайшего окружения и собственного отношения ребенка к ним в структуре Я-социального – модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви. Методика «Надо быть таким» использовалась для диагностики элементов социального должествования директивного характера, безотносительно к личностно привлекательному прообразу.
Результаты исследования. В статье представлены методики и результаты изучения компонента Я-социальное у младших школьников с умственной отсталостью. Исследуется ожидаемое ребенком отношение от представителей ближайшего окружения и собственное отношение к ним, социально желательные качества (по мнению ребенка) и нормы социального должествования, усвоенные детьми. В эксперименте приняли участие 53 ребенка с легкой умственной отсталостью (F 70 по МКБ-10). Участники исследования были разделены на группы: в зависимости от проживания/непроживания ребенка в интернате и формы обучения (дифференцированное или инклюзивное), которое дети получают. Сформировано три группы: группа А – дети, получающие дифференцированное обучение, проживающие в интернате (31 человек); группа В – дети, получающие дифференцированное обучение, ежедневно приходящие в школу (9 человек); группа С – дети, обучающиеся в инклюзивном классе, приходящие в школу (13 человек).
Для выполнения детям был предложен диагностический комплекс, разработанный с учетом интеллектуальных и лингвистических возможностей субъектов диагностики, включающий в себя несколько взаимосвязанных методик, предполагающих качественно-количественную оценку с учетом основных критериев диагностики психической сферы лиц с нарушением интеллекта. Экспериментальное изучение показало, что компонент Я-социальное в структуре Я-концепции на этапе младшего школьного возраста имеет качественное своеобразие. Уровень выполнения заданий диагностической программы детьми с легкой степенью умственной отсталости не однороден. В основном задания выполняются на высоком и среднем уровне, когда респонденты понимают инструкцию, принимают небольшую организующую помощь экспериментатора, адекватно отвечают на поставленные вопросы, нередко дают не только стандартизированные, но и спонтанные ответы. Данный факт свидетельствует в пользу релевантности предложенных методик задачам изучения Я-концептуальных компонентов самосознания детей с нарушением интеллекта. При наличии выполнения задания ниже среднего уровня минимальные баллы, полученные детьми, связаны не столько с непониманием инструкции, сколько с низкой мотивацией к диагностической процедуре. Минимальные, максимальные, средние значения и общее распределение баллов, полученных детьми групп А, В, С за выполнение заданий в исследовании Я-социального, значимо не отличаются, что подтверждается статистически при расчете непараметрического статистического критерия Манна-Уитни для несвязанных выборок. Таким образом, компонент Я-социальное у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста является относительно сформированным. Качественной спецификой этого компонента Я-концепции на данном возрастном этапе является его преимущественно положительная направленность в части, касающейся ожидаемого ребенком отношения от представителей ближайшего окружения и собственного положительного отношения к ним. Отмечается выраженная значимость для ребенка с умственной отсталостью оценок его личности и деятельности от ближайшего окружения и особенно, значимых взрослых. У детей, получающих дифференцированное и инклюзивное обучение, Я-социальное структурно и содержательно отличаются незначительно, в аспектах, обусловленных спецификой данных форм обучения и организацией взаимодействия детей в «безбарьерной» среде сверстников и в условиях специальной школы.
Обсуждение и заключения. Исследование продемонстрировало наличие специфических структурно-содержательных проявлений компонента Я-социального младших школьников с легкой умственной отсталостью. В результате исследования ожидаемого детьми с умственной отсталостью отношения от представителей ближайшего окружения выявлена положительная направленность тенденций развития этого аспекта формирования Я-социального. Положительная направленность ожидаемого отношения связана с собственным положительным отношением ребенка к значимым другим и зачастую связана не с оценкой ребенком реального положения вещей и поступков отдельных лиц, а с высокой значимостью этих представителей для самого ребенка, возможности общения с ними, потребностью ребенка в аффилиации, принадлежности, принятии и близости. При этом негативно на социально-поведенческой реализации младших школьников с умственной отсталостью может сказаться фрагментарность в оценке семантического наполнения понятий «друг», «знакомый», «приятель», «значимый человек» с точки зрения близости и доверия субъекту, попадающему в этот ближний круг. Генерализация детьми с умственной отсталостью единичных результатов фрустрационных опытов и переживаний неуспешности/неудовлетворения потребностей плюс возникающий в ряде отдельных случаев социального взаимодействия перенос этих фрустрационных направлений на общее ожидаемое отношение от представителей ближайшего и ближнего окружения может явиться базисом для формирования патохарактерологических особенностей личности на этапе подростничества на основе реакций эмансипации или реализации протестной активности в контексте общей дестабилизации поведения. Идеализация асоциальных родительских прообразов и выраженная некритичность к реальному поведению близких может стать фундаментом последующего копирования вариантов асоциального поведения на более поздних возрастных этапах.
Введение. В данной статье рассматривается проблема профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. В результате исследования установлено, что направления современной подготовки молодежи в образовательных организациях к осознанному выбору профессии во многом обусловлены современными социально-экономическими (трудовая миграция, снижение численности трудоспособного населения, сокращение рабочих мест и т.п.) и социально-педагогическими условиями – стандартизацией образования, научно-теоретической подготовкой к ЕГЭ и др., при этом учет личностного потенциала человека, его интересов, ценностей, мировоззрения уходит «на второй план». Выявлены некоторые причины данного явления, а именно: недостаточная подготовка педагогов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования (С.Н. Чистякова); замена профессиональных ценностей, ориентированных на становление профессионала – мастера своего дела, на «идеальный образ жизни – американский, европейский и т.д.»; внедрение информационных технологий в жизнь общества; государственная поддержка программы самозанятости населения со стороны государства и т.п.
В связи с этим в работе актуализируется необходимость целенаправленного постепенного формирования у обучающейся молодежи внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью преодоления разрыва между теорией и реальной системой профориентационной работы в образовательном процессе школы. По мнению Н. Еремеевой, А.П. Панфиловой, Н.С. Пряжникова, современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности – она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действием обучающихся, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал.
В связи с этим целью нашего исследования является обеспечение комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз».
Материалы и методы. Разработана и представлена модель комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Модель реализуется на базе МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Н. Новгород. Школа осуществляет общеобразовательные программы (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением экономики (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением математики (нормативный срок обучения 2 года).
С целью определения исходных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников проведено пилотажное исследование. Основу диагностического инструментария составили методики: опросник личностных ориентаций Э. Шострома (адаптирован Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика) – измеряет самоактуализацию личности (САТ); методика изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).
Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования за 2016-2017 уч. г. и 2017-2018 уч. г. на базе МАОУ «СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов» показывают, что профориентационная работа на базе созданного интегративного комплекса «школа – вуз», реализующего программу развития образовательного учреждения «Школа – комплекс инновационного образования», соответствует указанным цели и задачам исследования и позволяет эффективно готовить обучающуюся молодежь к выбору профессии и дальнейшему карьерному росту.
Обсуждение и заключение. Высокие показатели по предложенным нами методикам по итогам исследования свидетельствует о том, что старшеклассники имеют достаточное представление о процессе выбора профессии, требованиям к личности, профессиональным умениям, что позволило молодежи определиться с выбором профессии и вуза, в котором можно пройти профессиональную подготовку.
Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Качественные и количественные показатели мониторинга поступления обучающихся в профессиональные образовательные организации, опубликованные на официальном сайте МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» подтверждают эффективность проводимой работы.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Введение. Цель данного исследования – выявить специфику взаимоотношений этногенеза и культурогенеза в философском творчестве Л.Н. Гумилева, для чего необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: определить понятия «этногенез» и «культурогенез», установить их соотношение, зависимость и взаимообусловленность; проанализировать явление пассионарности и его роль в культурогенезе; охарактеризовать специфику этногенеза двух суперэтносов (Киевская Русь и Московская Русь) в процессе этнической истории.
Материалы и методы. Материалом исследования являются труды выдающегося мыслителя ХХ века Л.Н. Гумилева, в том числе посвященные проблемам этно- и культурогенеза. Используются традиционные для историко-философского исследования методы: историко-логический, компаративистский, системно-структурный.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования установлено, что «этногенез» и «культурогенез» в философском творчестве Л.Н. Гумилева – понятия, лежащие в «разных плоскостях», поэтому этническое разнообразие лишь в известной мере обусловливает разнообразие культур. При этом важно, что этногенез – необходимое условие культурогенеза, ибо этнос и сохраняется, и охраняется накопленной им культурой.
По Л.Н. Гумилеву, важнейшим элементом культурогенеза является пассионарность – феномен, определяющий интенсивность развития культуры на различных этапах этногенеза. Так, рост пассионарности порождает оригинальную культуру, спад позволяет этносу заимствовать у других этносов с целью сохранения и развития собственного.
Выявляются обозначенные Л.Н. Гумилевым особенности изучения культуры этносов, которые позволили бы создать цельную и непротиворечивую картину культурных достижений того или иного этноса. Так, наиболее предпочтительным оказывается диахронический подход, синхронический же анализ культуры может привести к ошибкам в понимании и оценке места и роли данного этноса в истории.
Наконец, дается характеристика отношения мыслителя к современной ему истории России и понимания им дальнейшего пути развития российского государства, главным условием которого является сохранение этнической и культурной самобытности русского суперэтноса.
Обсуждение и заключения. Для Л.Н. Гумилева очевидно, что этногенез – необходимое условие развития культурогенеза. Никакой кризис не может полностью разрушить, уничтожить культуру. Этнос охраняется, сохраняется накопленной им культурой. Но логика этнической истории существенно отличается от логики истории культуры. Учитывая специфику этногенеза русского суперэтноса, мыслитель определяет этапы этнической истории России, которая к концу ХХ века вступает в «фазу спокойного бытия», но, предостерегает Л.Н. Гумилев, события 90-х годов со всей очевидностью показали, что главным условием дальнейшего развития является сохранение нашей этнической и культурной оригинальности и самобытности.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Введение. Статья посвящена отношениям языка, системы образования и человека. Выявление бытийного статуса языка и образования тесно связано с их природой и природой человека как непрестанно становящегося существа. Язык определяется как фундаментальное условие существования системы образования.
Материалы и методы. В философско-педагогическом исследовании использовались понимающие подходы в образовании, статья опирается на анализ классических и современных работ по философии языка и философии образования. Философское исследование основной опорой имеет герменевтический и экзистенциальный фундамент, представленный в трудах крупнейших немецких мыслителей М. Хайдеггера и
Х.-Г. Гадамера. Герменевтическая методология в исследовании сочетается с диалектическим подходом.
Результаты исследования. Процесс понимания в рамках герменевтической методологии предстаёт как способ бытия человека и цель системы образования. Язык предстаёт и как факт бытия (метафизическое явление), и как явление культуры. Доказывается, что объектом философского исследования на границе философии языка и образования должны быть прежде всего позиции классиков, чьи работы посвящены проблемам философии языка (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, А.Н. Портнов, Ф. Кайнц и др.). Делается вывод о том, что общество нуждается в тишине, техногенная цивилизация создала мир «шумовой» техники, все попали в век цифровизации. И педагоги, и учащиеся отвыкли от тишины, не умеют и не хотят вслушиваться в неё.
Обсуждение и заключения. Рассмотрена активная роль языка (язык инициативен) в бытии культуры, значение языка как факта бытия для человеческого существования. Онтологический статус языка и бытийная концепция образования выводимы в рамках педагогической герменевтики.