Изучение особенностей письменной речи младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-6
Аннотация
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме исследования нарушений письменной речи у младших школьников. В ходе анализа письменных работ учеников начальных классов можно увидеть ошибки, связанные с неусвоением правил правописания, и специфические ошибки, которые определяют какой-либо вид дисграфии.
В письменных работах участников исследования были обнаружены специфические ошибки, связанные с нарушениями звукопроизношения, нарушениями фонематического слуха и фонематического восприятия. Это указывает на артикуляторно-акустическую дисграфию у большинства учеников – участников исследования. В данной статье авторы подробно описали этапы исследования и представили его диагностическую программу, проанализировали результаты, полученные в ходе исследования, а также сформулировали выводы, которые подтверждают необходимость постоянной диагностики и профилактики нарушений письменной речи.
Материалы и методы. Изучение особенностей письменной речи младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией осуществлялось в несколько этапов. На этапе анализа педагогической документации, были исследованы речевые карты учащихся начальных классов. В ходе исследования процесса письма ученики писали диктант и изложение. Данные виды работ значительно отличаются по структуре их реализации, что и обусловило этот выбор. Лексический материал был подобран в соответствии с требованиями программы обучения учеников-участников исследования. Изучение звукопроизносительной стороны речи включало в себя исследование произношения всех групп звуков русского языка у всех участников исследования. Определялись характер и степень нарушения звукопроизношения. Результаты исследования интерпретировались на основании качественно-количественного подхода.
Результаты исследования. В результате исследования было выявлено, что артикуляторно-акустическая дисграфия является одним из самых распространенных видов нарушения письменной речи. Специфические ошибки в письменных работах встречаются как у младших школьников с дисграфией, так и у учеников, у которых нет указания на нарушения письменной речи. В результате качественного анализа диктантов и изложений учеников выявлено, что у значительного количества детей не до конца сформирован навык написания изложения. Дети не могут полностью раскрыть тему, отмечаются единичные ошибки в построении фраз. Наряду с этим дети в письменных работах пропускали отдельные моменты действия, отмечалось нарушение связности рассказа. В письменных работах детей отмечается значительное количество орфографических ошибок. При исследовании звукопроизношения было выявлено, что больше всего ошибок дети допустили при дифференциации звуков по звонкости-глухости.
Обсуждение и заключения. На основании результатов исследования были сделаны выводы: у данной группы участников исследования наиболее распространена артикуляторно-акустическая дисграфия; специфические ошибки и нарушения звукопроизношения наблюдаются у большинства детей вне зависимости от того, выявлена дисграфия или нет. Данные исследования убедительно доказывают необходимость постоянного мониторинга состояния письменной речи всех учащихся, обуславливают важность разработки методических рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии.
Об авторах
Т. В. СкребецРоссия
Скребец Татьяна Викторовна – кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Институт специального образования и комплексной реабилитации
Москва
Е. А. Тихонова
Россия
Тихонова Елена Алексеевна – учитель начальных классов
Московская область, Раменский м.р., деревня Островцы, Московская область
Е. А. Юдина
Россия
Юдина Елена Алексеевна – психолог
Нижний Новгород
Список литературы
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н. Методика развития зрительного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области: материалы II научной конференции / под ред. Е.А. Шмелевой. Шуя, 2016. С. 63-66.
2. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 10.
3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.
4. Волковская Т.Н. Профессиональное взаимодействие логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2015. №4(66). С. 3-12.
5. Волковская Т.Н. Психологическое сопровождение как компонент системы психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара: в 2 томах / сост. Н.М. Назарова, Н.Ш. Тюрина. М.: Парадигма, 2016. Т. 1. С. 118-123.
6. Волковская Т.Н., Золотова Т.Н. К проблеме изучения учебной мотивации у младших школьников с трудностями овладения письмом и чтением // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 315-322.
7. Гусейнова А.А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в образовательных организациях // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / сост. О.Г. Приходько, А.С. Павлова, А.В. Миронова. М., 2019. С. 101-107.
8. Егорова П.А., Сорокоумова С.Н. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в массовую общеобразовательную среду 1. // Научная инициатива в психологии: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2017. С. 86-93.
9. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 2005. 156 с.
10. Левченко И.Ю. Качественный анализ результатов наблюдения за учебной деятельностью младших школьников для выявления отклонений в развитии и трудностей обучения // Стратегии комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретический и прикладной аспект: межвузовский сборник научных статей. М., 2011. С. 4-7.
11. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста: монография. М., 2008. 153 с.
12. Мануйлова В.В. Подготовка к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. М., 2017. 94 c.
13. Мануйлова В.В. Современные информационные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции/ сост. О.Г. Приходько, А.С. Павлова, А.В. Миронова. М., 2019. С. 173-183.
14. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: Аркти, 2005. 400 с.
15. Скребец Т.В. Анализ графических ошибок в письменных работах учащихся начальной школы // Начальное образование. 2017. Т. 5, №3. С. 39-44.
16. Скребец Т.В. Динамика нарушений письменной речи у учащихся начальной школы // Психология обучения. 2012. №6. С. 30-35.
17. Скребец Т.В. Психологическое сопровождение процесса коррекции дисграфических расстройств учеников начальной школы // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. №1(75). С. 50-60.
18. Сорокоумова С.Н., Азина Е.Г., Комарова Л.Ю. Специфика логопедической помощи младшим школьникам в условиях инклюзивного образования // Инициативы XXI века. 2016. №3-4. С. 83-86.