Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-10
Аннотация
Введение. Исследование выполнено в рамках коммуникативного подхода в менеджменте, который предполагает изучение коммуникативного потенциала личности как основного фактора успешности деятельности организации. В статье раскрывается содержание коммуникативного потенциала как совокупности эмпатии, тенденции к присоединению и чувствительности к обратной связи у современных менеджеров среднего звена.
Материалы и методы. Исследование коммуникативного потенциала проводилось при помощи опросника А. Мехрабиана. В исследовании приняли участие 84 респондента – управленцы среднего звена, линейные менеджеры, производственных и торговых организаций, имеющие высшее образование и занимающиеся управленческой деятельностью: 34 женщины и 50 мужчин, со стажем работы от 2 до 5 лет, в возрасте от 24 до 45 лет, имеют в подчинении от 5 до 12 человек. Методы обработки данных включали в себя методы описательной статистики и анализ достоверности различий средних значений.
Результаты исследования. Сравнение данных, полученных в результате анализа, c данными успешных менеджеров показало недостаточный уровень развития коммуникативного потенциала менеджеров среднего звена. Анализ полученных данных в зависимости от пола и трудового стажа показал, что чувствительность к обратной связи более выражена у женщин-менеджеров, а также снижается со стажем работы как у мужчин, так и у женщин. Эмпатия также имеет тенденцию к снижению с увеличением стажа.
Обсуждение и заключения. Коммуникативный потенциал менеджеров среднего звена требует специального развития в рамках коммуникативных тренингов. Выявленные в исследовании тенденции представляют собой целевые ориентиры для разработки тренинговых программ.
Об авторе
И. В. ВолковРоссия
Волков Игорь Владимирович – кандидат психологических наук
Нижний Новгород
Список литературы
1. Вересов Н.Н. Психология управления: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 222 с.
2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. 702 с.
3. Пузиков В.Г. Коммуникативные качества руководителей: диc. … канд. психол. наук. СПб., 1995. 178 с.
4. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 352 с.
5. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2000. 111 с.
6. Castelli P., Wan Abdul Rahman W.A. The impact of empathy on leadership effectiveness among business leaders in the United States and Malaysia // International Journal of Business, Economics and Management. 2013. No. 3. Pp. 83-97.
7. Greene J.O., Burleson B.R. (eds.) Handbook of communication and social interaction skills. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2003. 1032 p.
8. Hodges S.D., Klein K.J. Regulating the costs of empathy: the price of being human // Journal of Socio-Economics. 2001. No. 30. Pp. 437-452.
9. Luthra A., Dahiya R. Effective Leadership is all About Communicating Effectively: Connecting Leadership and Communication // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 3 (5). Pp.43-48.
10. Luthra A., Singh K. Organizational Communication and Management Effectiveness: An analytical Study at Various Managerial Levels // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 5. Pp. 59-66.
11. Mehrabian A. Evidence bearing on the affiliative tendency (MAFF) and sensitivity to rejection (MSR) scales // Current Psychology. 1994. No. 13. Pp. 97-116. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02686794.
12. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 2006. No. 40. Pp. 525-543. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1972.tb00078.x.
13. Meyer J.P., Becker T.E., Vandenberghe C. Employee commitment and motivation: A conceptual analysis and integrative model // Journal of Applied Psychology. 2004. No. 6(89). Pp. 991-1007.
14. Miyashiro M.R. The Empathy Factor: Your Competitive Advantage for Personal, Team, and Business Success. Ecinitas: Puddledancer Press, 2011. 269 p.
15. Okoro E., Washington M.C., Thomas O. The Impact of Interpersonal Communication Skills on Organizational Effectiveness and Social Self-Efficacy: A Synthesis // International Journal of Language and Linguistics. 2017. No. 3(4). Pp. 28-32.
16. Penley L.E., Alexander E.R., Jernigan I.E., Henwood C.I. Communication Abilities of Managers: The Relationship to Performance // Journal of Management. 1991. No. 1(17). Pp. 57-76. DOI: 10.1177/014920639101700105.
17. Steinmann B., Ötting S. K., Maier G. W. Need for Affiliation as a Motivational Add-On for Leadership Behaviors and Managerial Success // Frontiers in psychology. 2016. No. 7. P. 1972. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01972.
18. Trujillo J.P, Simanova I., Bekkering H., Özyürek A. Communicative intent modulates production and comprehension of actions and gestures: A Kinect study // Cognition. 2018. No. 180. Pp. 38-51.
19. Verma D. Communication: A Necessary Leadership Skill // Management Guru: Journal of Management Research. 2013. No. 2. Pp. 95-101.
20. Vries R.E. de, Bakker-Pieper A., Oostenveld W. Leadership = Communication? The Relations of Leaders' Communication Styles with Leadership Styles, Knowledge Sharing and Leadership Outcomes // Journal of business and psychology. 2010. No. 3(25). Pp. 367-380. DOI: 10.1007/s10869-009-9140-2.