Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-1
Аннотация
Введение. Проблема оценки персонала образовательных организаций становится все более актуальной наряду с возрастанием значимости таких факторов, как компетентность, эффективность и лояльность персонала в условиях постоянных изменений и ресурсных ограничений в отрасли. Поиск новых подходов и инструментов оценки деятельности работников обусловлен необходимостью формирования индивидуальных решений по развитию и мотивации персонала в организациях сферы образования и интенсификацией цифровизации всех процессов.
Материалы и методы. В статье описана модель оценки эффективности деятельности руководящих работников образовательных организаций, сформированы подходы к процедуре оценки деятельности руководителей образовательных организаций, описана методология формирования модели, раскрыты основные элементы модели, представлено описание методики комплексной оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций муниципального уровня, в основе которой показатели качества выполнения различных аспектов работы руководителя.
Результаты исследования. В статье представлены основные оценочные блоки модели автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода, дана характеристика каждого модуля.
Обсуждение и заключения. По результатам формирования модели даны предложения по практической ее реализации применительно к образовательным организациям общего, дошкольного и дополнительного образования города Нижнего Новгорода, даны рекомендации по развитию системы с целью формирования информационно-образовательного комплекса, обеспечивающего успешную аттестацию руководящих работников образовательных организаций на муниципальном уровне. По результатам проведенных работ сделан вывод о возможности использования предложенной модели для руководителей образовательных организаций других муниципалитетов. Практическая реализация оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций на основе предложенной модели способствует оптимизации процесса оценки, а также обучения и развития руководящего персонала, обеспечивает рост показателей результативности руководящего персонала, а также совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала как ключевого фактора управления карьерой персонала.Об авторах
Е. П. СедыхРоссия
Седых Екатерина Павловна – кандидат педагогических наук, доцент, директор института стратегического развития
Нижний Новгород
В. А. Житкова
Россия
Житкова Валерия Александровна – кандидат экономических наук, директор центра стратегического планирования
Нижний Новгород
Список литературы
1. Анализ эффективности использования персонала в организации: учебное пособие-практикум / С.А. Шапиро [и др.]. М.: Директ-Медиа, 2015. 210 с.
2. Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. М.: Эксмо, 2006. 656 с.
3. Апенько С.Н. Оценка персонала: Эволюция подходов и технологии их использования: монография / под ред. В.С. Половинко. М.: Информ-Знание, 2004. 300 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. 384 с.
5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2017. 848 с.
6. Асалиев А.М., Вукович Г.Г., Кириллова О.Г., Косарева Е.А. Оценка персонала в организации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 171 с.
7. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2007. 560 с.
8. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблема конкурсного отбора. М.: ИПК ГС, 1995. 143 с.
9. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М.: ИПК ГС, 1995. 112 с.
10. Баранников А.В., Королев М.Ф., Науменко Б.Н. Концепция управления качеством образования // Вестник образования Минобразования РФ. 1992. №6-7. С. 25-48.
11. Ворошилова Е.Н. Аспекты совершенствования кадрового потенциала крупнейшего регионального вуза // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2014.
12. Горшенин В., Рамперсад Х., Степичева А. Путь к достижению эффективности, гармоничного развития личности и организации // Управление персоналом. 2008. №1. URL: https://www.lawmix.ru/bux/55898 (дата обращения: 16.05.2019).
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ. URL: http://www.zakonrf.info/gk/ch1/ (дата обращения: 24.10.2019).
14. Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. М.: Эксмо, 2006. 432 с.
15. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 356 с.
16. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2000. 576 с.
17. Забродин Ю.М. Вопросы развития прикладной психологии в реформирующейся России // Прикладная психология. 1998. №2. С. 1-17.
18. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: Интел-Синтез, 1992. 168 с.
19. Зайнетдинова И.Ф. Оценка деятельности работников организации: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. 120 с.
20. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 160 с.
21. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник / Е.И. Данилина [и др.]. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 208 с.
22. Красиков А.С. Оценка качества труда руководителя сферы образования: учебное пособие. СПб.; Вологда, 2006. 176 с.
23. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала: учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. 320 с.
24. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. М.: Экзамен, 2005. 207 с.
25. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2008. 638 с.
26. Кокурина И.Г. Социально-психологическая диагностика организации: критерии, принципы, методы и некоторые результаты // Социально-психологические проблемы управленческой деятельности в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий: материалы семинара. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1989. С. 98-106.
27. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: Мысль, 1996. 265 с.
28. Лукьянова Т.В., Ярцева С.И., Коновалова В.Г. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе. М.: Проспект, 2015. 72 c.
29. Маслова, Я.Ю. Видо-типологическая классификация подходов к оценке персонала // Вестник Поволжского института управления. 2013. Выпуск 2(35). С. 98-104.
30. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Издательство «Финпресс», 2004. 288 с.
31. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Издательство журнала «Управление персоналом», 2005. 550 с.
32. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность». URL: http://base.garant.ru/70662982/ (дата обращения: 21.10.2019).
33. Приказ Рособрнадзор и Минпросвещения России от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». URL: http://www.rcoi68.ru/wp-content/uploads/oido/2019/590_219_060519.pdf (дата обращения: 22.10.2019).
34. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/paragraph/518:0 (дата обращения: 22.10.2019).
35. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. №448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». URL: http://base.garant.ru/55171672/ (дата обращения: 23.10.2019).
36. Приказ министерства образования Нижегородской области от 20.10.2014 №2307 «Об организации аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении органов, осуществляющих управление в сфере образования, и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность». URL: http://www.profobr.nnov.ru/docs/soctrudprava/Prikaz2307-at.pdf (дата обращения: 23.10.2019).
37. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Моделирование системы управления развитием персонала на основе показателей KPI в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: http://www.science-education.ru/123-20199 (дата обращения: 16.05.2019).
38. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11 (часть 1). URL: URL:https://www.top-technologies.ru/pdf/2016/11-1/36375.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
39. Руденко Г. Политика вознаграждения как фактор управления трудовым поведением // Кадровик. 2002. №9. С. 42-46.
40. Седых Е.П., Мялкина Е.В., Житкова В.А. Управление эффективностью персонала в условиях проектного вуза: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.
41. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера: пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2007. 536 с.
42. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации – Human Resource Champions: The Next Agenda for Adding Value and Delivering Results. М.: «Вильямс», 2006. 304 с.
43. Фрумин И.Д., Абанкина И.В., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Деркачев П.В., Дудырев Ф.Ф., Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Пинская М.А. Образовательная политика и долговременные тенденции // Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / отв. ред.: Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 239-289. URL: https://www.hse.ru/org/persons/372992#sci (дата обращения: 11.10.2019).
44. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 21.10.2019).
45. Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М.: Прогресс-Универс, 1992. 342 с.
46. Шекшня Е.В. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 363 с.
47. Ananiadou K., Claro M. 21st Century skills and competences for new millennium learners in OECD countries // OESD Education Working Papers. 2009. Vol. 41. DOI: https://doi.org/10.1787/19939019.
48. Bates R.A., Holton E.F. Computerised performance monitoring: a review of human resource issue // Human Resource Management Review. 1995. Vol. 5, no. 4. Pр.267-288. DOI: https://doi.org/10.1016/1053-4822(95)90010-1.
49. Clealand D.I., King W.R. Project Management Handbook. 2nd.Ed. New York, Van Nostrand Reinhold, 1988. 1008 р.
50. Grundy T. Strategy Implementation through Management. Thoro-good Publishing Ltd, 2003. 119 p.
51. Kaplan R.S., Norton D.P. Alignment: Using the Balanced Scorecard to Create Corporate Synergies. Boston: Harvard Business School Press, 2006. 302 p.
52. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard business review. 2007. Available at: https://hbr.org/2007/07/using-the-balanced-scorecard-as-a-strategic-management-system (accessed: 27.05.2019).
53. Lawrie G., Abdullah N.A., Bragg Ch., Varlet G. Multi-level strategic alignment within a complex organization // Journal of Modelling in Management. 2016. Vol. 11(4). Pp.889-910.
54. Lawrie G., Andersen H., Cobbold I. Balanced Scorecard implementation in SMEs: reflection in literature and practice. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/2f0d/fe85c4f4a456e545047cdf822d5c90ff3532.pdf (accessed: 01.02.2018).
55. March J.G. Research on organizations: Hopes for the past and lessons from the future // Nordiske Organisasjonsstudier. 1999. Vol. 1(1). Pp. 69-83.
56. Mosca M., Pastore F. Wage effects of recruitment methods. IZA Working Paper, 2008. Available at: http://ftp.iza.org/dp3422.pdf (accessed: 01.02.2018).
57. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009. 452 p.
58. Yakubovich V. Weak Ties, Information, and Influence: How Workers Find Jobs in a Local Russian Labor Market. DOI: https://doi.org/10.1177%2F000312240507000303.
59. Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the corporatelly unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research. 2013. Vol. 70(2). Pp. 151-179.
60. Irvin Derek. The Role of Tangible vs. Intangible Rewards in Strategic Recognition. CoM, MIT, 2010. Available at: https://www.recognizethisblog.com/2009/05/the-role-of-tangible-vs-intangible-rewards-in-strategic-recognition/ (accessed: 05.02.2018).
61. Shahnawaz Saqib. Impact of Tangible and Intangible Rewardson Organizational Commitment: Evidence from the Textile Sector of Pakistan // American Journal of Industrial and Business Management. 2015. Vol. 5. Pp. 138-147.