Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психологический образ детства у родителей современных школьников

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-11

Полный текст:

Аннотация

Введение: психологический образ детства рассматривается как совокупность социальных представлений родителей о ценности детского периода жизни, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи. Выдвинуто предположение, что субъективный образ детства определяет выбор родителями образовательной траектории ребенка и актуализируется в ситуации ее выбора. Представлены результаты трехлетнего эмпирического изучения структуры и содержания социальных представлений об основных компонентах детства у родителей, чьим детям предстоит переход на новую ступень образования: поступление в школу, переход в среднюю школу и окончание основной школы.

Материалы и методы: исследование проведено в контексте структурного подхода
Ж.-К. Абрика, разрабатывавшегося в русле концепции С. Московичи. В качестве основного методического приема использован метод прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса.

Результаты исследования: установлено, что сложившийся у родителей психологический образ детства является устойчивым в той его части, которая опирается на стереотипы и культурные традиции общества, а также на их собственный жизненный опыт. Более подвижная, изменчивая часть образа детства отражает те изменения родительских представлений, которые связаны с возрастными потребностями детей и целевыми установками самих родителей.

Обсуждение и заключения: подтвердилась гипотеза о том, что родители, чьи дети обучаются в школах, отличающихся по уровню сложности реализуемых в них образовательных программ, имеют разные представление о ценностях и задачах детского периода жизни ребенка. На основании полученных материалов реконструированы описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбравших для своих детей школы с разными требованиями к их интеллектуальному и психологическому развитию: обычные массовые школы либо образовательные учреждения с высокими рейтинговыми позициями.

Об авторе

А. Д. Андреева
ФГБНУ «Психологический институт РАО»
Россия

Андреева Алла Дамировна – кандидат психологических наук, заведующий лабораторией научных основ детской практической психологии

Москва



Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Современная психология. Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88-103.

2. Андреева А.Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т.8, №1. С. 40-48.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

4. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. №1(9). С. 39-49.

5. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 45 с.

6. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. №3. С. 5-23.

7. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998. С. 5-21.

8. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400 с.

9. Емельянова Т. П. Социальные представления – инструменты анализа социальных явлений в переходном обществе // Константа в неопределенном и меняющемся мире. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. С. 217-228.

10. Леонтьев А.Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. №4. С. 11-18.

11. Минигалиева М. Социальные представления: структуры и характеристики. LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 257 с.

12. Московичи C. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 15, №1. С .3-18.

13. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Eds. by K.Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. Рp. 42-47.

14. Doise W., Spini D., Clemence A. Human rights studied as social representations in a cross-national context // European journal of social psychology. 1999. Vol. 29, no. 1. Pp. 1-29.

15. Foster J. Unification and differentiation: a study of the social representations of mental illness // Papers on Social Representations. 2001. Vol. 10. Pp. 3.1-3.18.

16. The Cambridge Handbook of Social Representations / G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J.Valsiner. Cambridge University Press, 2015. 498 p.

17. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. Tome XLV, no. 405. Pp. 203-209.


Рецензия

Просмотров: 871


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)