Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. В данной статье представлены результаты исследования коммуникативных умений профессионального общения студентов медицинского вуза. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы М.В. Родикова, Л.В. Кочетовой, Л.Н. Васильевой, рассматривающие необходимость межличностного взаимодействия в профессиональной сфере и, в частности, формирование умений построения доверительных отношений между врачом и пациентом. Авторами определены индивидуально-личностные качества, необходимые выпускнику в практической деятельности, такие как: умение диагностировать социальную ситуацию; умения эффективного взаимодействия с коллегами в профессиональном пространстве; владение вербальными и невербальными средствами общения при выстраивании отношений с пациентами [5, 6]. Дана оценка таким важным профессионально значимым качествам в становлении коммуникативной компетентности будущего врача, как общительность, толерантность, эмпатийность, доброжелательность, уважительность, внимательность, сдержанность, гибкость [7, 15]. Авторами выделены психологические характеристики врача, влияющие на коммуникативную компетентность, такие как: эмоциональная стабильность; чувствительность; тревожность; депрессивность [13]. К немаловажным качествам будущего специалиста отнесены: умение быть убедительным в беседе с пациентом и его родственниками, уважительное отношение к коллегам и к их мнению, особенно когда вопрос касается спорных клинических случаев и требует открытого обсуждения [8, 9, 10]. Отмечен тот факт, что успешность взаимодействия врача и пациента зависит от владения умениями: устанавливать первичный контакт; устанавливать доверительные отношения; решать конфликтные ситуации во время медицинской консультации; проектировать лечебные процедуры с целью выздоровления пациентов [4, 14, 31].

Материалы и методы.Проведено исследование по диагностике способности к эмпатии у студентов медицинского вуза по методике В.В. Бойко, определены особенности гендерных установок с помощью «Полоролевого опросника», исследованы копинг-стили поведения по методике «Индикатор копинг-стратегий».

Результаты исследования. Исследование показало, что 44,7% опрошенных имеют средний уровень эмпатических способностей, 53,2% – заниженный, 2,1% – очень низкий. У 86,6% девушек преобладал эмоциональный канал эмпатии, что позволяет последним легко входить с собеседником в эмоциональный резонанс. Среди юношей 52,9% показали рациональный, 47,1% – интуитивный каналы эмпатии. Анализ структуры копинг-поведения показал, что первое место как у девушек, так и у юношей (соответственно 66,6% и 88,2%) занимала стратегия разрешения проблем. Второе место занимал поиск социальной поддержки, что свидетельствует о значимости социальной поддержки на начальном этапе профессиональной деятельности.

Обсуждение и заключения. Таким образом, среди анкетированных студентов преобладали установки, ограничивающие эмоциональную отзывчивость. Наряду с этим студенты использовали различные каналы эмпатии, позволяющие им в будущем строить лечебный процесс наиболее эффективно в зависимости от сложившейся ситуации. Уровень коммуникативной компетентности студентов не отличался по показателям «эмпатия» в зависимости от специализации. Активная позиция в выборе копинг-стратегий позволит студентам преодолевать влияние различных видов стресса, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Об авторах

М. В. Фомина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Фомина Марина Викторовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии

SPIN-код: 3653-8130

Оренбург



С. В. Масловская
Институт непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Россия

Масловская Светлана Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент

SPIN-код: 4641-3278

Оренбург



Список литературы

1. Баева Т.А. Обучение иноязычному устному речевому общению будущего врача в сфере практического здравоохранения // Герценовские чтения. Иностранные языки: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. СПб., 2017. С. 183-185.

2. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. №8. С. 254-256. URL: https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 01.02.2019).

3. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, №1. С.165-169.

4. Гасиленко К.М., Кочеткова Т.Н. Специфика эмпатии студентов гуманитарного вуза // Международный студенческий научный вестник. 2015. №5(2). URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13252 (дата обращения: 01.02.2019).

5. Гринько Е.Н. Медицинская риторика в подготовке врачей-педиатров // Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15, №3. С. 235-238. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-ritorika-v-podgotovke-vrachey-pediatrov (дата обращения: 01.02.2019).

6. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998. 672 с. URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/078.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

7. Катрунов В.А., Фахрудинова Э.Р., Чебан А.Г. Этические аспекты отношений врача и пациента в современной системе российского здравоохранения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, вып. 1. С. 203-204. URL: https://medconfer.com/node/5991 (дата обращения: 01.02.2019).

8. Каштанова А. И. Эволюция модели отношений врач-пациент// Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. №6. С. 50-53. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=943 (дата обращения: 27.03.2019).

9. Коваленко Е.И., Рассказов Ф.Д. Социальное проектирование как педагогическое условие развития социальной ответственности ординаторов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №1(43). С. 60-67.

10. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т. Социально-психологическая характеристика эмпатии студентов в образовательном пространстве вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №11-4. С. 568-572. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7785 (дата обращения: 01.02.2019).

11. Кузнецова А.А., Соловьева Н.А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности // Образование и наука. 2018. Т. 20, №7. С. 128-146.

12. Лонская Л.В., Осадчук О.Л. Использование кейс-метода в процессе обучения психологии в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. №1-2. С. 332-335.

13. Масловская С.В., Фомина М.В. Проектирование профессионально-значимых результатов образования студентов вуза на основе требований ФГОС ВО // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2018. №1(17). С.51-57. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/met1-2018.htm (дата обращения: 27.03.2019).

14. Майборода С.В. К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом // Молодой учёный. 2015. №18. С.523-527. URL: http://moluch.ru/archive/98/21935/ (дата обращения: 23.08.2019).

15. Мелкумян Э.Х. Личностные качества современного врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, №1. С. 212. URL: https://medconfer.com/node/5540 (дата обращения: 23.08.2019).

16. Мадалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. №2. С. 66-73. URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1485 (дата обращения: 24.06.2019).

17. Михайлова Е.А., Фомина М.В., Москалёва Ю.А. Проблемы формирования коммуникативных навыков профессионального общения студентов медицинского вуза // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2018. №1(17). С.103-110. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/met1-2018.htm (дата обращения: 24.06.2019).

18. Полякова Р.В., Маршалок О.И. Взаимоотношение врач-больной. Этические проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8056 (дата обращения: 30.05.2018).

19. Прокофьева Л.П., Беляева А.Ю. Формирование клинического мышления средствами русского языка как иностранного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 2004-2009.

20. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. №2(4). С. 797-801. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36936 (дата обращения: 24.06.2019).

21. Родиков М.В., Кочетова Л.В., Пахомова Р.А. Модели взаимодействия врача и пациента в современной медицине // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25737 (дата обращения: 30.05.2019).

22. Рощевская Е.В., Щербакова, Т.Н. Коммуникативный ресурс как акмеологическая детерминанта успешности профессионального становления специалистов в области медицины // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10, №3. С. 44-54.

23. Сафарова Д.Р., Михайлова Е.А., Фомина М.В., Первушина Л.А. Университетский комплекс в развитии медицинского образования в городе Оренбурге // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург, 2016. С. 2438-2441.

24. Скибицкий В.В. О роли врачебной этики и деонтологии в формировании личности врача-интерниста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4(1). С. 273-276. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8900 (дата обращения: 27.03.2019).

25. Сурдо Э.С., Галонский В.Г., Тарасова Н.В. Эффективность студенческого волонтёрского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения в педагогическом процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. №4. С. 111-119.

26. Фомина М.В. Использование технологии активного слушания в образовательном процессе вуза // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург, 2019. С. 3274-3277.

27. Фомина М.В., Михайлова Е.А., Азнабаева Л.М., Киргизова С.Б., Жеребятьева О.О. Коммуникативный компонент содержания образования в аспекте корпоративной культуры медицинского вуза // Вестник ОГУ. 2018. №6. С. 91-96. URL: http://vestnik.osu.ru/2018_6/14.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

28. Церковский А.Л. Копинг-поведение студентов медицинского ВУЗа // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2007. Т.6. №3. С. 118-127.

29. Чекалина Т.А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. 2013. №2. С. 411-413.

30. Шталева Н.Р., Береснева И.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих ветеринарных врачей посредством учебной биофизической конференции // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т. 2. Челябинск, 2018. С. 179-182.

31. Amirkhan J. N. A Facior Analytically Derived Measure of Coping: the Strategy Indicator // Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. Pp. 1066-1074.

32. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42, no 2. Pp. 155-162.

33. Dinkel A., Schneider A., Schmutzer G., Brahler E., Henningsen P., Hauser W. The quality of the family physician-patient relationship. Patient-related predictors in a sample representative for the German population // Psychotherapie Psychosomatik Medizinische Psychologie. 2016. Vol. 66(3-4). Pp. 120-127. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0042-100811.

34. Ferre E.R., Lopez C., Haggard P. Anchoring the Self to the Body: Vestibular Contribution to the Sense of Self // Psychological Science. 2014. Vol. 25, no 11. Pp. 2106-2108. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0956797614547917.

35. Gabay G. Perceived control over health, communication and patient-physician trust // Patient Education and Counseling. 2015. Vol. 98(12). Pp. 1550–1557. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2015.06.019.

36. Hamilton J.L., Roemheld-Hamm B., Young D.M. Complementary and alternative medicine in US family medicine practices: A pilot qualitatitive study // Alternative Therapies in Health and Medicine. 2008. Vol. 14(3). Pp. 22-27. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18517102 (accessed: 28.08.2019).

37. Hillis A. E. Inability to Empathize: Brain Lesions That Disrupt Sharing and Understanding Another’s Emotions // Brain. 2014. Vol. 137, no 4. Pp. 981-987. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/awt317.

38. Katon W., Lin E.H.B., Kroenke K. The association of depression and anxiety with medical symptom burden in patients with chronic medical illness // General Hospital Psychiatry. 2007. Vol. 29(2). Pp. 147-155. DOI: https://doi.org/10.1016/j.genhosppsych.2006.11.005.

39. Kooreman P., Baars E.W. Patient whose GP knows complementary medicine tend to have lower costs and live longer // Eur. J. Health Econ. 2012. Vol. 13, no. 6. Pp. 769-776. DOI: https://dx.doi.org/10.1007%2Fs10198-011-0330-2.

40. Le Maguet P., Roquilly A., Lasocki S. Prevalence and impact of frailty on mortality in elderly ICU patients: a prospective, multicenter, observational study // Intensive Care Med. 2014. Vol. 40, no. 5. Pp. 674-682. DOI: https://doi.org/10.1007/s00134-014-3253-4.

41. Plesnicar B. K. Relationship between a Doctor and a Patient with Mental Disorder // Medicine, law & society. 2016. Vol. 9, no 1. Pp. 11-19. Available at: http://journals.um.si/index.php/medicine/article/view/7 (accessed: 28.08.2019).

42. Szasz T.S., Hollender M.H. A Contribution to the Philosophy of medicine // JAMA Internet Medicine. 2017. DOI: 10.1001/archinte.1956.00250230079008.

43. Meskó B, Radó N, Győrffy Z. Opinion leader empowered patients about the era of digital health: a qualitative study // BMJ Open. 2019. Vol. 9, no. 3. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-025267.

44. Segar J. Complementary and alternative medicine: Exploring the gap between evidence and usage // Health: An Interdisciplinary Journal for the Social Study of Health, Illness and Medicine. 2012. Vol. 16, no. 4. Pp. 366-381. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1363459311425516.

45. Knaak S., Mantler E., Szeto A. Mental illness-related stigma in healthcare Barriers to access and care and evidence-based solutions // Healthc Manage Forum. 2017. Vol. 30, no. 2. Pp. 111-116. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0840470416679413.


Рецензия

Просмотров: 1097


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)