Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал "Вестник Мининского университета"

Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом.

Цель журнала – создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.

Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Журнал является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77 — 84334.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. ISSN 2307–1281.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

 

Статьи журнала принимаются по следующим группам научных специальностей: 

  • 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 5.8.3 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки)
  • 5.8.7 –  Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
  • 5.3.1 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 5.3.4 – Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки)
  • 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки)
  • 5.7.2 – История философии (философские науки)
  • 5.7.6 – Философия науки и техники (философские науки)
  • 5.7.8 – Философская антропология, философия культуры (философские науки)
  • 5.7.9 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Статьи журнала распределяются по следующим рубрикам: 

Педагогические науки 
• Управление образованием 
• Профессиональное образование 
• Общие вопросы образования 
• История педагогики и образования 
• Коррекционная педагогика 
• Теория и методология образования 
Психологические науки 
• Общая психология, психология личности, история психологии 
• Социальная психология 
• Политическая и экономическая психология
• Педагогическая психология 
Философские науки  
• История философии 
• Философия науки и техники 
• Философская антропология, философия культуры 
• Философия религии и религиоведение 

Журнал является рецензируемым изданием, включенным в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ (Договор с РИНЦ: №210–04/2014 от 14.04.2014), в электронно-библиотечную систему (ЭБС) "Лань".

Импакт-фактор РИНЦ 2021 - 2.741

Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных:

Журнал является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. 

 

Текущий выпуск

Том 13, № 3 (2025)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1 15
Аннотация

Введение. В последние десятилетия существенно выросла роль научной работы как элемента профессиональной деятельности преподавателей, а показатели публикационной активности стали важнейшими параметрами, используемыми для оценки эффективности не только отдельных работников, но и вузов в целом. Возникла необходимость формирования новых управленческих механизмов, учитывающих изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности преподавателей.
Материалы и методы. В исследовании использован широкий спектр методов – синтез, сравнение, дедукция, аналогия. Эмпирическую базу составляют данные статистики, а также социологических исследований по проблемам научной и педагогической деятельности преподавателей высшей школы.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что в профессиональной деятельности преподавателей вуза не сформирована сбалансированная система трудовых затрат на выполнение основных видов профессиональной деятельности – научной и педагогической. Основная причина – деформация системы оценочных показателей, в рамках которой доминируют параметры научно-исследовательской активности преподавателей. Адаптация преподавателей к новым требованиям вузов происходит в различных формах, но чаще всего обеспечение высоких наукометрических показателей осуществляется за счет сокращения внимания к педагогической работе.
Обсуждение и заключения. В поисках баланса между научной и педагогической деятельностью каждый преподаватель разрабатывает собственную профессиональную стратегию. Для решения данной задачи на уровне вузов предпринимаются административноуправленческие и организационно-экономические меры, ориентированные на создание условий и формирование устойчивой мотивации преподавателей. Успешная реализация данных мероприятий будет способствовать предотвращению распространения «имитационных» стратегий как форм адаптации к завышенным требованиям, предъявляемым к преподавателям со стороны администрации вузов.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

2 11
Аннотация

Введение. Проблема формирования гибких социальных навыков как основы кроссфункциональных компетенций всегда находилась в фокусе внимания педагогов, однако современные изменения в обществе и экономике придали этому вопросу особую актуальность. Целью данного исследования является определение ключевых аспектов развития гибких социальных навыков, обеспечивающих формирование кроссфункциональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современных условиях.
Материалы и методы. В статье представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, посвящённой вопросам гибких социальных навыков и их роли в формировании кросс-функциональных компетенций. Основу исследования составили труды педагогов и психологов, рассматривающие теоретические аспекты и ключевые положения в области гибких социальных навыков. Для обработки полученных данных были применены методы систематизации и классификации, а также общенаучные методы анализа, обобщения и синтеза.
Результаты исследования. Проведен анализ подходов к таксономии социальной компетентности с точки зрения формирования социальных гибких навыков в условиях глобальных преобразований, происходящих в современном социуме. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования социальных гибких навыков как основы кросс-функциональных компетенций, включая интерпретацию понятия «гибкие навыки», характеристику гибких навыков, описание подходов к трактовке компонентного состава социальных гибких навыков.
Обсуждение и заключения. Применение общенаучных методов анализа, обобщения и интеграции позволило составить целостную картину взаимосвязей между гибкими социальными навыками и кросс-функциональными компетенциями. Особое внимание было уделено рассмотрению подходов к интерпретации составляющих гибких социальных навыков. Такой подход имеет принципиальное значение для определения направления дальнейших исследований и разработки практических рекомендаций для образовательных организаций. Результаты исследования имеют прикладное значение для применения в образовательной практике, позволяя разработать эффективные методы и приемы, направленные на формирование и развитие гибких социальных навыков обучающихся.

3 20
Аннотация

Введение. В статье раскрывается сущность понятия «представление младшего школьника о жизненном самоопределении», обозначены факторы формирования данного представления. Авторы предлагают обновленный перечень факторов, которые влияют на представление младшего школьника о жизненном самоопределении и должны быть учтены в планировании деятельности классного руководителя.
Материалы и методы. Авторами был проведен комплексный анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением проблемы формирования представлений обучающихся о жизненном самоопределении в контексте развития образования и всего общества, а также возрастных характеристик младшего школьного возраста. В качестве основных методов использованы теоретический анализ и обобщение научной литературы.
Результаты исследования. К результатам данного исследования стоит отнести такие факторы формирования изучаемого представления, как семья, образовательные организации, виртуальные объединения, представление о себе; а также понятие «представление младшего школьника о жизненном самоопределении», определенное как новообразование, формирующееся на этапе жизненного самоопределения личности в младшем школьном возрасте, исходя из влияния таких факторов, как индивидуальное представление о себе, семейное воспитание, вовлеченность в образовательный процесс, участие в виртуальных объединениях.
Обсуждение и заключения. Сопровождение самоопределения обучающихся, принадлежащих к поколению Альфа, должно быть обеспечено новыми способами и охватывать всё школьное образование, начиная сопровождение с младшего школьного возраста. Анализ, проведенный авторами, дает основание для заключения о том, что образованию требуется целостная система сопровождения жизненного самоопределения школьников с учётом этапа начальной школы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке научно-методических основ сопровождения самоопределения в процессе классного руководства.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

4 9
Аннотация

Введение. Современная педагогика уделяет значительное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания детей, особенно в условиях глобализации и цифровизации образования. Воскресные школы, являющиеся исторически устоявшейся формой обучения религии и духовно-нравственного воспитания на приходах Русской Православной Церкви, выполняют важную роль в формировании у учащихся представлений о нравственных ценностях, однако влияние возрастных особенностей на этот процесс остаётся недостаточно изученным. Настоящее педагогическое исследование направлено на выявление педагогических условий, способствующих эффективному формированию и развитию нравственных представлений у детей младшего и подросткового возраста.
Материалы и методы. В ходе педагогического исследования использован комплексный подход, включающий анкетирование воспитанников воскресных школ, интервьюирование педагогов и метод структурированного наблюдения. Для анализа педагогических подходов применялись сравнительный и аналитический методы, а также статистическая обработка данных, что позволило выявить закономерности и различия в восприятии нравственных норм у детей разных возрастных групп.
Результаты исследования. Полученные данные показали, что представления о нравственных ценностях формируются с учётом возрастных особенностей: младшие школьники воспринимают нормы через авторитет взрослых и внешние стимулы, тогда как подростки осознают их через личный опыт и рефлексию. Педагогическое исследование также выявило значительную вариативность в подходах педагогов к учебно-воспитательной работе, что подчёркивает необходимость унификации методических рекомендаций и усиления внимания к интеграции духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательный процесс.
Обсуждение и заключения. Анализ педагогических подходов к организации учебно-воспитательной деятельности воскресных школ показывает, что эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от использования возрастно-ориентированных методик. Для младших школьников целесообразно применение игровых и наглядных методов, тогда как для подростков более результативны дискуссии, проектная деятельность и социальные практики. Результаты педагогического исследования могут быть полезны для совершенствования программ духовно-нравственного воспитания, разработки методических материалов и повышения квалификации педагогов, работающих в системе религиозного образования.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5 10
Аннотация

Введение. Статья затрагивает проблему повсеместного использования студентами технологий разговорного искусственного интеллекта в целях подмены собственных высказываний и умозаключений текстами, сгенерированными искусственно. Для языкового образования данная проблема играет исключительно важную роль в силу специфики условий обучения и формируемых компетенций. Целью исследования является попытка систематизации и обоснования способов устранения негативных последствий в условиях распространения искусственной речевой деятельности.
Материалы и методы. Для достижения цели привлекаются разные методы научного познания: анализ и синтез работ ученых по проблемам взаимодействия студентов и преподавателей с инструментами искусственного интеллекта, вопросам регулирования и контроля в отношении использования таких инструментов изучающими иностранные языки на разных уровнях образования; обобщение точек уязвимости подобного взаимодействия в отношении языкового образования; моделирование учебно-образовательного процесса по иностранному языку с учетом компенсации выделенных узких мест педагогическими средствами; педагогический эксперимент. Методологию исследования составили работы российских и зарубежных ученых в области проблем и перспектив искусственного интеллекта в образовании (К. М. Беликова, П. Г. Былевский, П. В. Сысоев, Н. В. Тихонова, А. В. Федоров и другие).
Результаты исследования. Анализ и синтез научных работ в области особенностей применения искусственного интеллекта в образовании позволил выделить пять точек уязвимости такого процесса: неактуальность (запаздывание) данных, на основе которых генерируется текст; фальсификация данных; отсутствие глубины и поверхностность в генерируемых нейросетями ответах («вода»); необходимость развернутого промпта; предвзятость и необъективность. Выделенные пункты позволили наметить конкретные направления на пути решения проблемы плагиата в лингвистическом образовании: отказ от сплошных текстов в пользу речевых продуктов «новой природы»; опора на сознательно формируемые стратегии иноязычной речевой деятельности, так чтобы процесс создания речевого продукта стал важнее его результата; формирование критического мышления и усиление культурного компонента в содержании обучения иностранным языкам на основе методов сопоставления, контрастивного анализа; пошаговая рефлексия не только результатов, но и самого процесса познавательной деятельности; усиление когнитивной составляющей в ходе обучения языку в целом.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования могут быть экстраполированы на другие предметные области высшего образования. Ставится вопрос о продолжении научного поиска эффективных способов решения проблемы студенческого плагиата. Авторы призывают ученых: психологов, философов, культурологов – включиться в научную дискуссию по рассматриваемой проблеме с точки зрения этики, норм морали, внутренней мотивации и иных способов сдерживания негативных эффектов распространения новых технологий в сферу образования.

6 11
Аннотация

Введение. Интерес к информационному поведению студентов определяется высокой актуальностью исследований, посвященных взаимодействию людей с информацией в современном обществе, и значимостью студенчества как интеллектуального ресурса страны. Излагаются результаты пилотного педагогического эксперимента, цель которого состояла в изучении влияния педагогического инструментария на информационное поведение студентов в процессе поиска научной литературы.
Материалы и методы. Эксперимент проводился на базе РГУ имени С. А. Есенина в 2024 г.; в эксперименте приняли участие 26 студентов направления подготовки «Управление персоналом», уровень бакалавриата второго года обучения. Проверялась гипотеза о влиянии хабитуализации на формирование эффективных навыков поиска научной литературы. Наряду с экспериментом использовались методы описания, систематизации, анализа и обобщения. Для хабитуализации практик информационного поиска был разработан комплекс практических заданий с четко оговоренными требованиями к результатам поиска.
Результаты исследования. Полученные данные оценивались по критериям точности поиска и качества оформления списка. Критерии были операционализированы в 6 индикаторов, отражающих в баллах соблюдение хронологических рамок поиска и количественных требований к его результатам; соответствие теме, заданным видам научных работ и требованиям к оформлению библиографического списка.
Обсуждение и заключения. Сопоставление данных, полученных на диагностическом и завершающем этапах эксперимента, показало, что примененные педагогические средства обеспечили устойчивый прогресс и существенное улучшение качества: эффективность навыков поиска выросла на 27,2 %, по отдельным индикаторам процент отклонений сократился в разы. Выяснено, что наиболее медленно у студентов вырабатывается знание видов научной литературы. Можно утверждать, что использование хабитуализации положительно влияет на формирование у студентов навыков информационного поиска научной литературы, и в целом сделать вывод о том, что целенаправленное применение педагогического инструментария способствует успешному формированию результативного информационного поведения студентов.

7 17
Аннотация

Введение. Подготовке педагогов к выполнению изменяющихся профессиональнопедагогических функций посвящен ряд исследований (М. М. Асильдерова, И. О. Елеференко, Е. В. Пискунова, И. Ю. Степанова и др.). Обновление содержания, методик и технологий такой подготовки педагогов СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» представляется затруднительным без обстоятельного исследования специфики педагогической деятельности. Цель – исследование специфики педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Материалы и методы. Методология: для исследования профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения как системы, анализа специфики преподавания по образовательным программам СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» применены целостный (холистический) подход (В. С. Ильин, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев) и системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин). Методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия.
Результаты исследования. Специфика педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» раскрыта через предмет профессиональной педагогики (Б. С. Гершунский), законы профессиональной педагогики (С. Я. Батышев), закономерности обучения в профессиональной школе (С. Я. Батышев, Г. И. Ибрагимов, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков) и соответствующие им дидактические принципы (Г. В. Мухаметзянова, Н. Н. Шамрай).
Обсуждение и заключения. Научная новизна: взгляды на законы профессиональной педагогики, закономерности педагогического процесса, характерные для профессиональных образовательных организаций, и принципы обучения в профессиональной школе обобщены и соотнесены между собой в контексте профессиональной технологической культуры (как основания содержания профессионального образования), образовательной и педагогической деятельности (как основания процесса профессионального образования). Практическая значимость: специфические аспекты педагогической деятельности педагогов профессионального учебного цикла могут быть использованы для дальнейшей работы по обновлению содержания, методик и технологий подготовки педагогов инженерного дела, технологий и технических наук к выполнению изменяющихся профессионально-педагогических функций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8 8
Аннотация

Введение. Уникальные возможности бизнес-образования в технических университетах России во многом ещё не раскрыты. Требуются обоснованные смелые системные решения, которые бы позволили вывести его на новый уровень, устранив описываемые в статье препятствия. Целью исследования стало комплексное рассмотрение ситуации в технических университетах с бизнес-образованием подготавливаемых кадров для промышленных предприятий России как центрах роста экономики и предложение путей системного развития такой подготовки с использованием существующих в стране возможностей.
Материалы и методы. При выполнении исследования, кроме анализа научных источников, законодательства, текущих активностей, связанных с рассматриваемой тематикой, представителей государственной власти, использовались опросы студентов, профессорско-преподавательского состава вузов технической направленности, анализ выполненных студентами 332 бизнес-планов, сравнительный анализ интенсивности и результатов бизнесобразования студентов и кадрового резерва предприятий.
Результаты исследования. В статье обосновывается целесообразность активного государственного финансирования второй ступени высшего образования в технических университетах по направлениям, относящимся к бизнес-образованию. Наибольший эффект будет получен при обучении на второй ступени тех, кто получил базовое отраслевое образование на первой. Автором предложена графическая модель возможного взаимодействия субъектов в организации и поддержке второй ступени высшего бизнесобразования в технических университетах. Рассмотрены противоречия между целями и мотивацией субъектов бизнес-образования в технических университетах. Проанализированы их причины, рекомендации по исправлению сложившейся ситуации. Рассмотрены направления поддержки талантливых студентов, получающих бизнес-образование в технических университетах России. Проанализированы позитивные результаты в этой сфере и даны рекомендации по дальнейшему развитию такой поддержки.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты отражают актуальную ситуацию относительно бизнес-образования в технических университетах. Значимость исследований заключается в раскрытии направлений деятельности по совершенствованию подготовки кадров в технических университетах, способных повысить экономическую эффективность бизнес-процессов российских предприятий. К аргументам увеличения числа бюджетных мест на такие направления подготовки относится необходимость передачи знаний в области экономики и управления кадровому резерву организаций из технических специалистов, а также возвращающимся со службы военнослужащим. В настоящее время государство должно создать условия, чтобы достаточно большое число людей, проявивших себя на поприще защиты интересов Родины, имели бы возможность построения карьеры на госслужбе, в управлении экономическими процессами.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

9 8
Аннотация

Введение. Изучение мирового опыта в области диагностики трудностей чтения взрослых показывает, что имеется ряд стандартизированных тестов. Однако их перенос в отечественную практику представляет собой методологическую проблему ввиду вариативного понимания термина «дислексия»; ориентированности большинства зарубежных тестов на чтение слов, а не текстов; своеобразия лингвистических характеристик различных языков. Актуальность разработки стандартизированных текстовых заданий для валидной количественной оценки возможностей чтения взрослых в отечественной практике обусловлена необходимостью создания научно обоснованных методов диагностики. Цель данной статьи – проанализировать международные диагностические тесты оценки чтения взрослых и описать основные характеристики диагностического инструментария для изучения чтения на срезе русскоязычного сегмента населения.
Материалы и методы. Валидизация результатов пилотного исследования письменно-речевой деятельности обучающихся педагогического вуза (2015-2023 гг.) и анализ содержания зарубежных тестов чтения для взрослых TOWRE, GORT, YAA-R, CC2A, BDT, DAST, MDDDT-A, TIL, SLS-Berlin, NART, программы оценки компетенций людей 16-65 лет PIAAC позволили определить основные положения протокола для проведения полномасштабного исследования чтения русскоязычных взрослых.
Результаты исследования. Разработан протокол выборочного исследования по изучению читательских характеристик русскоязычных людей 16-65 лет, определены критерии включения и исключения. Сконструирован диагностический инструментарий «ЧИТОПУС: тест чтения для взрослых», включающий четыре текста для чтения вслух и про себя. Сравнение тестового материала по параметрам: стиль, объем, структурная и лексическая сложность, удобочитаемость, а также дополнительное сопоставление пропозиций в текстах с имплицитным смыслом показали сбалансированность лексических заданий по лингвостилистическим характеристикам.
Обсуждение и заключения. Недостаточная разработанность в отечественной практике материалов, позволяющих достоверно оценивать различные аспекты чтения у взрослого населения, актуализирует необходимость подготовки диагностического инструментария для изучения чтения. Ключевым аспектом диагностики будет являться определение нормативных параметров чтения. Для этого требуется планомерное изучение различных характеристик чтения, включая скорость, правильность, способ, выразительность и понимание прочитанного текста. Важно установить референсные показатели, отклонение от которых может быть интерпретировано как проявление нарушения, возможно дислексию развития. Изучение читательских характеристик позволит пополнить данные о профилях русскоязычных взрослых с дислексией.

10 9
Аннотация

Введение. В статье рассматривается специфика когнитивной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в ходе освоения естественно-научных дисциплин, в том числе в процессе выполнения математических заданий. Обосновывается необходимость дифференцированного подхода в обучении, учитывающего особенности когнитивной сферы данной категории детей для повышения возможностей каждого ученика в освоении программного материала. Выявляются категории ошибок и трудностей, отражающие специальные проблемы, возникающие в учебной деятельности у детей с РАС и требующие системной педагогической работы.
Материалы и методы. Теоретическая часть исследования основана на анализе научных публикаций, посвященных особенностям освоения учащимися с РАС естественных наук. Приводятся данные собственного эмпирического исследования, основанного на анализе результатов годовых контрольных работ по математике, выполненных учащимися с РАС, обучающимися в четвертых, шестых и восьмых классах общеобразовательной школы. Рассмотрены работы 55 учащихся с РАС в возрасте от 11 до 16 лет, обучающихся по варианту адаптированной образовательной программы 8.2, предназначенной для детей с РАС, не имеющих интеллектуальных нарушений. Материалами исследования были также данные анкет для педагогов, проводивших контрольные работы. Таким образом, исследование основано на обобщении данных научной литературы, а также на количественном и качественном анализе результатов, полученных эмпирическим путем.
Результаты исследования. Обобщение данных современных исследований позволило выделить две основные категории когнитивных проблем, характерных для детей с РАС, которые необходимо учитывать при их обучении естественно-научным дисциплинам: трудности, связанные с несформированностью исполнительных функций, и трудности, обусловленные дефицитами вербального понимания и социального восприятия. Проблемами этих двух категорий обусловлена почти половина ошибок, допущенных учащимися с РАС в контрольных работах по математике. В статье приводятся основные виды ошибок каждой категории. Кроме того, результаты эмпирического исследования показали, что доля ошибок, связанных с дефицитами исполнительных функций, снижается на протяжении обучения, так же как и доля «неспецифических» для детей с РАС ошибок, связанных с недостаточностью знаний и вычислительных навыков. При этом доля ошибок, обусловленных дефицитами вербального понимания и социального восприятия, год от года увеличивается.
Обсуждение и заключения. Данные эмпирического исследования, основанного на оценке ошибок и трудностей при выполнении учащимися с РАС контрольных работ по математике, позволили проанализировать их специфику и отнести к разным категориям. При этом трудности одной из выявленных категорий, связанные с дефицитами вербального понимания и социального восприятия, оказались наиболее устойчивыми и, соответственно, требующими особого внимания педагогов на всех этапах обучения детей с РАС. С помощью обобщения и анализа данных, полученных при анкетировании учителей, проводивших контрольные работы, удалось наметить комплекс способов и приемов, направленных на системную проработку проблем, связанных с особенностями когнитивной деятельности детей с РАС в процессе освоения естественно-научных дисциплин. Результаты исследования свидетельствуют о наибольшей актуальности методов и приемов, направленных на улучшение вербального понимания и социального восприятия, так как именно эти специфические для учащихся с РАС проблемы выступают в нашем исследовании как наиболее устойчивые к педагогическим воздействиям.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

11 8
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи временной перспективы и жизнестойкости у лиц с депрессивными расстройствами. Депрессия относится к числу наиболее распространенных психических заболеваний по всему миру, которое существенно снижает качество жизни. Одним из недостаточно изученных факторов, связанных с тяжестью протекания депрессии, является временная перспектива. Искажение временной перспективы может быть связано с депрессией и оценкой прошлого опыта, текущей ситуации и планов на будущее. В данном исследовании мы рассмотрим, как несбалансированная временная перспектива взаимосвязана со способностью человека преодолевать жизненные преграды и справляться с трудностями.
Материалы и методы. Для статистической обработки использовался параметрический критерий корреляции Пирсона, параметрический t-критерий различий Стьюдента, для вычислений использовалась статистическая программа «Jamovi». Теоретический анализ литературы, посвященной депрессивным расстройствам, теоретические исследования временной перспективы (К. Левин, Ф. Зимбардо), концепция жизнестойкости (М. Мадди). В качестве эмпирических методов использовались методики: «Шкала депрессии» А. Т. Бека (в адаптации Н. В. Тарабриной), «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), «Временная перспектива» Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной).
Результаты исследования. Была выявлена корреляция между низким уровнем жизнестойкости, депрессией и несбалансированной временной перспективой. У здоровых респондентов уровень жизнестойкости был выше, а временная перспектива более сбалансирована. Данные указывают на позитивную ориентацию респондентов во времени, проявляющуюся в позитивном восприятии прошлого опыта, наслаждении настоящим и оптимистичных ожиданиях относительно будущего.
Обсуждение и заключения. Для лиц, страдающих депрессией, характерна несбалансированная временная перспектива, которая искажает их восприятие прошлого, настоящего и будущего, а также низкий уровень жизнестойкости. Эмпирический анализ показал, что лица, не страдающие депрессией, имеют более сбалансированную временную перспективу и более высокий уровень показателей жизнестойкости, таких, как: вовлеченность, контроль и принятие риска. У лиц, не страдающих депрессией, показатели временной перспективы оказались более сбалансированы, а уровень жизнестойкости был выше. Результаты исследования указывают на то, что несбалансированное восприятие времени может снижать жизнестойкость, ослабляя самоконтроль, мотивацию и повышая риск депрессии.

12 9
Аннотация

Введение. Определение факторов суицидального риска позволяет оказать своевременную поддержку подростку и избежать необратимых последствий решения экзистенциальных проблем. Цель исследования заключалась в выявлении структуры и степени выраженности факторов суицидального риска и их взаимосвязи у средних и старших подростков. В исследовании выявлены сочетанные группы факторов, провоцирующие суицидальный риск на разных этапах подросткового возраста.
Материалы и методы. Использована методика «Опросник суицидального риска» Т. Н. Разуваевой. В исследовании приняли участие 235 учащихся 7-10 классов (Мвозраст = 15,4 лет). Корреляционный анализ результатов осуществлен с помощью критерия Пирсона.
Результаты исследования. В исследовании выявлены многочисленные взаимосвязи между факторами риска. Выявлены дифференциальные и типологические особенности структуры выраженности факторов риска и факторов защиты в разные возрастные периоды подросткового возраста. Наиболее выражены факторы «Слом культурных барьеров», «Социальный пессимизм» и «Максимализм», группу средне выраженных факторов составили «Аффективность», «Несостоятельность» и «Демонстративность», наименее выражены «Уникальность» и «Временная перспектива». Структура выраженности факторов подростков среднего и старшего возраста оказалась относительно инвариантной. В кризисном возрасте (13-14 лет) доминируют факторы «Социальный пессимизм» и «Аффективность».
Обсуждение и заключения. Обнаруженные прямые средние взаимосвязи (0,6) между степенью выраженности фактора/рангом и числом высоких взаимосвязей между факторами подтверждают целесообразность рассмотрения факторов риска в качестве сочетанной интегрированной модели с низковариативной структурой. Иерархические компоненты структуры составляют факторы «Слом культурных барьеров», «Максимализм», «Социальный пессимизм» и «Аффективность». Сочетание этих факторов требует применения психокоррекционных приемов, направленных на снижение суицидального риска. Полученные результаты позволяют конкретизировать профилактическую работу с подростками с целью превенции суицидального поведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

13 7
Аннотация

Введение. Адресует читателя к психолого-педагогической поддержке процессов профессионального самоопределения воспитанников как одной из ключевых задач кадетских образовательных организаций. Приведены краткие выводы из анализа процессов разработки проблемы профессионального самоопределения воспитанников в педагогике и психологии, дана качественная характеристика состояния теории.
Материалы и методы. Характеризуется метод проблематизации, обоснованы условия и процедуры ее применения в рамках решения конкретной научной задачи. Проблематизация выполняется по результатам лонгитюдного исследования процессов реализации образовательной политики в области кадетского образования в 10 регионах Сибирского Федерального округа. Обобщены результаты более 3000 монографических исследований процессов профессионального самоопределения воспитанников; проанализирован педагогический опыт 16 кадетских образовательных организаций, выполнен контент-анализ диссертаций и монографий, посвященных кадетскому образованию и выполненных в период с 2000 г. по настоящее время.
Результаты исследования. Дана качественная характеристика состояния теоретической базы по проблеме профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведено соотношение общего, частного и особенного психологического знания. Через проблемы педагогической практики проиллюстрированы пробелы психологического знания. Получает общую характеристику диапазон «выходов» монографических историй за рамки имеющихся сегодня концепций профессионального самоопределения обучающихся. Выполнен анализ социокультурной ситуации, отражающейся на процессах профессионального самоопределения и практиках их педагогической поддержки. Обоснованы аргументы в пользу нового концептуального оформления профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций в психологии.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимость разработки психологической концепции профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведены аргументы в пользу этой научной задачи.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

14 7
Аннотация

Введение. В современную философскую оптику попадают феномены, раскрывающие антропологическую субъектность как самого человека, так и в отношении с другими. Эти феномены тем не менее могут рассматриваться и самостоятельно. В статье мы рассмотрим некоторые из них, которые, как нам кажется, выходят на первую линию в настоящее время: одиночество, усталость и доверие. В философско-антропологических подходах мыслителей двадцатого и двадцать первого веков (Х. Арендт, М. Шеллер, М. Хайдеггер, Бён-Чхоль Хан и другие) усматривается ответ на вопрос о том, кто такой человек: каковы его место, мера и влияние в новой структурной реальности, которую он создаёт.
Материалы и методы. Материалом для исследования стали работы отечественных и зарубежных философов, которые были проанализированы с использованием герменевтического, философско-компаративистского методов. В частности, были изучены конкретные характеристики, описывающие связь человека с окружающей реальностью.
Результаты исследования. Проведённое исследование показывает, что человек становится личностью при условии осмысленной работы, что обуславливается предлагаемым ему выбором в условиях фрагментарности общества. Из-за частичного, разрозненного, фрагментарного процесса взаимодействия человека с обществом первый склонен не столько к обогащению своей личности, сколько к потребительскому времяпровождению. Через категорию доверия это звучит следующим образом: у того, кто доверяет, больше времени прожить жизнь полно, поскольку он знает, чего ему не хватает, и понимает, как этим можно пользоваться в жизни. Несмотря на кажущийся негативизм, усталость положительно стимулирует человека к осознанию имеющихся навыков и социального опыта, а также является «паузой», т.е. адаптацией накопившегося опыта.
Обсуждение и заключения. Масштабные социальные потрясения приводят личность к состоянию отчуждённости, что выражается в стремлении к одиночеству, при этом ощущение усталости может стать ключом к изменению ситуации. Современное общество говорит, что субъект может сделать, что звучит как вера в способности человека выполнить ту или иную задачу. Однако подобное размывание границ «не\могу» ведёт к тому, что возрастает уровень продуктивности и в некоторой степени изнурённости, которая в конечном счёте может привести к переживанию одиночества и снижению доверия к окружающим людям. Большая самостоятельность приводит к апатии, в том числе к труду, которая отстраняет от окружающего мира, потому ведет к уменьшению доверия. Однако ключевым превентивным механизмом в современном обществе может стать дистанцированность в форме усталости, которая предъявляет обществу не сколько равнодушие, сколько совершенное волевое решение «прерваться на перерыв», а значит, ожидание от общества доверительного отношения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.