Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 3 (2016)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

1 526
Аннотация
В статье авторы обращаются к вопросу выявления мотивов при изучении иностранного языка. Авторы указывают на необходимость изучения иностранного языка, так как это обеспечивает максимально лучшее выполнение профессиональной деятельности. Выделяется мотивация как основная движущая сила в изучении иностранного языка, отмечается, что мотивы относятся к субъективному миру человека, которые определяются его внутренними побуждениями. Авторы рассматривают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для выявления мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета авторами были проведено наблюдение и анкетирование. Основными мотивирующими факторами при изучении иностранного языка выступили желание овладеть профессиональными компетенциями, предполагающими владение иностранным языком, и мотив самосовершенствования: преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу.
3 829
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам повышения мотивации студентов неязыкового вуза к изучению иностранного языка. Дается определение мотивации, рассмотрена значимость мотивации для более успешного усвоения иностранного языка. Авторами описаны и проанализированы типы мотивации, наблюдаемые при овладении иностранным языком. Рассмотрены возможные психолого-педагогические условия, способствующие повышению мотивации. Данные условия разделены на три группы: информационные, технологические и личностные. Информационные условия связаны с содержательным аспектом обучения. Технологические условия представляют собой процессуально-методическую основу педагогического процесса. Личностные условия определяются личностными качествами субъектов образовательного процесса и межличностным взаимодействием педагога и учащихся. Делается вывод о том, что только создание совокупности всех трех групп условий будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
4 449
Аннотация
В статье раскрывается роль самостоятельной работы в учебных заведениях. Отражена структура и содержание самостоятельной работы по основной образовательной программе направления подготовки «Сервис». Раскрыты значимые критерии влияния самостоятельной работы студентов на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза. Рассмотрены основные современные формы и методы самостоятельной работы. В статье раскрывается организация профессиональной подготовки специалистов в сфере сервиса, который осуществляется поэтапно. Раскрыта цель профессиональной подготовки специалистов, которой является удовлетворение потребности конкретной личности в получении профессии и одновременное удовлетворение кадровой потребности производства. Проанализирован план учебного процесса по квалификации бакалавр, направления подготовка «Сервис», с учетов установки самостоятельной работы в плане. Дана аналитическая характеристика соответствия стандарта и учебного плана, содержание и объем дисциплин, связанные с профессиональными компетенциями.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

8 590
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной теме - моделированию силлабуса самостоятельной работы студентов и практическому его использованию в учебном процессе. В основу модели силлабуса положен личностно ориентированный и структурный подходы как ведущие методологические условия успешности обучения. В статье описаны функции, которые должен выполнять силлабус. Силлабус - как средство организации самостоятельной работы студентов - прошел апробацию по новым модулям основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (по направлению подготовки - экономика). Для изучения курса менеджмента студентам очной формы обучения предлагалось традиционные очные занятия сочетать с внеаудиторной самостоятельной работой в дистанционном курсе. В статье представлены результаты и выводы данной апробации. В заключении статьи сформулированы преимущества и недостатки разработанной структуры силлабуса, обозначены педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по силлабусу.
9 745
Аннотация
В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования, основной задачей которого является создание системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших заведениях России. Определяется необходимость разработки и внедрения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ограненными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье рассматриваются основные задачи мониторинга, критерии и целевые показатели, на основании которых были разработаны и согласованы формы мониторинга. Дается анализ текущей ситуации и перспектив развития системы инклюзивного высшего образования в России. Представлены первичные данные мониторинга, на основании которых формулируются выводы о системном содержании деятельности процесса и результатов инклюзивного высшего образования.
10 553
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблематике моделирования инклюзивного высшего образования в России, что отвечает требованиям государственной политики в сфере образования и включено в ядро мировых трендов. Научно-прикладной характер представленных материалов является итогом первичной апробации модели мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработанной коллективом авторов НГПУ им. К. Минина. В статье отражены полученные результаты мониторинга условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Содержательный контент статьи структурирован с позиции количественно-качественного анализа данных мониторинга, что позволяет констатировать одновременно достижения и дефициты системы инклюзивного высшего образования. Одновременно с этим, поставлена задача трансляции результатов мониторинга для понимания общей картины доступности и качества условий высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 

11 645
Аннотация
В статье исследуются основные направления деятельности преподавателей Горьковского государственного педагогического института им А.М. Горького в 60-е гг. ХХ в. На основе архивных источников и периодической печати автор делает вывод об активном участии преподавателей вуза в научной и учебной работе по подготовке квалифицированных учителей. В этот период времени работники вуза оказывали на студенчество не только профессиональное, но и глубокое нравственное влияние. Многие из них были непосредственными участниками переломных исторических событий в истории нашей страны. Немало преподавателей были участниками Великой Отечественной войны. Несмотря на закрытый статус города, лучшие из преподавателей вуза поддерживали прочные научные связи с зарубежными учеными, а некоторые из них ездили в служебные командировки в зарубежные страны.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 

12 2042
Аннотация
В статье проведен анализ научно-педагогических источников, в которых рассматривается проблема исследования структуры профессиональной компетентности учителей. Интерпретация этого понятия рассматривается различными авторами в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Поскольку инклюзивная компетентность студентов относится к категории профессиональных компетентностей и имеет свою структуру, нами в частности и рассматривается структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза. Данная компетентность отражает специфику конкретной сферы профессиональной деятельности, т. е. инклюзивного образования. Структура инклюзивной компетентности студентов относится к профессиональным компетентностям и состоит из мотивационного, рефлексивного и когнитивно-информационного компонентов. Ключевые содержательные компетенции, входящие в состав инклюзивной компетентности, можно трактовать как способность осмысления содержания профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения с учетом тенденций развития современного информационного общества.
13 688
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность внедрения инклюзивной формы образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в России. Проводится анализ сравнительных психологических исследований, посвященных проблеме личностного становления подростков с задержкой психического развития, обучающихся и воспитывающихся в разных педагогических условиях - в условиях образовательной интеграции и дифференциации. Проведенный анализ свидетельствует в большей степени о негативном для психического развития детей опыте внедрения интегрированной модели в современных российских условиях. Подчеркивается важность учета личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и гармоничное личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с задержкой психического развития, в инклюзивных моделях их обучения и воспитания, актуальность организации коррекционно-развивающей работы, направленной на оптимизацию личностного развития детей.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

14 1417
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы и вызовы времени, диктующие необходимость модернизации системы образования России, показаны подходы к реформации существующих педагогических вузов в европейских государствах и представлены проектные подходы к формированию модели разделения педагогического туда в контексте реформирования российской системы образования. Статья подготовлена по промежуточным результатам работы проектной группы в рамках реализации стратегической инициативы «Педагог будущего» Стратегии развития Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина на 2014-2023 годы. В статье раскрывается обоснование необходимости разработки модели разделения педагогического труда в школе и выстраивания на базе данной модели соответствующей системы подготовки учителей в педагогическом вузе. В основу проектирования новой системы обучения положена идея формирования метакомпетенций, которые могут обеспечить потенциальную готовность выпускника педагогического вуза к выполнению работ в соответствии с концепцией разделения педагогического труда.
15 533
Аннотация
В статье предложен порядок и методические рекомендации по проектированию планируемых результатов обучения на примере учебных дисциплин. Представлено описание существующих проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода в профессиональном образовании, которые касаются проектирования и описания результатов обучения. Отмечено, что у преподавателя, осуществляющего проектирование результатов обучения по элементам учебного плана, возникают трудности, связанные с формулировкой уровней освоения компетенций, представлением компетенций в виде конкретных образовательных результатов, выбором оценочных процедур и формированием фондов оценочных средств, эффективно измеряющих результаты обучения, выраженные в компетенциях. Автором представлено описание процесса проектирования результатов обучения в логике «от результата», который включает выбор и представление уровней сформированности компетенций в разрезе дисциплины, представление компетенций в виде результатов обучения, разработка фондов оценочных средств. Для решения задачи выбора критериев уровня сформированности компетенций предложено пользоваться такими критериями, как новизна используемых методов и технологий, стабильность и самостоятельность демонстрации результатов обучения, эффективность применения использования методов, методик, технологий. Для решения задачи формулирования результатов обучения по дисциплине (разделу, теме) автором предложены конкретные практические рекомендации. Для решения задачи формирования фондов оценочных средств автором предложен набор видов оценочных средств, наиболее эффективных для оценки сформированности компетенций по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Сформулированы методические трудности, возникающие при проектировании результатов обучения, связанные с необходимостью преодоления пережитков дисциплинарного подхода в профессиональном образовании.
16 564
Аннотация
В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле культурно-экологического подхода и реализации идей культуры природопользования. Анализ исследований ученых-географов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества человека и природы, идею культуры природопользования. Выделены этапы изучения природного и культурного наследия в географической науке. Установлено, что изучение природного наследия основано на научных исследованиях геоэкологии, а культурное наследие изучается в рамках научного направления «культурная география». Выявлено, что сохранение природного и культурного наследия тесно связано с идеей рационального природопользования, выполнением норм и правил культуры природопользования. Данные идеи определяют главные методологические аспекты и методические особенности изучения природного и культурного наследия в школьной географии России, а также позволяют реализовать важнейшую воспитательную функцию школьной географии в формировании ответственного гражданина и патриота своей страны. Данные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьной географии России.
17 662
Аннотация
Дистанционное обучение, сочетающее в себе современные технологии педагогики, информационные и телекоммуникационные технологии, является одной из актуальных и перспективных форм удовлетворения потребности в образовании. Одно из перспективных направлений высшей школы - построение индивидуального маршрута учебной деятельности обучающихся и его сопровождение, которое может быть реализовано педагогом-тьютором. В статье авторы обращаются к рассмотрению тьюторской деятельности в дистанционном обучении. Рассмотрены отличительные черты современного дистанционного обучения. Авторы приводят трактовки понятия «дистанционное обучение» в научной литературе. Анализируется сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут», указываются компоненты структуры данного понятия. Отмечены факторы внедрения тьюторской деятельности в дистанционное обучение и цели тьюторской деятельности. Указываются функции педагога-тьютора в дистанционном обучении, в частности, создание и проектирование информационно-образовательной среды, обеспечивающей результативность дистанционного обучения.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 

18 1092
Аннотация
Потеря близкого человека была и остается актуальной сферой жизни людей и частой причиной обращения за психологической помощью. В настоящее время данная область широко изучается, но, к сожалению, больший вклад в научное развитие тематики вносят зарубежные специалисты, в то время как в России тема исследуется, но не столько обширно. Именно поэтому в данной статье сделан упор на англоязычные источники. В статье представлен обобщенный анализ англоязычной литературы по тематике переживания утраты, а также анализ результатов интервью, проведенного с 75 респондентами, переживающими внезапную утрату. В статье рассмотрены основные признаки горя, а также выделены и подробно описаны компоненты переживания внезапной утраты. Статья содержит примеры - цитаты из литературы, а также некоторых интервью. Данная информация может быть полезна как самим лицам, переживающим утрату, и их близким, так и психологам, социальным работникам и другим специалистам, работающим в данной сфере.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

19 529
Аннотация
Представлен фрагмент результатов подержанного грантом исследовательского проекта по изучению психологических факторов, влияющих на употребление алкоголя женщинами детородного возраста в России. Описаны материалы исследования выборки 360 небеременных женщин, проживающих в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, входящих в зону риска по употреблению алкоголя. Выделены социально-психологические детерминанты употребления алкоголя женщинами детородного возраста в рискованных количествах на уровне группы, связаные с представлениями женщин об употреблении алкоголя другими значимыми людьми. Представления об употреблении алкоголя супругами женщин существенно влияют на употребление алкоголя самими женщинами (р<0,01). Выявлено, что результаты субъективной оценки поведения партнера служат основой для построения своего собственного рискованного поведения в отношении потребления алкоголя, выявлена отчетливая тенденция взаимосвязи алкогольного поведения мужчин и женщин.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

20 596
Аннотация
В статье в рамках логопсихологии представлен авторский подход к рассмотрению психического развития ребенка в единстве раннего и дошкольного возраста с задержкой экспрессивной речи. Представлены позиции исследователей, основные направления в изучении данного вопроса, определяющие структуру психического развития, а затем и модель ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи данной категории воспитанников. Сложная структура отклоняющегося развития характеризуется только отклонениями тех сторон психической деятельности, развитие которых находится в прямой зависимости от первично пострадавшей функции. Из-за системного строения психики в ряде случаев задержка экспрессивной речи приводит к аффективно-коммуникативным нарушениям, что, в свою очередь, негативно отражается как на познавательном, так и личностном развитии. Без оказания ранней помощи, отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психики, коммуникации, социально-психологической адаптации ребенка в целом.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ 

21 668
Аннотация
В статье ставится вопрос о возможностях младшего школьного возраста в плане в развития личностной саморегуляции, раскрывается данное понятие с позиции идей разных исследователей. Авторы анализируют результаты собственного эмпирического исследования гендерных особенностей проявления личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте. Теоретический анализ исследований по данной проблеме позволил авторам модифицировать опросник «Саморегуляция», разработанный О.А. Конопкиным и А.К. Осницким. Опытные данные, полученные авторами, позволили утверждать, что самыми развитыми составляющими личностной саморегуляции являются: выслушивание разъяснений и прислушивание к замечаниям учителя; равномерное распределение своих сил по ходу работы; планирование своих дел и поступков; проверка правильности по ходу выполнения задания; целеустремлённость, то есть стремление к результату; доведение дела до конца; самостоятельные действия; активность. Различия в проявлении личностных качеств мальчиков и девочек представлены большей ориентацией девочек на послушание, выполнение требований взрослых, а мальчиков на активность и самостоятельность. В плане развития личностной саморегуляции мальчики и девочки нуждаются в поощрении взрослых, не всегда учитывают мнение других, сомневаются, в большинстве случаев, при принятии решений, девочки нуждаются в подсказке, одобрении при самостоятельном преодолении трудностей, а мальчики теряются в трудных ситуациях. Наше исследование показало, что не все возможности личностной саморегуляции раскрываются в младшем школьном возрасте, как в возрастном, так и в гендерном аспектах.
22 1000
Аннотация
В статье исследуются специфические особенности социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. На основе системного анализа охарактеризованы основные составляющие социальной ситуации развития, показан генезис их становления на протяжении первых семи лет жизни. Авторы пришли к выводу о том, что социальная ситуация развития дошкольника складывается на пересечении четырех постепенно расширяющихся сфер социального развития в дошкольном детстве: образ Я, семья, сверстники, мир взрослых. При этом динамика образа Я выступает стрежневым вектором социального развития, она определяется направленностью самооценки, самоконтроля и отношением к себе. Освоение сферы взаимодействия со взрослыми и сверстниками обеспечивает формирование социальных понятий в непосредственном жизненном опыте ребенка, его взаимодействии с окружающими людьми.
23 429
Аннотация
Некоторые свойства времени позволяют представлять их геометрическими, т.е. пространственными средствами. Но было бы ошибочным сводить феномен времени к пространству, как это фактически делается в современной физике с её теорией единого пространства-времени. Если попытаться выразить суть времени в немногих словах, то можно сказать так: время - это вычислительный процесс. Переход от настоящего к прошлому и будущему - это результат вычислений, производимых самой природой. Поэтому в качестве базовых средств представления времени должны использоваться компьютерные модели. Другое дело, что имеющиеся в науке теории вычислимости здесь не очень-то пригодны, но требуют далеко идущих обобщений, ориентированных именно на моделирование времени.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 

24 474
Аннотация
Обсуждаются теоретические соображения, лежащие в основе отрицательного догматического («философия умерла») и диалектического (предполагающего отделение категориальной философии от философской риторики) ответов на вопрос о судьбе философии. Догматическое решение критикуется с позиций трансцендентальной философии. Показывается, что диалектический ответ находит своё обоснование с тех же позиций. В той же теоретической перспективе рассматривается ещё одно условие, от которого зависит будущее философии – спасение самого человека как субъекта философии, в определённом смысле тождественного философии. Это вовлекает в обсуждение тему антропного кризиса и его трансцендентальных причин и предопределяет нетривиальный вывод: в деле спасения философия может взывать только к себе самой. В ходе обсуждения формулируется ряд условий, выполнение которых представляется необходимым (но, может быть, не достаточным) для признания завершённости категориальной философии, не тождественной философской риторике.
25 482
Аннотация
Философия предполагает синергетическое, нелинейное (диалектическое) и ценностное видение мира. Под ее юрисдикцию подпадают такие смысложизненные вопросы, как «зачем» и «куда». Однако в пространстве современной западной культуры господствует технологическое, одно(т)актное мышление, принципиально сосредотачивая внимание человека на вопросе: «как». Автор данной статьи рассматривает наиболее опасные заблуждения эпохи постмодерна; одно из них - ползучий отказ от образования, базовым вектором которого традиционно являлось стремление учить мыслить (и не последнюю роль в том играла философия в учебных планах вузов), в пользу программирования сознания, спецификой которого следует полагать тиражирование фактов. В результате современная цивилизация боится, а возможно, уже и не умеет думать о смыслах, даже двигаясь к концу света. Автор усматривает в этом отказ человека от себя как личности.
26 505
Аннотация
Статья посвящена исследованию процесса взаимовлияния и взаимопроникновения форм научного и религиозного знания на современном этапе развития общественного сознания. Отмечается, что новой тенденцией современной культуры является процесс «ремифологизации» научной сферы. Наблюдаемый кризис сциентизма связан с радикальными изменениями как философии, так и науки. Автор исследует неоднозначный статус науки в современной культуре, а также те метаморфозы, которые происходят в общественном сознании под влиянием различных культовых практик и околонаучной мифологии. Теоретические установки идеологов православной церкви анализируются в контексте динамики светского и религиозного начал общественного сознании. Автор статьи анализирует неоднозначные последствия и опасности утраты наукой и философией мировоззренческих позиций и демонстрирует лакуны, образовавшиеся в современном общественном сознании
27 454
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме определения статуса философии в номадической, технократической цивилизации современности. Представленный материал уточняет характер взаимоотношений философского знания и мировоззрения. В соотнесении с религией и наукой автор ставит целью прояснять статусно-ролевую характеристику философии как социально-культурного и экзистенциального феномена, в результате чего демонстрирует необходимость сохранения (охранения) философии в пространстве современной культуры. В образной, метафорической и полемической форме читателям предлагается задуматься о судьбе не столько университетской дисциплины - академической философии (чаще истории философии), сколько о знании, воспитывающем честность и ответственность, - знании, повествующем о Целом и открывающем живую связь его частей. Суть позиции автора лаконично репрезентирует заголовок статьи.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)