Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Полный текст:

Аннотация

В статье в рамках логопсихологии представлен авторский подход к рассмотрению психического развития ребенка в единстве раннего и дошкольного возраста с задержкой экспрессивной речи. Представлены позиции исследователей, основные направления в изучении данного вопроса, определяющие структуру психического развития, а затем и модель ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи данной категории воспитанников. Сложная структура отклоняющегося развития характеризуется только отклонениями тех сторон психической деятельности, развитие которых находится в прямой зависимости от первично пострадавшей функции. Из-за системного строения психики в ряде случаев задержка экспрессивной речи приводит к аффективно-коммуникативным нарушениям, что, в свою очередь, негативно отражается как на познавательном, так и личностном развитии. Без оказания ранней помощи, отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психики, коммуникации, социально-психологической адаптации ребенка в целом.

Об авторах

Е. Жулина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии


Э. Кафьян
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна
Армения
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии


Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь.М.: Просвещение, 1983. Т.2. 504 с.

2. Жулина Е.В. Теоретические основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи (коммуникативно-деятельностная традиция в современной логопсихологии) :монография / Е.В. Жулина; Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, НГПУ.,2008. 218 с.

3. Жулина Е.В. Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи (коммуникативно-деятельностная традиция в современной логопсихологии). Нижний Новгород, НГПУ., 2008. 180 с.

4. Жулина Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой речи: монография /Е.В. Жулина. Германия.: PalmariumAcademicPublishin, 2008. 328 с.

5. Калягин В.С., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учебное пособие. СПб.: КАРО, 2005. 288 с: С.63.

6. Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ - США. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка /под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. 296 с.

7. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис…канд. психол. наук. М.,1980. 23 c.

8. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.

9. Коррекция нарушений речи у дошкольников / под ред. Л.С. Сековец. Москва: АРКТИ, 2005. 244с.

10. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. 197 с.

11. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. №6. С. 15-19.

12. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: сб.науч. тр. М.: Права человека, 2001. С. 30-47.

13. Разенкова Ю.А. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии // Актуальные проблемы интегрированного обучения: сб.науч. тр. М.: Права человенка, 2001. С. 230-252.

14. Ранние отношения и развитие ребенка.СПб.: Питер, 2009. 160 с.

15. Разенкова Ю.А. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. М.: Полиграф сервис, 2003. 48 с.

16. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 200 с.

17. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Инклюзивный подход к обучению в условиях модернизации образования // Великие реки' 2010 Труды конгресса 12-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2011. С. 419-420.

18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.

19. Трошин О.В., Жулина Е.В. Задержка речевого развития в раннем возрасте // Педагогическая мысль, Ереван, 2004. №3-4. 103-110 С.

20. Трошин Г.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. М. 1915. Т. 1,2. 959 с.


Рецензия

Просмотров: 596


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)