Роль возрастных особенностей в формировании представлений о нравственных ценностях у детей младшего школьного и подросткового возраста в православных воскресных школах
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-4
Аннотация
Введение. Современная педагогика уделяет значительное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания детей, особенно в условиях глобализации и цифровизации образования. Воскресные школы, являющиеся исторически устоявшейся формой обучения религии и духовно-нравственного воспитания на приходах Русской Православной Церкви, выполняют важную роль в формировании у учащихся представлений о нравственных ценностях, однако влияние возрастных особенностей на этот процесс остаётся недостаточно изученным. Настоящее педагогическое исследование направлено на выявление педагогических условий, способствующих эффективному формированию и развитию нравственных представлений у детей младшего и подросткового возраста.
Материалы и методы. В ходе педагогического исследования использован комплексный подход, включающий анкетирование воспитанников воскресных школ, интервьюирование педагогов и метод структурированного наблюдения. Для анализа педагогических подходов применялись сравнительный и аналитический методы, а также статистическая обработка данных, что позволило выявить закономерности и различия в восприятии нравственных норм у детей разных возрастных групп.
Результаты исследования. Полученные данные показали, что представления о нравственных ценностях формируются с учётом возрастных особенностей: младшие школьники воспринимают нормы через авторитет взрослых и внешние стимулы, тогда как подростки осознают их через личный опыт и рефлексию. Педагогическое исследование также выявило значительную вариативность в подходах педагогов к учебно-воспитательной работе, что подчёркивает необходимость унификации методических рекомендаций и усиления внимания к интеграции духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательный процесс.
Обсуждение и заключения. Анализ педагогических подходов к организации учебно-воспитательной деятельности воскресных школ показывает, что эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от использования возрастно-ориентированных методик. Для младших школьников целесообразно применение игровых и наглядных методов, тогда как для подростков более результативны дискуссии, проектная деятельность и социальные практики. Результаты педагогического исследования могут быть полезны для совершенствования программ духовно-нравственного воспитания, разработки методических материалов и повышения квалификации педагогов, работающих в системе религиозного образования.
Об авторе
М. А. СанниковРоссия
Санников Максим Алексеевич – магистр педагогики, иерей, ректор, старший преподаватель кафедры Общегуманитарных дисциплин
Ижевск
Список литературы
1. Веденеева Г. И. Нравственное формирование младших подростков в процессе социально значимой деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 2. С. 62-67.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.
3. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 4. С. 3-20.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
5. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2012. 260 с.
6. Карпова Е. В., Луговская А. В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 1. С. 222.
7. Кудряшова С. К., Серикова Л. А., Неясова И. А. Формирование духовно-нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 165-168. DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0041.
8. Купрейченко А. Б., Воробьёва А. Е. Нравственное самоопределение молодёжи. М., 2013. 480 с.
9. Левашов П. О воспитании девиц в духе истинно христианском / под общ. ред. Н. В. Маслова. М.: Самшит-издат, 2005. 79 с.
10. Молчанов С. В., Маркина О. С. Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковоми юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 4. С. 134-146.
11. Молчанов С. В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 75-79.
12. Мустафина Л. Ш. Возрастная динамика восприятия совести // Развитие человека в современном мире. 2019. № 4. С. 17-23.
13. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. 303 c.
14. Петракова Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики // Педагогика. 2007. № 2. С. 59-68.
15. Петрова Л. В. Применение деятельностного подхода в православных образовательных учреждениях: Теоретические и практические аспекты // Вестник педагогики и религиозного воспитания. 2021. Т. 8, № 1. С. 34-41.
16. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка. СПб., 1997. 282 с.
17. Плотникова К. П. Православная культура как фактор духовно-нравственного развития личности подростков // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2019. № 8. С. 199-206.
18. Понкин И. В., Лаптева А. И. Методология научных исследований и прикладной аналитики. М., 2022. 754 с.
19. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 25-29.
20. Смирнова Т. В. Формирование нравственных ценностей у младших подростков в процессе изучения отечественной культуры // Педагогика и психология. 2020. Т. 12, № 2. С. 45-56.
21. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 2025. 172 с.
22. Таршис Е. Я. Контент-анализ: Принципы методологии. (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования). М., 2018 176 с.
23. Франц А. С., Белкина О. П. Активизация нравственного самовоспитания обучающихся в процессе этикокультурологического просвещения // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 145-158.
24. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17-2. С. 125-134.
25. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. 360 с.
26. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2009. 567 с.
27. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М., 2014. 220 с.
28. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Open Road Media, 2011. 219 p.
29. Bogdan R., Biklen S. K. Qualitative research for education: An introduction to theories and methods. 5th ed. Boston, MA: Pearson, 2007. 304 p.
30. Eisenberg N. Altruistic Emotion, Cognition, and Behavior. London: Psychology Press, 1986. 270 p.
31. Kohlberg L. Education, Moral Development and Faith // Journal of Moral Education. 1974. Vol. 4, no. 1. Pp. 5-16.