Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

К проблеме психологической концепции профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-13

Аннотация

Введение. Адресует читателя к психолого-педагогической поддержке процессов профессионального самоопределения воспитанников как одной из ключевых задач кадетских образовательных организаций. Приведены краткие выводы из анализа процессов разработки проблемы профессионального самоопределения воспитанников в педагогике и психологии, дана качественная характеристика состояния теории.
Материалы и методы. Характеризуется метод проблематизации, обоснованы условия и процедуры ее применения в рамках решения конкретной научной задачи. Проблематизация выполняется по результатам лонгитюдного исследования процессов реализации образовательной политики в области кадетского образования в 10 регионах Сибирского Федерального округа. Обобщены результаты более 3000 монографических исследований процессов профессионального самоопределения воспитанников; проанализирован педагогический опыт 16 кадетских образовательных организаций, выполнен контент-анализ диссертаций и монографий, посвященных кадетскому образованию и выполненных в период с 2000 г. по настоящее время.
Результаты исследования. Дана качественная характеристика состояния теоретической базы по проблеме профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведено соотношение общего, частного и особенного психологического знания. Через проблемы педагогической практики проиллюстрированы пробелы психологического знания. Получает общую характеристику диапазон «выходов» монографических историй за рамки имеющихся сегодня концепций профессионального самоопределения обучающихся. Выполнен анализ социокультурной ситуации, отражающейся на процессах профессионального самоопределения и практиках их педагогической поддержки. Обоснованы аргументы в пользу нового концептуального оформления профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций в психологии.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимость разработки психологической концепции профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведены аргументы в пользу этой научной задачи.

Об авторе

А. Ю. Асриев
Омский государственный педагогический университет
Россия

Асриев Андрей Юрьевич – доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики 

ResearcherID: AEU-6392-2022 

Омск 



Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.

2. Асриев А. Ю. Практика реализации современной образовательной политики в области кадетского образования в Сибири: дис. … д-ра пед. наук: 5.8.1. Омск, 2023. 349 с.

3. Асриев А. Ю. Приоритеты социального заказа кадетскому образованию в Сибири // Человек и образование. 2022. № 1 (70). С. 111-119.

4. Асриев А. Ю., Семенов Н. Г. Социокультурные эффекты кадетского образования // Горизонты образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 247-249.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

6. Владимиров А. И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект и современность: текст выступления на Всемирном Русском Народном Соборе // Региональная благотворительная ветеранская общественная организация «Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет»: [cайт]. URL: https://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm (дата обращения: 29.01.2025).

7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

8. Корзина М. И. Социально-философский аспект технологий визуальных коммуникаций в условиях новых вызовов Четвертой промышленной революции: дис. ... д-ра философ. наук: 5.7.7. Архангельск, 2021. 239 с.

9. Кравцов Д. И. Феномен глобализационного давления: социально-философский анализ: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. Красноярск, 2014. 168 с.

10. Мануйлов Ю. С. Опосредованное управление – новое слово в педагогике // Центр научных инвестиций: [сайт]. URL: http://www.ni-centr.ru/bez-rubriki/oposredovannoeupravlenie-kak-novoe-slovo-v-pedagogike/ (дата обращения: 29.01.2025).

11. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.

12. Подзигун И. М. Глобализация и глобальные проблемы: философско-методологический анализ: дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.08, 09.00.11. М., 2003. 384 с.

13. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 256 с.

14. Резник Ю. М. Социокультурный подход как методология исследования // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2, вып. 1 (2). С. 305-328.

15. Рудакова И. В. Социокультурный подход как методологический принцип // Грамота. 2017. № 11 (85). С. 159-161.

16. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс – Традиция, 2003. 744 с.

17. Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, Нац. обществ.-науч. фонд, 2003. 300 с.

18. Стычински М. С. Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. М., 2018. 174 с.

19. Хакуз П. М., Гура А. Ю. О содержании понятия «проблематизация» // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 23-26.

20. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2023. 456 с.

21. McLuhan M. Letters of Marshall McLuhan. Oxford: Oxford University Press, 1987. 562 p.

22. Roccas S., Brewer M. B. Social Identity Complexity // Personality & Social Psychology Review. 2002. Vol. 6, no. 2. Pр. 88-108.


Рецензия

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)