Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Гибкие социальные навыки как основа кросс функциональных компетенций

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-2

Аннотация

Введение. Проблема формирования гибких социальных навыков как основы кроссфункциональных компетенций всегда находилась в фокусе внимания педагогов, однако современные изменения в обществе и экономике придали этому вопросу особую актуальность. Целью данного исследования является определение ключевых аспектов развития гибких социальных навыков, обеспечивающих формирование кроссфункциональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современных условиях.
Материалы и методы. В статье представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, посвящённой вопросам гибких социальных навыков и их роли в формировании кросс-функциональных компетенций. Основу исследования составили труды педагогов и психологов, рассматривающие теоретические аспекты и ключевые положения в области гибких социальных навыков. Для обработки полученных данных были применены методы систематизации и классификации, а также общенаучные методы анализа, обобщения и синтеза.
Результаты исследования. Проведен анализ подходов к таксономии социальной компетентности с точки зрения формирования социальных гибких навыков в условиях глобальных преобразований, происходящих в современном социуме. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования социальных гибких навыков как основы кросс-функциональных компетенций, включая интерпретацию понятия «гибкие навыки», характеристику гибких навыков, описание подходов к трактовке компонентного состава социальных гибких навыков.
Обсуждение и заключения. Применение общенаучных методов анализа, обобщения и интеграции позволило составить целостную картину взаимосвязей между гибкими социальными навыками и кросс-функциональными компетенциями. Особое внимание было уделено рассмотрению подходов к интерпретации составляющих гибких социальных навыков. Такой подход имеет принципиальное значение для определения направления дальнейших исследований и разработки практических рекомендаций для образовательных организаций. Результаты исследования имеют прикладное значение для применения в образовательной практике, позволяя разработать эффективные методы и приемы, направленные на формирование и развитие гибких социальных навыков обучающихся.

Об авторах

Е. Ю. Волчегорская
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Волчегорская Евгения Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор 

AFR-6202-2022

Челябинск 



С. Н. Фортыгина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Фортыгина Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент

Челябинск 



В. П. Зиновьев
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Зиновьев Виктор Павлович – аспирант 

Челябинск 



Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.

2. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

3. Волчегорская Е. Ю. Модель формирования кросс-функциональных навыков у младших школьников // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Шадринск: ШГПУ, 2024. С. 421-427.

4. Крупнов А. И., Новиков И. А., Воробьева А. А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. 2016. № 2. С. 45-56.

5. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 4. С. 43-52.

6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М., 2004. С. 29-36.

7. Соколова Е. И. Современное осмысление понятий «компетенция» и «навык» (обзор по материалам российских и зарубежных исследований) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3 (35). С. 132-146.

8. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

9. Bobrowicz K., Thibaut J.-P. The Development of Flexible Problem Solving: An Integrative Approach // Journal of Intelligence. 2023. Vol. 11, no. 6. P. 119. DOI: 10.3390/jintelligence11060119.

10. Canney C., Byrne A. Evaluating circle time as a support to social skills development – reflections on a journey in school based research // British Journal of Special Education. 2006. Vol. 33, no. 1. Pp. 19-24. DOI: 10.1111/j.1467-8578.2006.00407.x.

11. Diamond A., Bialystok E., Craik I. M. The early development of executive functions. Lifespan cognition mechanisms of change. Oxford: University Press, 2006.

12. Duckworth A. L., Kirby T., Tsukayama E., Berstein H., Ericsson K. Deliberate practice spells success: Why grittier competitors triumph at the National Spelling Bee // Social Psychology and Personality Science. 2010. Vol. 2, no. 2. Pp. 174-181. DOI: 10.1177/1948550610385872.

13. Ehlers U. D. Future Skills: The Future of Learning and Higher Education. New York: Books on Demand, 2020.

14. Gray M. E., Keith J. H. Teaching by Analogy: From Theory to Practice // Mind, Brain, and Education. 2021. Vol. 15, no. 3. Pp. 250-263. DOI: 10.1111/mbe.12288.

15. Huizinga M., Molen M. W. Age-group differences in set-switching and set-maintenance on the Wisconsin card sorting task // Developmental Neuropsychology. 2007. Vol. 31, no. 2. Pp. 193- 215. DOI: 10.1080/87565640701190817.

16. Hurrell S. A. Rethinking the soft skills deficit blame game: employers, skills withdrawal and the reporting of soft skills gaps // Human Relations. 2016. Vol. 69, no. 3. Pp. 605-628.

17. Jureviciene M., Kaffemaniene I., Ruskus J. Concept and Structural Components of Social Skills // Ugdymas. Kuno kultura. Sportas. 2012. Vol. 3, no. 86. Pp. 42-52.

18. Laker D. R., Powell J. L. The differences between hard and soft skills and their relative impact on training transfer // Human Resource Development Quarterly. 2011. Vol. 22, no. 1. Pp. 111- 122. DOI: 10.1002/hrdq.20063.

19. Lamri J., Lubart T. Creativity and Its’ Relationships with 21st Century Skills in Job Performance // Kindai Management Review. 2021. No. 9. Pp. 75-91.

20. Marin-Zapata S. I., Roman-Calderon J. P., Robledo-Ardila C., Jaramillo-Serna M. A. Soft skills, do we know what we are talking about? // Review of Managerial Science. 2022. Vol. 16, no. 4. Pp. 969-1000.

21. Marr B. Future Skills: the 20 Skills and Competencies Everyone Needs to Succeed in a Digital World. Hoboken: John Wiley, 2022.

22. Mingaleva Z., Vukovic N. Development of engineering students competencies based on cognitive technologies in conditions of industry 4.0 // International Journal of Cognitive Research in Science Engineering and Education. 2020. Vol. 8, special issue. Pp. 94-101.

23. Mullan K., Wajcman J. Have mobile devices changed working patterns in the 21st century? A time-diary analysis of work extension in the UK // Work Employment and Society. 2019. Vol. 33, no. 1. Pp. 3-20.

24. Parlamis J., Monnot M. J. Getting to the CORE: putting an end to the term “soft skills // Journal of Management Inquiry. 2019. Vol. 28, no. 2. Pp. 225-227.

25. Polakova M., Madzik J. H., Copus L., Suleimanova J. H., Molnarova I., Polednova J. Soft skills and their importance in the labour market under the conditions of Industry 5.0 // Heliyon. 2023. Vol. 9, no. 8. Pp. 18-70.

26. Polonen P. Future Skills. Jersey City: Viva Editions, 2021.

27. Robles M. M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business Communication Quarterly. 2012. Vol. 75, no. 4. Pp. 453-465.

28. Rubin R. B., Martin M. M. Development of a measure of interpersonal communication competence // Communication Research Reports. 1994. Vol. 11, no. 1. Pp. 33-44.

29. Stoycheva K. Tolerance for ambiguity, creativity, and personality // Bulgarian Journal of Psychology. 2010. Vol. 1, no. 4. Pp. 178-188.

30. Shmatko N., Volkova G. Bridging the skill gap in robotics: global and national environment // Sage Open. 2020. Vol. 10, no. 3. Pp. 12-25.

31. Thornhill-Miller B., Camarda A., Mercier M., Burkhardt J.-M., Morisseau T., BourgeoisBougrine S., Vinchon F., Hayek S. E., Augereau-Landais M., Mourey F., Feybesse C., Sundquist D., Lubart T. Creativity, Critical Thinking, Communication and Collaboration: Assessment, Certification, and Promotion of 21st Century Skills for the Future of Work and Education // Journal of Intelligence. 2023. Vol. 11, no. 3. Pp. 54-62.

32. Zins J. E., Weissbert R. P., Wang M. C., Walberg H. J. Building Academic Success on Social and Emotional Learning: What does the Research Say? New York: Teachers College Press, 2004.


Рецензия

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)