Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Разработка диагностического инструментария для изучения чтения взрослых

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-9

Аннотация

Введение. Изучение мирового опыта в области диагностики трудностей чтения взрослых показывает, что имеется ряд стандартизированных тестов. Однако их перенос в отечественную практику представляет собой методологическую проблему ввиду вариативного понимания термина «дислексия»; ориентированности большинства зарубежных тестов на чтение слов, а не текстов; своеобразия лингвистических характеристик различных языков. Актуальность разработки стандартизированных текстовых заданий для валидной количественной оценки возможностей чтения взрослых в отечественной практике обусловлена необходимостью создания научно обоснованных методов диагностики. Цель данной статьи – проанализировать международные диагностические тесты оценки чтения взрослых и описать основные характеристики диагностического инструментария для изучения чтения на срезе русскоязычного сегмента населения.
Материалы и методы. Валидизация результатов пилотного исследования письменно-речевой деятельности обучающихся педагогического вуза (2015-2023 гг.) и анализ содержания зарубежных тестов чтения для взрослых TOWRE, GORT, YAA-R, CC2A, BDT, DAST, MDDDT-A, TIL, SLS-Berlin, NART, программы оценки компетенций людей 16-65 лет PIAAC позволили определить основные положения протокола для проведения полномасштабного исследования чтения русскоязычных взрослых.
Результаты исследования. Разработан протокол выборочного исследования по изучению читательских характеристик русскоязычных людей 16-65 лет, определены критерии включения и исключения. Сконструирован диагностический инструментарий «ЧИТОПУС: тест чтения для взрослых», включающий четыре текста для чтения вслух и про себя. Сравнение тестового материала по параметрам: стиль, объем, структурная и лексическая сложность, удобочитаемость, а также дополнительное сопоставление пропозиций в текстах с имплицитным смыслом показали сбалансированность лексических заданий по лингвостилистическим характеристикам.
Обсуждение и заключения. Недостаточная разработанность в отечественной практике материалов, позволяющих достоверно оценивать различные аспекты чтения у взрослого населения, актуализирует необходимость подготовки диагностического инструментария для изучения чтения. Ключевым аспектом диагностики будет являться определение нормативных параметров чтения. Для этого требуется планомерное изучение различных характеристик чтения, включая скорость, правильность, способ, выразительность и понимание прочитанного текста. Важно установить референсные показатели, отклонение от которых может быть интерпретировано как проявление нарушения, возможно дислексию развития. Изучение читательских характеристик позволит пополнить данные о профилях русскоязычных взрослых с дислексией.

Об авторе

Н. Ю. Киселева
Московский городской педагогический университет
Россия

Киселева Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент института психологии и комплексной реабилитации 

Москва



Список литературы

1. Ахметзянова А. И., Бабкина Н. В., Гончарова Е. Л., Кантор В. З., Коробейников И. А., Красильникова О. А., Кузьмичева Т. В., Кукушкина О. И., Лазуренко С. Б., Филатова Ю. О. Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. № 52 (5). С. 1-17.

2. Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин: Калининский государственный университет, 1982. 20 с.

3. Брыгина А. В. О проблеме адаптации художественных текстов для учебных целей // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 179-187.

4. Гальперин П. Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Ленард, 2024. 144 с.

5. Дорофеева С. В., Кокорева Я. А. Разработка лингвистически сбалансированных тестов для оценки навыков чтения текста у взрослых носителей русского языка // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. М.: ООО "Буки Веди", Московский институт психоанализа, 2023. С. 577-582.

6. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Советские учебники, 2023. 259 с.

7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Ленард, 2023. 264 с.

8. Киселева Н. Ю. Close-test как инструмент изучения осмысленного чтения у студентов // Специальное образование. 2023. № 4 (72). С. 58-69.

9. Киселева Н. Ю. Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией // Специальное образование. 2023. № 1 (69). С. 116-124. DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_10.

10. Киселева Н. Ю. Изучение коморбидности нарушений чтения и письма у взрослых // Дефектология. 2025. № 1. С. 36-44. DOI: 10.47639/0130-3074_2025_1_36.

11. Кричевец А. Н., Корнеев А. А., Рассказова Е. И. Основы статистики для психологов. М.: Акрополь, 2019. 286 с.

12. Лапошина А. Н., Лебедева М. Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19, № 3. С. 331-345. DOI: 10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345.

13. Маркова С. М., Новикова О. А. Методологические предпосылки развития профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-4. С. 253-256.

14. Меньшикова Н. Д., Корнев А. Н. О типологических различиях когнитивных механизмов у детей с дисфазической и дисгнозической формой дислексии // Forcipe. 2023. Т. 6, № S1. С. 399-400.

15. Николина В. В. Гуманистическая направленность подготовки педагогов в условиях трансформации педагогического образования // Нижегородское образование. 2023. № 2. С. 4-15.

16. Щербакова О. В. Дефициты смыслового чтения у молодых взрослых: проявление несформированности понятийного мышления // Психологический журнал. 2024. Т. 45, № 1. С. 19-31. DOI: 10.31857/S0205959224010025.

17. Castles A., Coltheart M., Larsen L., Jones P., Saunders S., McArthur G. Assessing the basic components of reading: A revision of the Castles and Coltheart test with new norms // Australian Journal of Learning Difficulties. 2009. Vol. 14 (1). Рp. 67-88.

18. Coltheart M., Rastle K., Perry C., Langdon R., Ziegler J. DRC: A dual route cascaded model of visual word recognition and reading aloud // Psychological Review. 2001. Vol. 108, no. 1. Pp. 204 - 256. DOI: 10.1037/0033-295x.108.1.204.

19. Denis-Noël A. et al. How do adults with dyslexia recognize spoken words? Evidence from behavioral and EEG data // Scientific Studies of Reading. 2024. Vol. 28, no. 1. Рp. 21-41.

20. Doust C., Gordon S. D., Garden N., et al. The Association of Dyslexia and Developmental Speech and Language Disorder Candidate Genes with Reading and Language Abilities in Adults // Twin Research and Human Genetics. 2020. Vol. 23 (1). Рp. 23-32. DOI: 10.1017/thg.2020.7.

21. Doust C., Fontanillas P., Eising E., Gordon S. D., Wang Z., Alagöz G., Luciano M. Discovery of 42 genome-wide significant loci associated with dyslexia // Nature genetics. 2022. Vol. 54 (11). Рp. 1621-1629.

22. Fawcett A. J., Nicholson R. I. The dyslexia adult screening test (DAST). London: Pearson Education Limited, 1998. Р. 86.

23. Fernandes T., Araújo S., Sucena A., Reis A., Castro S. L. The 1‐min Screening Test for reading problems in college students: Psychometric properties of the 1‐min TIL // Dyslexia. 2017. Vol. 23 (1). Рp. 66-87. DOI: 10.1002/dys.1548.

24. Hall A. H., Tannebaum R. P. Test Review: J. L Wiederholt, B. R. Bryant. Gray Oral Reading Tests—Fifth Edition (GORT-5). Austin, TX: Pro-Ed, 2012 // Journal of Psychoeducational Assessment. 2013. Vol. 31, no. 5. Рp. 516-520.

25. Harrison A. G., Nichols E. A validation of the Dyslexia Adult Screening Test (DAST) in a post-secondary population // Journal of Research in Reading. 2005. Vol. 28 (4). Рp. 423-434. DOI: 10.1111/j.1467-9817.2005.00280.x.

26. Jennings R. L., Midkiff M., Nestor McCauley E., Lopuch J., Stroebel S., James R., Frampton M. The Concurrent Validity of the GORT-5 with the WJ-IV // Contemporary School Psychology. 2024. Vol. 28. Pp. 328-340.

27. Lüdtke J., Froehlich E., Jacobs A. M., Hutzler F. The SLS-Berlin: validation of a German computer-based screening test to measure reading proficiency in early and late adulthood // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Р. 1682. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01682.

28. Mézière D. C., Yu L., Reichle E. D., Von Der Malsburg T., McArthur G. Using eye‐tracking measures to predict reading comprehension // Reading Research Quarterly. 2023. Vol. 58 (3). Рp. 425-449.

29. Moojen S. M. P., Gonçalves H. A., Bassôa A., Navas A. L., de Jou, G., Miguel E. S. Adults with dyslexia: how can they achieve academic success despite impairments in basic reading and writing abilities? The role of text structure sensitivity as a compensatory skill // Annals of Dyslexia. 2020. Vol. 70 (1). Рp. 115-140. DOI: 10.1007/s11881-020-00195-w.

30. Nicolson R. I., Fawcett A. J. Development of objective procedures for screening and assessment of dyslexic students in higher education // Journal of Research in Reading. 1997. Vol. 20 (1). Pp. 77-83. DOI:10.1111/1467-9817.00022.

31. Pérez-Litago U., Rojas-Guerra J. M., Martínez-García C., Suárez-Coalla P. Language skills of adults with dyslexia in English as a foreign language: proposal of a language spontaneity deficit hypothesis // Annals of Dyslexia. 2025. Vol. 75. Pp. 313-338.

32. Perry K. H., Shaw D. M., Saberimoghaddam S. Literacy practices and the Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC): A conceptual critique // International Review of Education. 2020. Vol. 66. Рp. 9-28. DOI: 10.1007/s11159-019-09819-9.

33. Peterson R. L. Pennington B. F. Developmental dyslexia // The Lancet. 2012. Vol. 379 (9830). Рp. 1997-2007. DOI: 10.1016/S0140-6736(12)60198-6.

34. PIAAC. Available at: https://www.oecd.org/en/about/programmes/piaac.html (accessed: 02.04.2025).

35. Premeti A., Bucci M. P., Heidlmayr K., Vigneron P., Isel F. Neurodynamics of selected language processes involved in word reading: An EEG study with French dyslexic adults // Journal of Neurolinguistics. 2024. Vol. 71. Р. 101201.

36. Reynolds A. E, Caravolas M. Evaluation of the Bangor Dyslexia Test (BDT) for use with Adults // Dyslexia. 2016. Vol. 22 (1). Рp. 27-46. DOI: 10.1002/dys.1520.

37. Rinne N., Wikman P., Sahari E., Salmi J., Einarsdóttir E., Kere J., Alho K. Developmental dyslexia susceptibility genes DNAAF4, DCDC2, and NRSN1 are associated with brain function in fluently reading adolescents and young adults // Cerebral Cortex. 2024. Vol. 34 (4). Р. 144.

38. Stark Z., Elalouf K., Soldano V., Franzen L., Johnson A. P. Validation and reliability of the dyslexia adult checklist in screening for dyslexia // Dyslexia. 2024. Vol. 31 (1). Р. e1797.

39. Tamboer P., Vorst H. C. M., de Jong P. F. Six factors of adult dyslexia assessed by cognitive tests and self-report questions: Very high predictive validity // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 71. Рp. 143-168.

40. Torgeson J. K., Wagner R. K., Rashotte, C. A. Test review: Test of word reading efficiency (TOWRE). Austin, TX, USA, 1999. Р. 45.

41. Vágvölgyi R., Bergström K., Bulajić A., Rüsseler J., Fernandes T., Grosche, M., Lachmann T. The cognitive profile of adults with low literacy skills in alphabetic orthographies: A systematic review and comparison with developmental dyslexia // Educational Research Review. 2025. Vol. 46. Р. 100659.

42. van der Linde I., Horsman L., Bright P. The validity of abbreviated forms of the National Adult Reading Test and Spot-the-Word 2 for estimating full-scale IQ // Neuropsychological Rehabilitation. 2022. Vol. 32 (10). Рp. 2534-2543.

43. Vender M., Delfitto D. Bridging the Gap in Adult Dyslexia Research: Assessing the Efficacy of a Linguistic Intervention on Literacy Skills // Annals of Dyslexia. 2025. Vol. 75 (1). Рp. 42-70. DOI: 10.1007/s11881-024-00314-x.

44. Warmington M., Stothard S. E., Snowling M. J. Assessing Dyslexia in Higher Education: The York Adult Assessment Battery-Revised // Journal of Research in Special Educational Needs. 2013. Vol. 13 (1). Pp. 48-56. DOI: 10.1111/j.1471-3802.2012.01264.x.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)