Факторы формирования представления младшего школьника о жизненном самоопределении
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-3
Аннотация
Введение. В статье раскрывается сущность понятия «представление младшего школьника о жизненном самоопределении», обозначены факторы формирования данного представления. Авторы предлагают обновленный перечень факторов, которые влияют на представление младшего школьника о жизненном самоопределении и должны быть учтены в планировании деятельности классного руководителя.
Материалы и методы. Авторами был проведен комплексный анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением проблемы формирования представлений обучающихся о жизненном самоопределении в контексте развития образования и всего общества, а также возрастных характеристик младшего школьного возраста. В качестве основных методов использованы теоретический анализ и обобщение научной литературы.
Результаты исследования. К результатам данного исследования стоит отнести такие факторы формирования изучаемого представления, как семья, образовательные организации, виртуальные объединения, представление о себе; а также понятие «представление младшего школьника о жизненном самоопределении», определенное как новообразование, формирующееся на этапе жизненного самоопределения личности в младшем школьном возрасте, исходя из влияния таких факторов, как индивидуальное представление о себе, семейное воспитание, вовлеченность в образовательный процесс, участие в виртуальных объединениях.
Обсуждение и заключения. Сопровождение самоопределения обучающихся, принадлежащих к поколению Альфа, должно быть обеспечено новыми способами и охватывать всё школьное образование, начиная сопровождение с младшего школьного возраста. Анализ, проведенный авторами, дает основание для заключения о том, что образованию требуется целостная система сопровождения жизненного самоопределения школьников с учётом этапа начальной школы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке научно-методических основ сопровождения самоопределения в процессе классного руководства.
Об авторах
А. А. ГудзовскаяРоссия
Гудзовская Алла Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент, психологический факультет
Scopus ID: 57223132986
Самара
Я. В. Черных
Россия
Черных Яна Валерьевна – аспирант первого года обучения по научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; факультет педагогики и психологии
Самара
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Алпеева Л. С. Образование от поколения Z к поколению Альфа: как учить «художников», «пророков» и «кочевников» // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: материалы IV Межвузовской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 14 декабря 2023 года. СПб.: Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, 2023. С. 318-336. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65293424 (дата обращения: 29.12.2024).
3. Бастракова Н. С. Социально-психологические аспекты жизненного самоопределения человека. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. 153 с. ISBN 978-5-8050-0706-5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45718684 (дата обращения: 29.12.2024).
4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72-85. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10310.
5. Данилова Л. Н. Образовательный запрос поколения Альфа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, № 1 (45). С. 58-67. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-58-67.
6. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 507 с.
7. Гудзовская А. А. Психология социальной зрелости: монография. Самара: СИПКРО, 2014. 256 с.
8. Гудзовская А. А., Мышкина М. С. Лонгитюдное исследование динамики социальной идентичности в период взросления // Горизонты зрелости: сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 25-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25198357 (дата обращения: 29.12.2024).
9. Гудзовская А. А. Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 88-95. DOI: 10.11621/npj.2016.0111.
10. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2023. 356 с.
11. Климов Е. А. Психология труда. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 308 с. URL: https://urait.ru/bcode/538808 (дата обращения: 29.12.2024).
12. Кравцов А. О. Поколение «А»: подходы к проектированию новой образовательной модели // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2021 года. М.: Московский городской педагогический университет, Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2021. С. 47-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46408807 (дата обращения: 29.12.2024).
13. Петрова Ю. В. Ценностно-смысловые факторы профессионального самоопределения подростков с проблемным использованием интернета: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2022. 175 с.
14. Черных Я. В. Профессиональная ориентация как основообразующий элемент современной школы // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции, Нижневартовск, 06–07 апреля 2021 года / под общей редакцией Д. А. Погонышева. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. С. 177-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45801583 (дата обращения: 29.12.2024).
15. Черных Я. В. Механизмы управления процессом готовности школьников к жизненному самоопределению // Дни науки: сборник статей XXIV студенческой научной конференции. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2023. С. 253-257. URL: https://samara.mgpu.ru/files/elibrary/DN_XXIV_2023.pdf (дата обращения: 29.12.2024).
16. Черных Я. В. Проектная деятельность как метод формирования представления о жизненном самоопределении у младших школьников // Дни науки: сборник статей XXV студенческой научной конференции. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2024. С. 249- 254. URL: https://samara.mgpu.ru/files/elibrary/DN_XXV_2024.pdf (дата обращения: 29.12.2024).
17. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26427505 (дата обращения: 29.12.2024).
18. Boland T. Career transformations: How career guidance counselling understands the labour market // Irish Journal of Sociology. 2024. Vol. 32 (1-2). Pp. 205-224. DOI: 10.1177/07916035241264081.
19. Brenner C. A. Self-regulated learning, self-determination theory and teacher candidates’ development of competency-based teaching practices // Smart Learning Environments. 2022. Vol. 9. P. 3. DOI: 10.1186/s40561-021-00184-5.
20. Cytowanie Wojtowicz E., Jędryszek-Geisler A. Autonomy-supportive teaching - applications of self-determination theory in the classroom // Studia z Teorii Wychowania. 2024. Vol. XV (4(49)). Pp. 85-97. DOI: 10.5604/01.3001.0054.8965.
21. Aseel Al Fouzan. Analysing Career Interests Among Middle And High School Students In Kuwait: Implications For Early Career Planning // Educational Administration: Theory and Practice. 2024. Vol. 30 (11), Pp. 665-685. DOI: 10.53555/kuey.v30i11.8655.
22. Guidance and Counselling: Navigating Paths To Wellbeing. Subham Publication, PanBazar, Guwahati-1, 2024. ISBN 978-93-5965-980-0. Available at: https://www.researchgate.net/publication/384013784_Guidance_Counseling_Need_and_Importance_in_School_Education (accessed: 29.12.2024).
23. Jumiarti D., Yunovita A., Dasril D., Darimis D., Hardi E., Yulitri R. Students Career Awareness: the Effect of Classical Guidance by using Blended Learning Model // Educational Guidance and Counseling Development Journal. 2023. Vol. 6 (2). P. 86. DOI: 10.24014/egcdj.v6i2.26425.
24. Joho C., Mok S. Y., Hoffelner C., Düggeli A. Analyzing teachers’ competencies in career guidance: a systematic review // Frontiers in Education. 2024. No. 9. P. 1488662. DOI: 10.3389/feduc.2024.1488662.
25. Kudysheva A., Popandopulo A. Abdrasheva D., Ksembayeva S. Support and assistance in middle school students’ early professional self-determination through “career academy” // Higher Education in Kazakhstan. 2024. Vol. 46 (2). Pp. 77-87. DOI: 10.59787/2413-5488-2024-46-2-77-87.
26. Liu X., Ji G., Mei X. “Walking with Dreams”: The Categories of Career Decision-Making SelfEfficacy and Its Influence on Learning Engagement of Senior High School Students // Behavioural Sciences. 2024. Vol. 14. P. 1174. DOI: 10.3390/bs14121174.
27. Mutlu S., Ziegler B., Granato M. Logics of career choice – concept and results of an approvalsensitive career guidance workshop // Frontiers in Psychology. 2024. No. 14. P. 1235221. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1235221.
28. Malinda D., Mandyata J. Role of career guidance // European Journal of Education Studies. 2024. Vol. 8, no. 2. P. 26. Available at: https://www.researchgate.net/publication/380375218_xx_ROLE_OF_CAREER_GUIDANCE_-_J_M_Mandyata (accessed: 29.12.2024).
29. Rahim M., Hulukati W., Alwi N. M. Career Pocketbook: A Media to Improve Primary School Students’ Career Understanding // Jurnal Kajian Bimbingan dan Konseling. 2023. Vol. 8 (1). Pp. 59-68. DOI: 10.17977/um001v8i12023p59-68.
30. Rahim M., Hulukati W., Korompot S., Wantu T., Lakadjo M. (2024). Development of A Career Understanding Application for Elementary School Students Based on Augmented Reality // Jurnal Kependidikan. 2024. Vol. 10 (3). Pp. 893-905. DOI: 10.33394/jk.v10i3.12186.
31. Panieri G., Poto M. P. P, Murray E. M. Emotional and ecological literacy for a more sustainable society. Palgrave Macmillan, 2024. 250 p.
32. Pham Thi, Le Thi, Do Thi, Lai Phuong-Lien, Do Thi-Trinh, Nguyen Tien-Trung. Science mapping research on Career guidance in general schools: a bibliometric analysis from Scopusdatabase, 1964–2022 // Cogent Education. 2024. Vol. 11 (1). DOI: 10.1080/2331186X.2024.2301877.
33. Tsouvelas G., Papoulidi A. School Engagement and life satisfaction in primary school students // Έρευνα στην Εκπαίδευση = Research in Education. 2024. Vol. 13 (1). Pp. 148-168. DOI: 13.148-168.10.12681/hjre.36849.