Результаты поискового педагогического эксперимента по формированию информационного поведения студентов вуза
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-6
Аннотация
Введение. Интерес к информационному поведению студентов определяется высокой актуальностью исследований, посвященных взаимодействию людей с информацией в современном обществе, и значимостью студенчества как интеллектуального ресурса страны. Излагаются результаты пилотного педагогического эксперимента, цель которого состояла в изучении влияния педагогического инструментария на информационное поведение студентов в процессе поиска научной литературы.
Материалы и методы. Эксперимент проводился на базе РГУ имени С. А. Есенина в 2024 г.; в эксперименте приняли участие 26 студентов направления подготовки «Управление персоналом», уровень бакалавриата второго года обучения. Проверялась гипотеза о влиянии хабитуализации на формирование эффективных навыков поиска научной литературы. Наряду с экспериментом использовались методы описания, систематизации, анализа и обобщения. Для хабитуализации практик информационного поиска был разработан комплекс практических заданий с четко оговоренными требованиями к результатам поиска.
Результаты исследования. Полученные данные оценивались по критериям точности поиска и качества оформления списка. Критерии были операционализированы в 6 индикаторов, отражающих в баллах соблюдение хронологических рамок поиска и количественных требований к его результатам; соответствие теме, заданным видам научных работ и требованиям к оформлению библиографического списка.
Обсуждение и заключения. Сопоставление данных, полученных на диагностическом и завершающем этапах эксперимента, показало, что примененные педагогические средства обеспечили устойчивый прогресс и существенное улучшение качества: эффективность навыков поиска выросла на 27,2 %, по отдельным индикаторам процент отклонений сократился в разы. Выяснено, что наиболее медленно у студентов вырабатывается знание видов научной литературы. Можно утверждать, что использование хабитуализации положительно влияет на формирование у студентов навыков информационного поиска научной литературы, и в целом сделать вывод о том, что целенаправленное применение педагогического инструментария способствует успешному формированию результативного информационного поведения студентов.
Об авторе
Т. В. ЕременкоРоссия
Еременко Татьяна Вадимовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления
Researcher ID: ABE-9290-2020
Рязань
Список литературы
1. Горюнова Л. Н. Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 3. С. 439-444. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-modeleyinformatsionnogo-povedeniya-s-pozitsii-obobschennoy-psihologicheskoy-teorii-deyatelnosti (дата обращения: 03.03.2025).
2. Давыдова М. А., Дубовер Д. А., Гришина А. В. Стратегии информационного поведения студентов в условиях трансформации медиапространства // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2023. Т. 6, № 1. С. 24-34. DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-1-24-34.
3. Еременко Т. В. Формирование ценностных установок информационного поведения студентов: обзор научных публикаций // Психолого-педагогический поиск. 2024. № 3 (71). С. 32-38. DOI: 10.37724/RSU.2024.71.3.004.
4. Еременко Т. В., Мартишина Н. В. Ценностные ориентации информационного поведения российских студентов в аспекте академической этики (по материалам фокус-групп) // Педагогика. 2020. № 2. С. 75-84.
5. Звездина Г. П., Комерова Н. Е. Восприятие времени и ситуации неопределенности студентами с различными стратегиями информационного поведения // Российский психологический журнал. 2024. Т. 21, № 1. С. 283-301. DOI: 10.21702/rpj.2024.1.15.
6. Иванова Н. А. Понятия «Габитус» и «Хабитуализация» в контексте социологических теорий // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-gabitus-ihabitualizatsiya-v-kontekste-sotsiologicheskih-teoriy (дата обращения: 08.12.2024).
7. Кисляков П. А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 343-356. DOI: 10.32744/pse.2020.5.24.
8. Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. СПб., 2000. 20 с.
9. Скибицкая И. Ю. Проектирование педагогического инструментария формирования профессионализма студентов экономического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2005. 19 с.
10. Стрельников С. С., Вохминцев А. П., Каткова А. Л., Ушакова О. М. Потенциал влияния ИИ-грамотности на информационное поведение студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN424.pdf (дата обращения: 03.03.2025).
11. Стрельников С. С., Вохминцев А. П., Каткова А. Л., Ушакова О. М., Захаров С. Д. Влияние информационных практик студентов медицинского вуза на выбор определения искусственного интеллекта // Проблемы современного образования. 2023. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-praktik-studentov-meditsinskogovuza-na-vybor-opredeleniya-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 03.03.2025).
12. Терещенко Е. И. Влияние типа информационно-поискового поведения на формирование информационной компетентности студентов университета // Мир университетской науки: культура, образование. 2024. № 2. С. 82-88. DOI: 10.18522/2658-6983-2024-2-82-88.
13. Chen X., Feng S. Analyzing students' information behavior in generative AI-supported small group discussions // Proceedings of the Eleventh ACM Conference on Learning@ Scale. 2024. Pp. 325-329. DOI: 10.1145/3657604.3664657.
14. Chlomoudis C., Konstantinou A., Kostagiolas P., Pallis P. Information needs and informationseeking behaviour of maritime students: a systematic literature review using the PRISMA method // Library Management. 2022. Vol. 43, no. 5. Pp. 353-369. DOI: 10.1108/LM-11-2021-0105.
15. Dahlen S. P. C., Hanson K. In their words: Student reflections on information-seeking behaviors // The Journal of Academic Librarianship. 2023. Vol. 49, no. 4. P. 102713. DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102713.
16. Dai Y., Liu A., Lim C. P. Reconceptualizing ChatGPT and generative AI as a student-driven innovation in higher education // Procedia CIRP. 2023. Vol. 119. Pp. 84-90.
17. Du J. T., Ke Q., Chu C. M., Partridge H., Ma D. Research on information behavior in communities: a scoping review of community types, featured information behavior and research methods // Journal of Documentation. 2024. Vol. 80, no. 6. Pp. 1396-1418. DOI: 10.1108/JD-10-2023-0222.
18. Giriwarna R., Prijana P., Rohman A. S. Analysis of the relationship between academic information needs and student information search behavior at the Padjadjaran University repository // Edulib. 2023. Vol. 13, no. 2. Pp. 109-118. DOI: 10.17509/edulib.v13i2.49747.
19. Given L. M., Case D. O., Willson R. Looking for Information: Examining Research on How People Engage With Information. Chapter 2: The Evolution of Information Behavior Research. Emerald Publishing Limited, 2023. Pp. 23-70. DOI: 10.1108/S2055-53772023002.
20. Hernandez A. A., Padilla J. R. C., Montefalcon M. D. L. Information seeking behavior in ChatGPT: The case of programming students from a developing economy // 2023 IEEE 13th International Conference on System Engineering and Technology (ICSET). IEEE, 2023. Pp. 72-77. DOI: 10.1109/ICSET59111.2023.10295122.
21. Huvila I., Gorichanaz T. Trends in information behavior research, 2016–2022 // An Annual Review of Information Science and Technology (ARIST). 2025. Vol. 76, no. 1. Pp. 216-237. DOI: 10.1002/asi.24943.
22. Kumar S., Kumar J. Awareness and Information Seeking Behavior of Undergraduate Students of University in Digital environment-A Systematic Review // Library Philosophy and Practice (e-journal). 2021. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/5601 (accessed: 03.03.2025).
23. Liu Y., Qin C., Ma X. and Liang H. Serendipity in human information behavior: a systematic review // Journal of Documentation. 2022. Vol. 78, no. 2. Pp. 435-462. DOI: 10.1108/JD-02-2021-0029.
24. Lund B. The structure of information behavior dissertations 2009–2018: Theories, methods, populations, disciplines // Journal of Librarianship and Information Science. 2021. Vol. 53, no. 2. Pp. 225-232. DOI: 10.1177/0961000620935499.
25. Montesi M. Human information behavior during the Covid-19 health crisis. A literature review // Library & information science research. 2021. Vol. 43, no. 4. P. 101122. DOI: 10.1016/j.lisr.2021.101122.
26. Nowrin S., Akter M. R., Mostofa S. M. Evaluating social media information-sharing behavior among Dhaka University students: a study // Asia-Pacific Journal of Educational Management Research. 2024. Vol. 9, no. 7. Pp. 29-50. DOI: 10.21742/AJEMR.2024.9.1.03.
27. Oliveira S. M., Greenidge N. Information seeking behavior of distance learners: What has changed in twenty years? // Journal of Library & Information Services in Distance Learning. 2020. Vol. 14, no. 1. Pp. 2-27. DOI: 10.1080/1533290X.2020.1791301.
28. Putri D. A., Prijana P., Chigbundu M. C. Information needs and information-seeking behavior of university students in Bandung Raya // Jurnal Kajian Informasi & Perpustakaan. 2024. Vol. 12, no. 2. Pp. 183-204. DOI: 10.24198/jkip.v12i2.51367.
29. Sun Q. Research on the practice of information literacy education model based on students’ information behavior analysis // 2018 3rd International Conference on Modern Management, Education Technology, and Social Science (MMETSS 2018). Atlantis Press, 2018. Pp. 233- 236.
30. Sun Y., Shan Y., Xie J., Chen K., Hu J. The relationship between social media information sharing characteristics and problem behaviors among Chinese college students under recommendation algorithms // Psychology Research and Behavior Management. 2024. Vol. 17. Pp. 2783-2794. DOI: 10.2147/PRBM.S466398.
31. Valmores K. K. D., Acedera A. P. Influence of information needs and information seeking behavior on graduate school students' literacy skills // British Journal of Multidisciplinary and Advanced Studies. 2024. Vol. 5, no. 2. Pp. 10-23. DOI: 10.37745/bjmas.2022.0465.