Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-9
Аннотация
Введение. В статье исследуется проблема обеспечения родителями информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье. Анализируя проблему информационной безопасности детей дошкольного возраста, авторы обозначают свою позицию о том, что следует уделять особое внимание информационной среде, в которой живет и развивается ребенок в семье. Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей, в том числе и в формировании основ безопасного поведения в медиапространстве.
Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; нормативных документов об обеспечении информационной безопасности детей дошкольного возраста, об образовании; систематизация; сравнение; анкетирование; интервью; устный опрос; качественный анализ полученных данных.
Результаты исследования. Исследователи провели анкетирование родителей и интервьюирование детей, которые позволили сделать вывод о недостаточном родительском контроле и включенности в процесс создания условий информационной безопасности детей в информационном пространстве. В качестве ресурса достижения поставленной цели была реализована психолого-педагогическая программа повышения информационной компетентности родителей. Программа предполагала поддержку родителей и ознакомление их со стратегиями решения проблем, связанных с использованием детьми мобильных устройств. Программа включала разные формы работы с родителями – индивидуальные, групповые, массовые, просветительские мероприятия.
Обсуждение и заключения. Авторами обозначены следующие положения: – доказано, что актуальность проблемы обеспечения родителями информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье детерминируется причинами объективного характера; – процесс повышения компетентности родителей в обеспечении информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье представляет собой целенаправленную реализацию психолого-педагогической программы; –доказано влияние реализованной работы на повышение компетентности родителей в обеспечении информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста и ее эффективность.
Об авторах
И. Ю. ИвановаРоссия
Ирина Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра педагогики и психологии детства
Челябинск
И. Н. Евтушенко
Россия
Ирина Николаевна Евтушенко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра педагогики и психологии детства
Челябинск
Е. Б. Быстрай
Россия
Елена Борисовна Быстрай, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Челябинск
Б. А. Артеменко
Россия
Борис Александрович Артеменко, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра теории, методики и менеджмента дошкольного образования
Челябинск
М. Е. Беломестнова
Россия
Маргарита Евгеньевна Беломестнова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра туризма и гостиничного дела
Москва
Список литературы
1. Батенова Ю. В. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса / Ю. В. Батенова [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 34-46.
2. Батенова Ю. В. Иформационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт / Ю. В. Батенова [и др.] –Челябинск: Закрытое акционерное общество «Издательство «Титул», 2019. – 192 с.
3. Бовина И. Б. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, С. В. Будыкин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – № 1. – С. 77-86.
4. Бородина В. Н. Роль онлайн-игр в возникновении кибербуллинга / В. Н. Бородина // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1 (92). – С. 9-11.
5. Ивакина И. О. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх / И. О. Ивакина // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12. – С. 28-30.
6. Концепция информационной безопасности детей. Распоряжение от 2 декабря 2015 г. №2471-р. URL: http://static.government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата обращения: 10. 06. 2022).
7. Лао Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лао. – Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. – 45 с.
8. Ободова Ж. И. Интенсификация воспитательной деятельности в цифровой среде / Ж. И. Ободова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1 (164). – С. 67-75.
9. Ожиганова М. И. Информационная безопасность детей. Опыт работы кафедры информационной безопасности / М. И. Ожиганова, А. Д. Костюков // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2019. – Т. 5, № 1. – С. 27-31.
10. Писаренко И. А. Родители как субъекты исследования развития цифровых навыков у детей / И. А. Писаренко, Л. И. Заиченко // Интеракция. Интервью. Интерпретация. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 54-80.
11. Полянина А. К. Гиперсетевая модель медиакоммуникации: новые качества рисков для детской аудитории / А. К. Полянина // Коммуникология. – 2021. – Т. 9, № 4. – С. 148-159.
12. Полянина А. К. Информационная безопасность детства в условиях новой медиарельности / А. К. Полянина // Информационное общество. – 2019. – № 1-2. – С. 108-115.
13. Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Г. У. Солдатова, О. И. Теславская // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4 (36). – С. 12-27.
14. Солянкина Л. Е. Современные угрозы психическому здоровью молодежи в интернет-пространстве / Л. Е. Солянкина, Г. М. Семененко, М. В. Галда // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 2. – С. 312-316.
15. Терещенко М. Н. Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации / М. Н. Терещенко [и др.] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 4 (37). – С. 336-340.
16. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 20. 06. 2022).
17. Alba J., Ghitis T. NAO™, the humanoid robot in preschool classrooms // Conference name: 8th International Technology, Education and Development Conference, 10-12 March, 2014, Valencia, Spain. 2014. Pp. 1391-1397. Available at: https://library.iated.org/view/ALBA2014NAO (accessed: 20. 06. 2022).
18. Burns T., Gottschalk F. Educating 21st century children: Emotional well-being in the digital age // Educational research and innovation. 2019. P. 284. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/education/educating-21st-century-children_b7f33425-en (accessed: 20. 06. 2022).
19. Champaoski E., Quandt V. Indicators for prevention, safety and guidance to parents for the safe use of children's digital media // 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 11-13 November, 2019. Seville, Spain. 2019. Pp. 7160-7168. Available at: https://library.iated.org/view/CHAMPAOSKI2019IND (accessed: 20. 06. 2022).
20. Dias P., Brito R. Criteria for selecting apps: Debating the perceptions of young children, parents and industry stakeholders // Computers & Education. 2021. Vol. 165. Pp. 104-134. doi: 10.1016/j.compedu.2021.104134.
21. Dixon Dennis R., Bergstrom R., Smith Marlena N., Tarbox J. A review of research on procedures for teaching safety skills to persons with developmental disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2010. Vol. 31, no. 5. Pp. 985-994. doi: 10.1016/j.ridd.2010.03.007.
22. Dolgova V., Batenova Y., Emelyanova I., Ivanova I., Pikuleva L., Filippova O. Factors of the readiness for information exchange in pre-school education establishments // Education Sciences. 2019. Vol. 9, no. 3. P. 166.
23. Fojtik R. Can contemporary children exist without digital technologies? // Conference name: 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 12-14 November, 2018, Seville, Spain. 2018. Pp. 7925-7932. Available at: https://library.iated.org/view/FOJTIK2018CAN (accessed: 20. 06. 2022).
24. Kaloferova B. The preschool child’s digital competence // Conference name: 13th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 9-10 November, 2020, Online Conference. 2020. Pp. 8972-8977. Available at: https://library.iated.org/view/KALOFEROVA2020PRE (accessed: 20. 06. 2022).
25. Karacic M., Kadum S., Ruzic-Baf M. Free time of preschool children and media in the age of the COVID-19 pandemic // Conference name: 15th International Technology, Education and Development Conference, 8-9 March, 2021, Online Conference. 2021. Pp. 2807-2814. Available at: https://library.iated.org/view/KARACIC2021FRE (accessed: 20. 06. 2022).
26. Klim-Klimaszewska A. The role of computers in the life of preschoolers // 7th International Conference of Education, Research and Innovation, 17-19 November, 2014, Seville, Spain. 2014. Pp. 735-739. Available at: https://library.iated.org/view/KLIMKLIMASZEWSKA2014ROL (accessed: 20. 06. 2022).
27. Krašna M., Bratina T., Bedrac B. Digital competences in education – digital security // 5th International Technology, Education and Development Conference 7-9 March, 2011, Valencia, Spain. 2011. Pp. 1634-1641. Available at: https://library.iated.org/view/KRASNA2011DIG (accessed: 20. 06. 2022).
28. Lev Y. Bar, Elias N. Digital Parenting: Media Uses in Parenting Routines during the First Two Years of Life // Studies in Media and Communication. 2020. Vol. 8, no. 2. Pp. 41-48. Available at: https://redfame.com/journal/index.php/smc/article/view/5050 (accessed: 20. 06. 2022).
29. Livingstone S. Strategies of parental regulation in the media-rich home // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23, no. 2. Pp. 920-941. doi: 10.1016/j.chb.2005.08.002.
30. Livingstone S., Marsh J., Plowman L., Ottovordemgentschenfelde S., Fletcher-Watson B. Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study – national report – UK (2014) Young children (0–8) and digital technology: a qualitative exploratory study – national report – UK. Joint Research Centre, European Commission, Luxembourg, 2015. P. 55. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/60799/ (accessed: 20. 06. 2022).
31. Monteiro A. F., Miranda-Pinto M., Osório A. J. Using mobile apps to promote children and youth online safety – a literature review // Conference name: 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 16-18 November, 2017, Seville, Spain. 2017. Pp. 6056–6063. Available at: https://library.iated.org/view/MONTEIRO2017USI (accessed: 20. 06. 2022).
32. Papadakis S., Alexandraki F., Zaranis N. Mobile device use among preschool-aged children in Greece. 2022. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34483704/#article-details (accessed: 20. 06. 2022).
33. Parijkova L. Bulgarian parents’ viewpoints on digital devices in child of today life. research of children’s habits of digital technology usage // Conference name: 11th International Conference on Education and New Learning Technologies, 1-3 July, 2019, Palma, Spain. 2019. Pp. 5450-5457. Available at: https://library.iated.org/view/PARIJKOVA2019BUL (accessed: 20. 06. 2022).
34. Petrova A., Plevova I. The risks of internet use by children and the youth // Conference name: 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 11-13 November, 2019, Seville, Spain. 2019. Pp. 4785-4793. Available at: https://www.researchgate.net/publication/338106167_THE_RISKS_OF_INTERNET_USE_BY_CHILDREN_AND_THE_YOUTH (accessed: 20. 06. 2022).
35. Plowman L., Stephen C., McPake J. Supporting young children's learning with technology at home and in preschool // Research Papers in Education. 2010. Vol. 25, no. 1. Pp. 93-113. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02671520802584061?journalCode=rred20 (accessed: 20. 06. 2022).