Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-4

Аннотация

Введение: в статье рассматриваются вопросы формирования компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза. Предложена модель обучения математическому моделированию в процессе профессиональной подготовки педагогов. В основу проектирования модели положены следующие теоретические положения: обучение математическому моделированию студентов в вузе обеспечивается достижением системной интегрированности и непрерывности компонентов междисциплинарного пространства будущей профессиональной деятельности; системообразующим фактором интеграции междисциплинарных знаний выступает математическое моделирование, обеспечивающее целостность, структурность, иерархичность и динамичность знаний; реализация процесса обучения математическому моделированию обеспечивается созданием организационно-педагогических условий. Выделены и обоснованы этапы обучения математическому моделированию студентов в вузе: освоение математической грамотности; овладение содержательным и ценностно-смысловым компонентом; развитие способности к математическому моделированию; формирование компетенций в области математического моделирования.

Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы – теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме; изучение и обобщение как отечественных, так и зарубежных разработок; применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования.

Результаты исследования: рассмотрены вопросы, связанные с содержанием и структурой процесса обучения математическому моделированию в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Разработана и внедрена в образовательную практику вуза модульная программа обучения «Математическое моделирование в профессиональном образовании». Разработан электронный учебно-методический комплекс обучения студентов математическому моделированию, интегрированный в информационно-образовательную среду вуза, отвечающий принципам фундаментальности, открытости, интегрированности, интерактивности, персонификации.

Обсуждение и заключения: проблематика формирования компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения является актуальной и заключается в выявлении, осмыслении и уточнении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность обучения математическому моделированию в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. 

Об авторе

Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна – доктор педагогических наук, профессор.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

3. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2009. 162 с.

4. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум. Ульяновск: УлГТУ, 2015. 116 с. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/5.pdf (дата обращения: 05.12.2018).

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, №8. С. 9-28.

6. Каракозов С.Д., Сулейманов Р.С., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета // Наука и школа. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 25.11.2018).

7. Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий Web2.0 в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в России: Открытая всероссийская конференция. URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/Komelina_Gusakova.htm (дата обращения: 25.11.2018).

8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

9. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 144-150.

10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

11. Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. 170 с. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

12. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Взаимодействие базовой и вариативной частей структуры учебных программ профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-1. С. 115-117.

13. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород:2015. 296 с.

14. Паршукова Г.Б. Электронное обучение в эпоху Web2.0 // Электронное обучение в традиционном университете. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 120-124.

15. Попова С.В. Моделирование как средство профессионального развития студентов в вузе // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: труды международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей специалистов. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010. С.227-232.

16. Самерханова Э.К., Круподёрова Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернизации педагогического образования: монография. М.: Флинта; Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 140 с.

17. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Принципы проектирования модуля «Математические и физические основы информатики» в рамках реализации программы универсального бакалавриата // Вестник Мининского университета. 2016. №3(6). C. 5.

18. Самерханова Э.К., Попова С.В. Обучение математическому моделированию в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 134 с.

19. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №8. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/758/Педагогическое%20образование%20в%20России_8_2014_ст.%2010.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Ст. 11.

21. Федоров А.А. Три шага к публичной образовательной корпорации // Аккредитация в образовании. 2013. №7(67). С.26-28.

22. Центр дистанционного обучения и коллективного пользования информационными ресурсами. URL: http://cdokp.tstu.tver.ru/site.center/index.aspx (дата обращения: 25.12.2018).

23. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы. URL: http://window.edu.ru/resource/004/62004/files/vspu_part1.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

24. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274-280.

25. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. №2. С. 102-104.

26. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.

27. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. «Организация личного труда»: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, №3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN316.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

28. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models // PRESENCE: Virtual and Augmented Reality. 2013. Vol. 22, no. 1. Pp. 1-19. DOI: https://doi.org/10.1162/PRES_a_00134

29. Guadagno R.E., Cialdini R.B. Online persuasion: An examination of gender differences in computer-mediated interpersonal influence // Group Dynamics Theory Research and Practice. 2002. Vol. 6, no. 1. Pp. 38-51. DOI: 10.1037/1089-2699.6.1.38

30. Bekkulоv A.M., Nоrmatоva G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology: 5th International scientific conference 23th December, 2014. Vienna, 2014. Pp. 182-186.

31. Johnson D.W., Johnson R.T., Smith K.A. Cooperative Learning : Increasing College Faculty Instructional Productivity // ASHE-ERIC Higher Education Report №44. Available at: https://eric.ed.gov/?id=ED343465 (accessed: 19.03.2018).

32. Abdus S.K., Thiyagarajan R. TQM In Higher Education – A Conceptual Model To Achieve Excellence In Management Education // International Journal of Management. 2015. Vol. 6, no. 1. Pp. 634-645.

33. Dupuy A., Izhutkin V., Pickl S., Tschiedel R. Judgment Based Analysis via an Interactive Learning Software for Modern Operations Research Education and Training // Hu B., Morasch K., Pickl S., Siegle M. (eds) Operations Research Proceedings 2010. Operations Research Proceedings (GOR (Gesellschaft für Operations Research e.V.)). Springer, Berlin, Heidelberg, 2011. Pp. 623-628. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-20009-0_98

34. Web Search Tools: Here Are The Basics. Available at: https://www.lifewire.com/web-search-tools-3482485 (accessed: 25.11.2018).

35. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoğlu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Špiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice: ECIL 2013: Communications in Computer and Information Science. 2013. Vol. 397. Pp. 258-267.

36. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Prоcessing. 2014. Vol. 41, no. 3. Pp. 155-158.

37. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.03.2018).

38. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no.11s. Pp. 489-493.

39. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. London: Institute for Public Policy Research, 2013.

40. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. Available at: https://vo.hse.ru/en/2012--4/100624293.html (accessed: 02.10.2018).

41. Vinоkur A.I. Information Technologies in Culture and Education: Image Processing Issues // Mоdern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: https://doi.org/10.5539/mas.v9n5p314

42. Frederick P.J. Student involvement: Active learning in large classes. DOI: https://doi.org/10.1002/tl.37219873207

43. A Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. Available at: https://blog.coursera.org/a-pilot-translation-collaboration-with-digital/ (accessed: 25.11.2018)

44. Osman G., Duffy T., Chang J., Lee J. Learning through collaboration: student perspectives // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 12, no. 4. Pp. 547-558. DOI: 10.1007/s12564-011-9156-y.

45. Shneiderman B. Designing information-abundant web sites: issues and recommendations // International Journal of Human-Computer Studies. 1997. Vol. 47, no. 1. Pp. 5-29. DOI: https://doi.org/10.1006/ijhc.1997.0127

46. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. (2018) Perspective Trends of Development of Professional Pedagogics as a Science // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_17

47. Skitnevskiy V.L., Reva A.V., Novozhilova J.S. (et al.) Method Of Training Amateur Athletes For The Marathon // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 5. Pp. 355-366.

48. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed: 02.10.2018).

49. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. (et al.) Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-316.


Рецензия

Просмотров: 890


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)