Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МЕТОДИКА ПРОГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается значение и роль прогностической деятельности в профессионально-педагогическом образовании; раскрываются основные положения методики прогностических исследований, рассматриваются методы прогнозирования, нацеленные на исследование и определение будущего состояния и перспектив развития профессионально-педагогического образования. Прогностические исследования профессионально-педагогического образования направлены на реализацию следующих целей: разработка научных основ планирования системы и отдельных сторон профессионально-педагогического образования; определение основных направлений осуществления прогнозов развития профессионально-педагогического образования. Описаны прогностические методы: «метод опроса», «дискуссии», «метод Дельфи», «педагогический эксперимент», «моделирование», «экстраполяция», «метод экспертных оценок», «структурноморфологический и графоаналитический метод» и «метод субституции». Описанные методы ориентированы на получение прогностических данных, изучение особенностей социально-экономического развития; ориентация на избранные проблемы; разработка иерархии целей исследования, а также учитываются вспомогательные условия, к которым относятся статистические данные, специальные экономические расчеты, оценка эффективности прогнозов и другое.

Об авторах

Н. Александрова
ФГБОУ ВПО Высшая школа народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург
Россия

доктор педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербург



С. Маркова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Александрова Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования. СПб.: Учреждение РАО «Институт пед-го образования», 2008. 168 с.

2. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики // Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. 480 с.

3. Беляева А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки // Ин-т профтехобразования РАО, ИТЭ. СПб.; Радом, 1995. 49 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.

5. Колин К.К. Наука и образование: проблемы интеграции // Вестн. высш.шк. 1995. №5. С.4-8.

6. Краевский В.В. Методология педагогики. М.: Изд.центр «Академия».

7. Лебедев С.А., Ковылин Ю.А. Философия научно-инновационной деятельности. М.: Академический проект: Парадигма, 2012. 182 с.

8. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. 335 с.

9. Маркова С.М. Организация научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 14-17.

10. Маркова С.М. Прогнозирование как стратегическое направление развития инженерно-педагогического образования // Наука и школа. 2010. № 6. С. 18-21.

11. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 40-44.

12. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования - М: Высшая школа, 1987 - 197 с.

13. Методология инновационных процессов в педагогическом образовании. СПб.: НОУ «Экспресс», 2008. 73 с.

14. Методология профессионального образования. СПб.: Ин-т профтехобр. РАО. 2008. 348 с.

15. Новиков А.М. Профессиональное образование России: (Перспективы развития). М.: ИЦП НПРО РАО, 1997. 254 с.

16. Седых Е.П. Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом // Наука и школа. 2011. № 6. С. 10-12.

17. Седых Е.П. Прогностическая деятельность в учреждении начального профессионального образования: монография. Нижний Новгород, 2005.

18. Седых Е.П. Моделирование прогностической деятельности в учреждении начального профессионального образования: автореферат дисс. …к.п.н. Нижний Новгород, 2004. 23с.

19. Философия в профессиональной деятельности. М.: Проспект, 2014. 416 с.

20. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 154-164.

21. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489-493. (ISSN:1097-8135). http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf


Рецензия

Просмотров: 701


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)