Preview

Vestnik of Minin University

Advanced search

STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE DIRECTION «ECOLOGY AND NATURE»

Abstract

In this article presents features developed and implemented state-governmental educational standards of three generations in "Ecology and environmental management" from 1994 to this time. There are stages and development contradictions of higher professional environmental education, which is closely related to the educational standards. The first stage of origin and formation of independent ecological specialties is characterized by initial development of the content of vocational training of experts with orientation to the solution of environmental problems. Characteristic feature - lack of division between technical and fundamental (natural-science) ecological specialties, and the main tendency - orientation to again arising scientific directions in ecology. The second stage is characterized by development of the first state educational standard. It is a stage - definitions of requirements to conditions of realization of professional educational programs and allocation of an invariant kernel of the contents of these programs. The third stage - methodical ensuring implementation of the differentiated programs. As the main contradictions of it the following is allocated: between need of introduction of broad training of future experts and limitation of volume of the curriculum; between need of studying of professional disciplines and lack of the corresponding educational and methodical grants.

About the Authors

N. S. Kasimov
Moscow state university named after Lomonosov
Russian Federation


L. V. Popova
Moscow state university named after Lomonosov
Russian Federation


E. P. Romanova
Moscow state university named after Lomonosov
Russian Federation


References

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. / А.Г. Асмолов. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 447 с.

2. Доклад ООН 2011 года о человеческом развитии :Устойчивое развитие и равенство возможностей : лучшее будущее для всех, 2011.

3. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н.С. Касимова. - М.: МГУ, 2007. - 348 с.

4. Касимов, Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н.С. Касимов. - Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. - Смоленск: «Универсум», 2004. - С. 31-46.

5. Касимов, Н.С. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Экология и природопользование» / Н.С. Касимов, Э.П. Романова, Н.Н. Марфенин, Л.В. Попова. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 136 с.

6. Красилов, В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты / В.А. Красилов. - М., 1992. - 174 с.

7. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации // Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития /под ред. Н.С.Касимова, М., 2008.

8. Наше общее будущее. М., 1989. Программа действий «Повестка дня на XXI век» и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

9. Образование для устойчивого развития в высшей школе: научные основы и стратегии развития. Под ред. Академ. РАН Н.С. Касимова.- М.: МГУ им. В.М. Ломоносова, 2008.-238с.

10. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сб. науч. ст. / Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. - М., 2001. - 445с.

11. Попова, Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем / Л.В. Попова. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - 192 с.

12. Проект Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития»/ под ред. Н.С.Касимова, М.-Смоленск, 2004 (Проект был принят в сентябре 2004г. в Женеве на 11 сессии ЕЭК ООН и Комитета по экологической политике ЭКОСОС ООН).

13. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2007.

14. Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. / Н.Ф. Реймерс. - М.: ИЦ «Россия молодая» - Экология, 1992. - 367 с.

15. Россия и ЕС : на пути к общеевропейскому пространству высшего образования - сценарии будущего. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

16. Садовский, В.Н. Смена парадигм системного мышления / В.Н. Садовский // Системные исследования. Ежегодник - М.: Эдиториал УРСС, 1996. - С. 64-78.

17. Стратегия экологического образования в Российской Федерации. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 56 с.

18. Учебно-методические материалы по направлению 022000 «Экология и природопользование»: для гос. ун-тов. - ООО «Новосибирский издательский дом», 2011. - 432 с.

19. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А.Д. Урсул // Философия экологического образования - под общ. ред. И.К. Лисеева. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 49-71.

20. ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», утв. Минобрнауки России 22.12.2009, приказ № 795. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m795.html.


Review

Views: 561


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)