Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены возможности реализации самостоятельной работы обучающихся в вузе в форме проектной деятельности. Раскрыты сущность, содержание и особенности организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов высшего образования, описаны основные характеристики самостоятельной работы обучающихся, которые необходимо учитывать при её проектировании. Отмечено, что самостоятельная работа обучающихся может иметь репродуктивный и продуктивный характер, последний является более целесообразным в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Далее в статье проанализированы возможности организации самостоятельной работы обучающихся в проектной форме, рассмотрена последовательность её выполнения, отмечено, что проектная форма представляет более широкие возможности по обеспечению согласованности содержания обучения с содержанием Профессиональных стандартов. С целью иллюстрации представленных теоретических положений в статье приводится разработанная технологическая карта самостоятельной работы обучающихся при вовлечении их в проектную деятельность. Технологическая карта носит универсальный характер (не «привязана» к конкретной дисциплине), содержит последовательное содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с указанием форм представления результатов. В качестве промежуточных результатов самостоятельной работы целесообразно планировать значимые для обучающегося образовательные достижения, которые могут быть использованы в портфолио и продемонстрированы будущему работодателю. В статье также представлены критерии оценки планируемых результатов самостоятельной работы, перечислены требования и условия её организации в форме проектной деятельности.

Об авторах

М. Прохорова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента


А. Семченко
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством


Список литературы

1. Бережная И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки // Среднее профессиональное образования. 2013. №9. С. 24-26

2. Булганина С.В., Погодина Т.В. Опыт совместного проектирования творческой деятельности // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород, 2015. С. 212-216.

3. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. №4.

4. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Н.Новгород, 2009.

5. Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. С. 300-304.

6. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3.

7. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. №3. С. 8-10.

8. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: коллективная монография / Федоров А.А. [и др.]. Н. Новгород, 2015.

9. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №85. С. 1-10.

10. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дис. …канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008.

11. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51. С. 140-146.

12. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.И. Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. 2016. №10. Т.1.С119-124

13. Прохорова М.П., Семченко А.А. Планируемые результаты обучения по дисциплине как объект педагогического проектирования // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 15.

14. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. №7(43). С. 22-31.

15. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 123-126.

16. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 164.

17. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №3(33). С. 43-50.

18. Фильченкова И.Ф., Воронин Д.И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. №1. С. 31.

19. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2014. №1.

20. Шкунова А.А. Менеджмент: технология организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Н. Новгород, 2016.

21. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С.306-313.

22. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Т. 8. №5. С. 191-204.


Рецензия

Просмотров: 782


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)