Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье предлагается новое понимание роли, значения и доли самостоятельной работы обучающихся в компетентностной модели образования, аргументируется необходимость пересмотра подходов к пониманию задач самостоятельной работы. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Авторы статьи указывают на значимость самостоятельной работы студентов в современной системе высшего образования. Наиболее перспективными компетенциями в структуре образовательных целей авторы выделяют три компетенции, которые имеют непосредственное отношение к самостоятельной работе: способность к самообразованию, способность работать самостоятельно, способность планировать и распределять свое время. Авторы указывают, что главным смыслом и результатом самостоятельной работы студентов является развитие интеллектуально-логических способностей и способности выражать свои мысли, оформлять результаты учебной и исследовательской работы, а также стимулирование активного использования знаний, полученных ранее при изучении дисциплин, выработки умения их применения при изучении условий решаемых задач. Говоря о значении самостоятельной работы студентов, авторы предлагают использовать методический прием «синквейн». Рассмотрена процедура составления синквейна. Данный подход позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Об авторах

Е. Челнокова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента


С. Кузнецова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия


Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

3. Благодинова В.В. Организация самостоятельной работы студентов по физике на базе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle) // Вестник Мининского университета. 2013. №1.

4. Вавилина А.В. Компетентностный подход в образовании // Новые образовательные стандарты высшей школы: традиции и инновации: сборник научных статей Всероссийской (с межд.участием) научно-практической конференции. Саратов, 2012. С.24-27.

5. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №11-1. С. 134-136.

6. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения: Обучение в сотрудничестве. СПб: Экон. шк., 2001.

7. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2008. С.165-172.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М., 2000. 384 с.

9. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2(15). С. 80-82.

10. Кузнецова С.Н. Экономика образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 119 с.

11. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. М., 2005. С. 15-20.

12. Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе: методические рекомендации для преподавателей и студентов института экономики очной и заочной форм обучения /сост. д-р соц. наук, проф. И.В. Попова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 4

13. Пидкасистый П.И, Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общ-во России, 1999. 354 с.

14. Полянских О. В. Использование некоторых видов самостоятельной работы в образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 241-243.

15. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. №7. С. 103-109.

16. Хамдамов У.Э., Хидирбаев Ш.Е. Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Молодой ученый. 2014. №11. С. 426-427.

17. Челнокова Е.А., Храбан Г.С. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С.28.

18. Jacob E., Rottenberg L., Patrick S., Wheeler E. Cooperative learning: Context and opportunities for acquiring academic English // TESOL Quarterly. 1996. Р. 253-280.

19. Kinsella K. Designing group work that supports and enhances diverse classroom work styles // TESOL Journal. 1996. P. 24-30.

20. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago: Association Press, 1980. P. 25-28.

21. Liang X., Mohan B.A., Early M., Jones L. Issues of Cooperative Learning // ESL Classes: A Literature Review TESL Canada Journal. La Revue TESL du Canada. 1998. Vol. 15 (2). Р.13-23.

22. Swain M., Miccoli L.S. Learning in a content-based, collaboratively structured course: The experience of an adult ESL learner // TESL Canada Journal.1994. №12(1). Р.15-28.


Рецензия

Просмотров: 897


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)