Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье раскрываются вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях современной социокультурной ситуации посредством электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Раскрыты методологические основы информатизации современного профессионального образования. Конструирование электронного учебно-методического комплекса проведено на основе аксиологического, компетентностного и технологического подходов. Охарактеризованы принципы реализации данных подходов: гуманизации, фундаментальности, модульности, визуализации, опоры на субъектный опыт обучающегося вуза. Раскрываются особенности выполнения электронным учебно-методическим комплексом следующих функций: ценностно-ориентировочной, информационно-познавательной, операционно-деятельностной, рефлексивно-оценочной. Охарактеризована блочная структура электронного учебно-методического комплекса, включающая: ориентировочный, информационно-теоретический, практико-ориентированный, диагностический блоки. Раскрыты особенности методического аппарата каждого блока электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» профессиональной подготовки бакалавров образования.

Об авторах

Ю. Егорова
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Россия
кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности человека


Е. Рубан
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
преподаватель кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека


А. Варламов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
магистрант акультета естественных, математических и компьютерных наук


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. №91.

2. Виницкий Ю.А. Информатизация образования: проблемы и перспективы // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». Часть 2. Чебоксары, 2012. 266 с.

3. Девисилов В.А. Российский приоритет - человеческий капитал // Безопасность в техносфере. 2008. №2. С. 3-10.

4. Девтерова З.Р. Модернизация образования высшей школы в условиях примененияинтернет-технологий [Электронный ресурс] // Вестник ЗабГУ. 2011. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovaniya-vysshey-shkoly-v-usloviyah-primeneniya-internet-tehnologiy (дата обращения: 02.11.2016)

5. Дробышева И.В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции. 2007.

6. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. №2. С.82-92.

7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

8. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2002.

9. Информатизация общества и переход к информационному обществу // Вестник РОИиВТ. 1994. №1-2.

10. Информатика: учебник / В.Б. Соболь и др. Изд-е 5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 446 с.

11. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Баталова Э.Н. Информацонно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №4. URL:http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/informatsonno-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-sreds/

12. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Прохорова И.В. Изучение будущими учителями безопасности жизнедеятельности социальных опасностей с использованием ресурсов электронной образовательной среды [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21978 (дата обращения 06.11.2016).

13. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения 15.01.2016).

14. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

15. Картавых М.А., Маясова Т.В. Электронный сетевой учебно-методический комплекс «Опасные ситуации социального характера и защита от них» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. 2015. №7 (74). С. 24.

16. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

17. Кирилова Г.И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казан.пед. журнал. 2008. №8. С. 54-60.

18. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика. М., 1994. 94 с.

19. Коломейченко А.С. Инновационные образовательные технологии высшей школы // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 частях. Тамбов, 2013. С. 86-87.

20. Концепция формирования информационного общества в России, 1999 г. // Информационное общество. 1999. №3.

21. Мельникова Е.В. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Иваново, 2006.

22. Папуткова Г.А., Прохорова И.В. Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в мининском университете [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №2. URL:http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ innovatsionnye-usloviya-setevoy-realizatsii-prakti/

23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

24. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное. М.: ИИО РАО, 2008. 274 с.

25. Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н., Хан-Магомедов Д.Д. Интернет в России. Перспективы развития. М., 2004.

26. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. 1999.

27. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

28. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 16 февраля 2008 года.

29. Суворова Г.М., Картавых, М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. №1. С. 176-180.

30. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 367-370.

31. Топор А.В., Белая Е., Белая Н. Использование информационно-ком-муникационных технологий в образовательном процессе начальной школы // Теория и практика образования в современном мире: матер. IV междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, январь 2014 г. СПб., 2014.

32. Шалкина Т.Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов // Педагогическая информатика. 2008. №1. С. 53-57.

33. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955.

34. Cattel R.B. The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1990. №26. P. 48-57.

35. Edwards R. Abult Learners, Education and Training. Learning through. Life 2.

36. Husen T. The Learning Society. L.: Methuen, 1974.

37. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultured Co-operation (CDCC) a II Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. P.11.


Рецензия

Просмотров: 596


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)