Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ВКЛАД СОТРУДНИКОВ НИЖЕГОРОДСКОГО (ГОРЬКОВСКОГО) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Аннотация

История дефектологии как научной дисциплины и общественной практики начинается в середине 19 века. Несмотря на то, что уже в первой половине XIX в. в России существовали училища для слепых и глухонемых, а также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для умственно отсталых, в стране практически отсутствовали научные исследования, посвящённые изучению природы (физиологической, психологической, социальной) детей с отклонениями в развитии, а также вопросам их воспитания и обучения. В представленной статье анализируется вклад сотрудников Нижегородского (Горьковского) государственного педагогического института (Б.И. Орловского, А.Н. Крылова, С.М. Василейского) в становление и развитие дефектологического направления в первой половине XX века. В годы советской власти, в 1920-40-е гг., сотрудники пединститута занимались вопросами обучения умственно отсталых детей, расширения сети вспомогательных школ, организации педологической консультации.

Об авторах

Д. Жарова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии


А. Батыршина
Международный инновационный университет
Россия
кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса


Список литературы

1. Батыршина А.Р. Из истории развития психологии в Казани // Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2001». СПб., 2001. С.11-14

2. Гапонова С.А. К 10-летию спецфакультета психологии НГПУ // Педагогическое образование. 2000. №1. С. 33-35.

3. Жарова Д.В., Батыршина А.Р. Проблема педагогических способностей в исторической ретроспективе // «Вестник Мининского университета». 2016. №2.

4. Жарова Д.В. Становление народного образования Великобритании как предпосылка развития педагогической психологии // Психологическая наука и образование. 2012. №2. С. 230-240.

5. Косолапов В.А. Из опыта работы педологической консультации (Краевая педологическая лаборатория Горьковского научно-исследовательского института политехнической школы) // Горьковский просвещенец. 1934. №11-12. С. 138-140.

6. Крылов А. О работе с умственно отсталыми детьми (В порядке обсуждения) // Школа и жизнь. 1926. №8-9. С. 33-35.

7. Крылов А. Физическое развитие неуспевающих детей и их прошлое // Школа и жизнь. 1928. №10. С. 26-31.

8. Орловский Б.И. Как воспитывать умственно отсталых детей. Н. Новгород: Нижегородское краевое издательство, 1931. 32 с.

9. Орловский Б. Консультация по вопросам воспитания трудных детей // В помощь учителю. Методический бюллетень Горьковского КРАЙОНО. 1933. №5. С. 29-30.

10. Орловский Б. Умственно отсталые дети (В порядке обсуждения) // Школа и жизнь. 1926. №2. С. 23-27.

11. Педологическая консультация краевой педологической лаборатории // Горьковский просвещенец. 1934. №10. С.63.

12. Стоюхина Н.Ю. Выдающиеся психологи педагоги в Нижегородском университете (1918-1921 гг.). Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2013. 307 с.

13. Стоюхина Н.Ю. Психологическое образование в Нижнем Новгороде в начале ХХ в. // Нижегородское образование. 2013. №3. С. 232-238.

14. Стоюхина Н.Ю. Судьба и научное творчество Серафима Михайловича Василейского // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Вып. 2. С. 115-131.

15. Стоюхина Н.Ю. Из истории становления психологии в Нижнем Новгороде // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-stanovleniya-psihologii-v-nizhnem-novgorode (дата обращения: 29.09.2016).

16. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы XX века // Вестник Мининского университета. 2016. №2.

17. Шутова Н.В., Прасикова А.Ю., Ларина А.В. Становление и развитие психологического образования в педагогическом вузе // Вестник психолого-педагогического факультета. 1999. №1. С.12-14.


Рецензия

Просмотров: 466


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)