Критерии оценки эффективности воспитательной деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-6
Аннотация
Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена необходимостью достижения требований нормативных документов в области воспитания, повышением эффективности деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее – советники директора по воспитанию), выступающими проводниками государственной политики в области воспитания и навигаторами для детей и молодежи в возможностях самореализации и развития талантов, проявления социальных инициатив в быстро меняющемся мире. Многофункциональность и значимость для государства и общества деятельности советника директора по воспитанию актуализирует важность оценки его деятельности как инструмента его профессионального развития и повышения качества воспитания. Учитывая фрагментарность решения данной проблемы в теории и образовательной практике, целью статьи является разработка и обоснование критериальной базы оценки эффективности деятельности советника директора по воспитанию.
Материалы и методы. В исследовании применялись методы анализа и обобщения научной литературы; конструирование, проектирование. В качестве эмпирических методов – беседа, наблюдение.
Результаты исследования. В ходе анализа научной литературы были выделены теоретические основы исследования, нормативные требования и методологические подходы, являющиеся ориентирами разработки критериев и показателей оценки эффективности деятельности советника директора по воспитанию: личностно ориентированный, системнодеятельностный и критериальный подходы. Определены и раскрыты ключевые аспекты оценки эффективности деятельности, содержание которых структурировано по выделенным авторами основным линиям деятельности советника директора по воспитанию. В обобщенном и генерализированном виде представлены критерии и показатели процессуального и результативного аспектов оценки.
Обсуждение и заключение. Перспективы дальнего исследования связаны с разработкой интегративной модели персонализированных траекторий и оценки эффективности воспитательной деятельности советника директора по воспитанию, разработкой методики оценки и механизмов проектирования и реализации персонализированных траекторий.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. НиколинаНижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия
Николина Вера Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Scopus ID: 57204900321, Researcher ID: AAY-1623-2020
Нижний Новгород
А. А. Лощилова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия
Лощилова Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики
Scopus ID: 57204900034, Researcher ID: I-5429-2018
Нижний Новгород
Список литературы
1. Бахтина А. И. Понятие профессиональной эффективности в психологии труда и критерии ее оценивания // Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции, Москва, 06 марта 2019 года. Москва: Московский государственный областной университет, 2019. С. 14-20.
2. Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 330-350.
3. Богдашин А. В., Соловьёва Т. О. Специфика взаимодействия советников директоров по воспитанию с родительским сообществом // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39). С. 140-145.
4. Всероссийский конкурс «Навигаторы детства». URL: https://xn--80aaagbeiix1cqypjeb2m.xn--p1ai/contest (дата обращения: 12.11.2024).
5. Еремеев Р. Н. Формирование культурологических компетенций советника директора общеобразовательной организации по воспитанию // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей. Воронеж: Истоки, 2023. С. 21-25.
6. Кисляков А. В., Щербаков А. В., Буравова С. В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. Выпуск 2 (55). С. 133-147.
7. Лаврентьева З. И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. 2023. № 2. С. 5-13.
8. Лаврентьева О. А. Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальнополитические исследования. 2023. № 3 (20). С. 23-31.
9. Лаврентьева О. А., Скрыпникова Е. М. Анализ потребностей образовательных организаций в реализации компетенций советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: Аналитическая записка. Новосибирск, 2023. URL: https://ya.mininuniver.ru/r/48402b7d (дата обращения: 10.11.2024).
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: РАГС, 1996. 308 с.
11. Маршруты взаимодействия советника директора по воспитанию с детскими и молодежными общественными объединениями / З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева, Т. С. Матова [и др.]. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. 143 с. ISBN 978-5-00226-033-1.
12. Методические рекомендации по организации работы региональных органов управления образованием по внедрению института специалистов по воспитательной работе на основе опыта пилотных регионов. ФИОКО, 2021. URL: https://ya.mininuniver.ru/r/d1497ac7 (дата обращения: 10.11.2024).
13. Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» (утв. Президентом РФ 26.06.2022 № Пр-1117). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420386/ (дата обращения: 10.11.2024).
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 25 апреля 2023 г. № 06-795 «О введении должности советника по воспитанию в профессиональных образовательных организациях». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406922916/ (дата обращения: 10.11.2024).
15. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220042 (дата обращения: 10.11.2024).
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444827 (дата обращения: 10.11.2024).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie–dok.html (дата обращения: 07.10.2024).
18. Розка О. Н., Розка В. Ю. Деятельность советника директора по воспитанию и связям с детскими общественными объединениями: потенциал социального проектирования // Актуальные социально-экономические проблемы развития общества в России и за рубежом: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Волгоград, 30 ноября 2023 года. Волгоград, 2023. С. 555-558.
19. Скрыпникова Е. М. Наставничество как функция советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 02–03 ноября 2023 года. Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 208-212.
20. Скрыпникова Е. М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3. С. 90-101.
21. Слепко Ю. Н. Содержание понятия «эффективность профессиональной деятельности» // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 193-197.
22. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 10.11.2024).
23. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 10.11.2024).
24. Чапуль Г. И. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей // Источник. 2022. № 1 (113). С. 18-19.
25. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Логос, 2007. 192 с.
26. Cleveland R. E., Hartline J. School Counselor Evaluation Instrument Pilot Project: A School Counselor Association, Department of Education, and University Collaboration // Journal ofhttps://digitalcommons.georgiasouthern.edu/leadership-facpubs/101 (accessed: 16.02.2024).
27. Koltz R. L., Nelson M. D., Tarabochia D. S.; Elliott A. A Model of Family Well-Being for School Counselors // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 55. Pp. 1-32. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n55.pdf (accessed: 12.02.2024).
28. Podgornik V., Vogrinc J. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work // SAGE Open. 2017. Vol. 7, no. 2. Available at: https://ideas.repec.org/a/sae/sagope/v7y2017i2p2158244017713239.html (accessed: 15.02.2024).
29. Sanches M. F. C., Jacinto M. Teacher Evaluation Policies: Logics of Action and Complex Adaptation to School Contexts // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. Pp. 1201-1210. Available at: https://www.researchgate.net/publication/323525435_Teacher_Evaluation_Policies_Logics_of_Action_and_Complex_Adaptation_to_School_Contexts (accessed: 25.02.2024).