Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Влияние профессионального выгорания на управленческие способности руководителей сельских школ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-5

Аннотация

Введение. Увеличение требований к профессионализму управленцев общеобразовательных школ в условиях стремительности и динамичности изменений влечет за собой усиление давления на их личностные структуры, что приводит к перенапряжению и профессиональному выгоранию администраторов, а в дальнейшем к ухудшению организационной среды школы. Обнаруживается противоречие между требуемой от руководителя школы мобилизацией энергетических, личностных ресурсов, профессиональных компетенций и наличием реальных внутренних резервов. Управленческая компетентность выступает основной среди профессиональных компетенций администраторов школ. В исследовании управленческие способности рассматриваются в рамках модели, предложенной М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом. Целью исследования выступило определение наличия и характера влияния профессионального выгорания на управленческие способности руководителей общеобразовательных школ.

Материалы и методы. Выраженность профессионального выгорания руководителей школ изучалась с помощью опросника профессионального выгорания К. Маслач, управленческие способности измерялись при помощи методики «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, теста Н. Холла «Эмоциональный интеллект». В исследовании участвовали 40 руководителей общеобразовательных сельских школ, из них 30 % – директора школ, 70 % – заместители директоров. Средний возраст участников исследования 43,5 года (стандартное отклонение SD=9,29). Стаж работы от 1 года до 39 лет.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что общий уровень профессионального выгорания руководителей сельских школ находится в диапазоне средних значений, при этом высок уровень деперсонализации, что значимо отличает их от городских управленцев школ. Средние значения характерны для интегрального показателя и всех параметров управленческих способностей, а также большинства показателей эмоционального интеллекта администраторов сельских школ, при этом руководители наилучшим образом оценивают свой навык влияния на окружающих и управление эмоциями других, наихудшим – осознание собственных ценностей и управление собственными эмоциями. Профессиональное выгорание детерминирует реализацию управленческих способностей. Наибольшую роль в этом играет снижение чувства собственной профессиональной компетентности и продуктивности, потеря смысла в работе. В наибольшей степени профессиональное выгорание руководителей сельских школ препятствует внедрению и применению инноваций в управлении образовательной организацией.

Обсуждение и заключения. Руководители сельских школ поддерживают собственный эмоционально-энергетический баланс с помощью эмоциональной отстраненности и формализма в работе. Реализация ими управленческих функций базируется на навыке влияния, умении сопереживать и обучать. Ограничениями в их управленческой деятельности выступают размытые личные ценности, слабое новаторство и недостаточный навык саморегуляции. Профессиональное выгорание администраторов сельских школ ухудшает реализацию управленческих компетенций, прежде всего таких, как: творческий подход, навык влияния, руководства, организаторские способности и эмоциональный интеллект. Следовательно, профилактика выгорания и восстановительные психогигиенические мероприятия являются залогом продуктивности управленческой деятельности. Помимо обогащения эмоциональными ресурсами, важно поддерживать в администраторах школ уверенность в себе, фиксировать успехи, осуществлять мотивационные мероприятия, проводить качественную, современную и своевременную управленческую подготовку.

Об авторах

Т. А. Трифонова
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Россия

Трифонова Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства.

Республика Татарстан, Казань



Г. Г. Семёнова-Полях
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Семёнова-Полях Галина Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования.

Республика Татарстан, Казань



Н. Г. Климанова
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Россия

Климанова Наталья Георгиевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства.

Республика Татарстан, Казань



Список литературы

1. Аксютина З. А., Ченская А. В., Шабышева Ю. Е. Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 4 (91). С. 429-435. https://doi.оrg/10.24412/1999-6241-2022-491-429-435.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 282 с.

3. Анненкова Н. В. Компетенции и эмоциональное выгорание государственных гражданских служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 185-186.

4. Базалева Л. А. Возможности исследования эмоционального «выгорания» у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. Вып. 1. С. 174-182.

5. Бартош Т. П., Бартош О. П., Мычко М. В. Оценка риска развития профессионального эмоционального выгорания школьных педагогов с разным профилем деятельности // Российский психологический журнал. 2019. № 3. С. 45-58. https://doi.org/10.21702/rpj.2019.3.4.

6. Белоусова С. С. Характеристики профессионального выгорания административно-управленческого персонала российских образовательных организаций в условиях внедрения инновационных технологий // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. № 1. С. 194-216. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-194-216.

7. Березина Т. Н., Деулин Д. В., Сечко А. В., Розенова М. И. Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды // Психология и право. 2023. Т. 13, № 3. С. 193-210. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130314.

8. Виноградова Г. А., Адбрахимова Р. Ф. Взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей руководителей образовательных учреждений // Доказательная педагогика и психология. 2019. № 1. C. 41-47. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-1-41-47.

9. Водопьянова Н. Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание. М.: Юрайт, 2019. 299 с.

10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

11. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ. М.: «Дело», 1991. 320 с.

12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.

13. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

14. Гришина Н. В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 48. С. 10. https://doi.org/10.54359/ps.v9i48.449.

15. Духанина Л. Н. Роль восприятия школьного лидерства в эмоциональном выгорании и приверженности школе у российских учителей // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4 (109). С. 722-739. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.722-739

16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2021. 784 с.

17. Казьмина В. В. Особенности профессионального выгорания государственных служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 57-58.

18. Караулова С. Н., Ольшанская С. А., Кадырова Е. Р. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 419-422.

19. Кочетков Н. В., Маринова Т. Ю., Орлов В. А., Расходчикова М. Н., Хаймовская Н. А. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 2. C. 43-52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120204.

20. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Седова И. В. Роль ответственности в эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 26-41.

21. Куликов А. И. Профессиональное выгорание и контрперенос // Сайт Национальной Федерации Психоанализа. URL: http://nfp.oedipus.ru/node/561 (дата обращения: 19.05.2022).

22. Ларина А. Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). С. 121-123. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.135.

23. Лебединцева О. И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания как актуальная проблема современной психологии // Живая психология. 2017. Т. 4, № 4 (16). С. 337-346. https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38660.

24. Лизинский В. М. Инновационная система управления нужна гуманистической демократической школе // Народное образование. 2018. № 5 (1468). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-sistema-upravleniya-nuzhna-gumanisticheskoy-demokraticheskoy-shkole (дата обращения: 10.09.2024).

25. Лозинская Е. И., Лутова Н. Б., Вид В. Д. Системный индекс синдрома перегорания. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2007. 19 с.

26. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.

27. Малышев И. В. Взаимосвязь адаптационных составляющих личности и проявлений эмоционального выгорания у учителей школ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN520.pdf (дата обращения: 23.05.2024).

28. Неруш Т. Г., Поварёнков Ю. П. Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системогенетического подхода // Ярославский педагогический вестник. 2013. Том II, № 3. С. 201-207.

29. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.

30. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 84-89.

31. Чечель И. Д. Управленческая компетентность руководителей общеобразовательных организаций: Монография / И. Д. Чечель, Т. В. Потемкина, М. М. Фирсова; под ред. И. Д. Чечель. М.: Академия, 2013. 215 с.

32. Al-Asadi J., Khalaf S., Al-Waaly A., Abed A., Shami S. Burnout among primary school teachers in Iraq: prevalence and risk factors // East Mediterr Health Journal. 2018. Vol. 24, no. 3. Pp. 262-266. https://doi.org/10.26719/2018.24.3.262.

33. Burke R. J., Greenglass E. R., Schwarzer R. Predicting teacher burnout over time: effects of work stress, social support, and self-doubts on burnout and its consequences // Anxiety, Stress, and Coping. 1996. Vol. 9, no. 3. Pp. 261-275. https://doi.org/10.1080/10615809608249406.

34. Carroll A, Forrest K, Sanders-O'Connor E, Flynn L, Bower JM, Fynes-Clinton S, York A, Ziaei M. Teacher stress and burnout in Australia: examining the role of intrapersonal and environmental factors // Social Psychology of Education. 2022. No. 25(2-3). Pp. 441-469. https://doi.org/10.1007/s11218-022-09686-7.

35. Iwanicki E. F., Schwab R. L. Across-validation of the Maslach Burnout Inventory // Educational and Psychological Measurement. 1981. Vol. 41. Pp. 1167-1174.

36. Le Blanc P. M., Bakker A. B., Peeters M. C. W., van Heesch N. C. A., Schaufeli W. B. Emotional job demands and burnout among oncology care providers. Anxiety, Stress & Coping // An International Journal. 2001. Vol. 14, no. 3. Pp. 243-263. https://doi.org/10.1080/10615800108248356.

37. Maillefer A. V., Udayar S., Fiori M. Enhancing the prediction of emotionally intelligent behavior: The PAT integrated framework involving trait EI, ability EI, and emotion information processing // Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9. Pp. 1-15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01078.

38. Maslach C. Burnout: The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982. 47 p.

39. Maslach K., Jackson S. The measurement of experienced burnout // Journal of organizational behavior. 1981. Vol. 2 (2). Pp. 99-113. https://doi.org/10.1002/job.4030020205.

40. Mota A. I., Lopes J., Oliveira C. Burnout in Portuguese Teachers: A Systematic Review // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10, no. 2. Рp. 693-703. https://doi.org/10.12973/eu-jer.10.2.693.

41. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: summary and future research // Human relations. 1982. Vol. 35 (4). Pp. 283-305.

42. Pines A. M., Aronson E. Burnout: From tedium to personal growth. N. Y.: The Free Press, 1981. 229 p.

43. Roloff, J., Kirstges, J., Grund, S., & Klusmann, U. How strongly is personality associated with burnout among teachers? A meta-analysis // Educational Psychology Review. 2022. No. 34 (3). Pp. 1613-1650. https://doi.org/10.1007/s10648-022-09672-7.

44. Saloviita T., Pakarinen E. Teacher Burnout Explained: Teacher-, Student-, and Organisation-Level Variables // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 97. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103221.

45. Seibt R., Kreuzfeld S. Influence of Work-Related and Personal Characteristics on the Burnout Risk among Full- and Part-Time Teachers // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 4. 17 p. https://doi.org/10.3390/ijerph18041535.

46. Sokal L., Trudel L. E., Babb J. I’ve had it! Factors associated with burnout and low organizational commitment in Canadian teachers during the second wave of the COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2. Article ID 100023. 9 p. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100023.


Рецензия

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)