Психологический контракт между преподавателем и студентом: обзор исследований
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-11
Аннотация
Введение. В статье представлен теоретический анализ отношений, складывающихся между участниками образовательного процесса. Основная идея – обучение и воспитание не являются ни односторонним целенаправленным воздействием учителя на ученика, ни оказанием образовательных услуг учителем ученику, а представляют собой процесс, предполагающий активное участие обеих сторон. Цель статьи – анализ возникающих обменных отношений, складывающихся между преподавателем и студентом. Объектом исследования является психологический контракт между преподавателем и студентом. Предметом исследования является содержание представлений о взаимных ожиданиях и обязательствах преподавателей и студентов вуза.
Материалы и методы. Статья представляет собой теоретическое исследование отношений социального обмена между преподавателем и студентом. В качестве методологической основы используются теория социального обмена и теория психологического контракта. База исследования – отечественные и зарубежные публикации, размещенные в базах данных РИНЦ, Science Direct, Willey.
Результаты исследования. Отношения между участниками образовательного процесса могут быть рассмотрены с позиции теории социального обмена. В основе отношений между участниками образовательного процесса находится психологический контракт, включающий взаимные ожидания и обязательства. Сторонами психологического контракта в контексте образовательного процесса могут выступать студент-преподаватель-непедагогический работник-университет. Содержание психологического контракта преподаватель-студент отличается от содержания психологического контракта работник-работодатель, хотя сами структурные элементы контракта могут быть одинаковыми. Психологический контракт между участниками образовательного процесса предполагает обмен разными ресурсами.
Обсуждение и заключения. Показан вклад проведенного исследования в теорию социального обмена, теорию психологических контрактов и ресурсную теорию.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. ГагаринаРоссия
Гагарина Мария Анатольевна – доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга Факультета «Высшая школа управления», доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала
ResearcherID: AAD-3036-2019
Москва
Список литературы
1. Гагарина М. А., Рябов В. Б. Исследование содержания долгового психологического контракта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 2. С. 60-78.
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» // Официальное опубликование правовых актов: сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031?index=1 (дата обращения: 23.07.2024).
3. Щупленков О. В., Щупленков Н. О. Организация проектной деятельности в вузе в системе научной рефлексии // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-5.
4. Ahmad R., Nawaz M. R., Ishaq M. I., Khan M. M., Ashraf H. A. Social exchange theory: Systematic review and future directions // Frontiers in Psychology. 2023. Vol.13. P. 1015921. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1015921.
5. Ampofo-Ansah C., Antiaye E., Ansah J. A. Psychological Contracts Between University Students and Lecturers: A Case of Accra Technical University’s Department of Management and Public Administration // ASEAN Journal of Open Distance Learning. 2019. Vol. 11 (1). Pp. 82-92.
6. Aslam H., Wanke P., Khalid A., Roubaud D., Waseem M., Chiappetta Jabbour C. J., Grebinevych O., Lopes de Sousa Jabbour A.B. A scenario-based experimental study of buyer supplier relationship commitment in the context of a psychological contract breach: Implications for supply chain management // International Journal of Production Economics. 2022. Vol. 249. P. 108503. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2022.108503.
7. Atkinson R. C. S. J. Teacher Expectations: A Study of the Psychological Contract from the Teachers' Point of View: Dissertations. Loyola University Chicago, 1973. 1360. Available at: https://ecommons.luc.edu/luc_diss/1360 (accessed: 23.07.2024).
8. Blau P. M. Exchange and Power in Social Life. New York: John Wiley, 1964.
9. Bordia S., Bordia P., Milkovitz M., Shen Y., Restubog S. What do international students really want? An exploration of the content of international students’ psychological contract in businesseducation // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 44. Pp. 1-15. DOI: 10.1080/03075079.2018.1450853.
10. Bordia S., Hobman E. V., Restubog S. L. D., Bordia P. Advisor-Student Relationship in Business Education Project Collaborations: A Psychological Contract Perspective // Journal of Applied Social Psychology. 2010. Vol. 40 (9). Pp. 2360-2386.
11. Cao W., Dua X., Wang X. Empirical study of college teacher-student psychological contract responsibility // Higher Education Exploration. 2007. Vol. 6. Pp. 105-109. Available at: https://caod.oriprobe.com/articles/312084/An_Empirical_Research_on_Responsibilities_of_Teacher_student_Psycholog.htm (accessed: 23.07.2024).
12. Costa N., Oliveira C. The Psychological Contract of Higher Education Teachers in Portugal – Confirmatory Factor Analysis // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 204. Pp. 952-960. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.08.116 .
13. Cropanzano R., Mitchell M. S. Social exchange theory: an interdisciplinary review // Journal of Management. 2005. Vol. 31. Pp. 874-900. DOI: 10.1177/0149206305279602.
14. Culiberg B., Abosag I., Čater B. Psychological contract breach and opportunism in the sharing economy: Examining the platform-provider relationship // Industrial Marketing Management. 2023. Vol. 111. Pp. 189-201. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2023.04.007.
15. Dash I., Gupta J. Exploring student psychological contract in the hybrid mode of business education: a mixed-method study // International Journal of Educational Management. 2023. Vol. 37 (4). Pp. 768-786. https://doi.org/10.1108/IJEM-07-2022-0241.
16. Firth R. Themes in Economic Anthropology. London: Tavistock, 1967.
17. Foa U. G., Converse J., Törnblom K. Y., Foa E. B. (Eds.). Resource theory: Explorations and applications. Academic Press, 1993.
18. Homans G.C. Social behavior as exchange // American Journal of Sociology. 1958. Vol. 63. Pp. 597-606. https://doi.org/10.1086/222355.
19. Hu X., Yang L., Tan M., Hao B. Influence of early childhood teachers' psychological contracts on teacher competency: Chain mediating role of job crafting and professional identity // Heliyon. 2024. Vol. 10 (7). P. e29130. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e29130.
20. Koskina A. What does the student psychological contract mean? Evidence from a UK business school // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38 (7). Pp. 1020-1036.
21. Liao S. Psychological Contract between Teacher and Student Improves Teaching Process in the Network Courses of College: A Study based on the network course of psychology in Shaoguan University // Proceedings of the 2013 Conference on Education Technology and Management Science (ICETMS 2013). 2013. Pp. 511-513.
22. Mauss M. The Gift: Forms and Functions of Exchange in Archaic Societies. New York: The Norton Library, 1925.
23. Petersitzke M. Theoretical Basis of Psychological Contracts // Supervisor Psychological Contract Management. Gabler, 2009. https://doi.org/10.1007/978-3-8349-8194-3_3.
24. Rousseau D. M. The ‘problem’ of the psychological contract considered // Journal of Organizational Behavior. 1998. Vol. 19. Pp. 665-671.
25. Sun H., Sun J. A Path to Building the Relationship between Teachers and Students in College English Teaching from the Perspective of Social Exchange Theory // Frontiers in Educational Research. 2024. Vol. 7 (6). Pp. 65-70. https://doi.org/10.25236/FER.2024.070609.
26. Xu T., Lu C. Does tourism mental fatigue inhibit tourist citizenship behavior? The role of psychological contract breach and boundary conditions // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2023. Vol. 55. Pp. 59-69. https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2023.03.001.