Результаты пилотажного исследования особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза)
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-8
Аннотация
Введение. В статье обозначена актуальная проблема освоения студентами педагогических вузов ценностно-смысловых оснований содержания образования в условиях происходящей модернизации педагогического образования. Особое внимание следует уделять преподавателям педагогических вузов, которые являются для студентов – будущих педагогов носителями профессиональной системы ценностей и основным источником информации о ценностно-смысловых основаниях содержания педагогического образования. Нами была обозначена необходимость разработки методики, позволяющей оперативно и объективно оценивать уровень освоения педагогами ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования.
Материалы и методы. В статье представлены результаты апробации авторской методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования», в которой приняли участие преподаватели Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Цель разработанной методики – выявление особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Для содержательной валидизации разработанной методики применялась методика «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С. С. Бубновой.
Результаты исследования. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. В процессе содержательной валидизации методики отмечается частичное соответствие степени реализованности ценностносмысловых оснований содержания педагогического образования и ценностных ориентаций личности в условиях реальной жизнедеятельности. При этом важным представляется подчеркнуть, что ценностные позиции, выступающие в роли приоритетов, характеризуются довольно высокой согласованностью и сопоставимостью. Имеющиеся же несоответствия фиксируются по тем ценностным позициям, которые занимают относительно невысокие места в иерархии ценностей преподавателей и в нашем случае могут рассматриваться как проявления многообразия личностных смыслов и их сочетаний в индивидуальном сознании.
Обсуждение и заключения. Результаты пилотажного исследования авторской методики с помощью представленного в статье анализа корреляционных связей подтверждают, что представленная методика может быть использована для исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза).
Об авторе
А. М. ХодыревРоссия
Ходырев Александр Михайлович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, первый проректор
Ярославль
Список литературы
1. Ансимова Н. П., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 37-51.
2. Артамонова Е. И., Широких О. Б., Тесленко О. В. Ценностные основания профессиональной подготовки будущего педагога: историко-педагогический анализ // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические науки. 2022. № 4 (62). С. 7-16.
3. Богуславский М. В. Ценностные основы развития российского образования: стратегические ориентиры, методология и практика: коллективная монография / под ред. В. П. Борисенкова, М. Л. Левицкого. Москва: МАКС-Пресс, 2023. 544 с.
4. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры системы ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2 / под ред. А. Н. Воронина. – Москва: Издательство Института психологии РАН, 1994. С. 144-157.
5. Валеева Р. А. Гуманизация как аксиологический приоритет педагогического образования // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: сборник трудов Международной научной конференции, посвященной 200-летию педагогического образования в КФУ. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. С. 77-82.
6. Вербицкий А. А. Преподаватель вуза в контексте реформы образования // Вестник Воронежского государственного технического университета, издательство ВГТУ (Воронеж). 2013. Т. 9, № 5-2. С. 9-10.
7. Вербицкий А. А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
8. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Москва: Союз, 2006. 555 с.
9. Горшкова В. В. Аксиологический фактор в процессе инновационного развития образования // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 34-38.
10. Груздев М. В. Непрерывное педагогическое образование: методология, теория и практика развития // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. № 3. С. 28-45.
11. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Новые цели и ценности образования: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник материалов IV международной научнопрактической конференции. Москва: Издательство: Инновации и эксперимент в образовании, 2015. Т. 1. С. 8-9.
12. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. C. 85-97.
13. Иванова С. В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91-109.
14. Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 1-1 (51). С. 6-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26168555 (дата обращения: 09.04.2024).
15. Петренко В. Ф. Построение семантических пространств как метод и форма модельного представления // Вестник СамГУ. Психология. 1998. № 3. С. 132-141.
16. Писарева С. А. Тряпицына А. П. Отечественные традиции и инновации в подготовке будущих педагогов // Человек и образование. 2023. № 2 (75). С. 24-33.
17. Роджерс К. Р. Гуманистическая психология: Теория и практика. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2013. 456 с.
18. Сериков В. В. Ценностно-смысловые аспекты воспитания гармонично-развитой личности на основе традиционных российских ценностей // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов участников круглых столов. Москва, 2022. С. 18-26.
19. Скиннер Б. Ф. О бихевиоризме / перевод с английского И. В. Митрофанова. Москва: Эксмо, 2023. 332 с.
20. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 09.04.2024).
21. ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 №121 (ред. от 08.02.2021). URL: https://base.garant.ru/71897858/ (дата обращения: 09.04.2024).
22. Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностносмысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 5. С. 7-26. DOI:10.15293/2658-6762.2105.01.
23. Ходырев А. М. Современный взгляд на категорию «ценности» // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5 (134). С. 20-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59744807 (дата обращения: 09.04.2024).
24. Ценности педагогического образования: история и современное состояние / под науч. ред. А. М. Ходырева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 190 с.
25. Швецова С. В. Социально-психологический мониторинг как средство совершенствования управления в образовании: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2000. 223 с.
26. Шуталева А. В., Циплакова Ю. В., Керимов А. А. Гуманизация образования в цифровую эпоху // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 31-43. DOI: 10.32744/pse.2019.6.3.
27. Molero M. M., Martos A., Pérez-Fuentes M. C., Tortosa B. M., Sisto M., Simón M. M., Gázquez J. J. Humanization, adaptation to change, and mental health in teachers in three european countries // European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2024. Vol. 16 (1). Pp. 17-25. https://doi.org/10.5093/ejpalc2024a2.