Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодёжи России на территориях новых субъектов Российской Федерации: подходы, принципы и направления реализации

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-6

Аннотация

Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена процессами интеграции новых субъектов Российской Федерации в российское пространство, необходимостью формирования у молодежи, проживающей на данных территориях, гражданской идентичности и культурно-исторической памяти как базовой предпосылки консолидации российского общества, укрепления российской государственности и национального суверенитета. Представлен теоретический анализ исследований по данной проблеме, выявлена фрагментарность её решения. Цель статьи – определение и обоснование методологических подходов, принципов и направлений формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи новых субъектов Российской Федерации.

Материалы и методы. В исследовании использовались теоретические методы, среди которых системный анализ предмета исследования, обобщение и систематизация философской, психолого-педагогической и методический литературы, нормативных документов и отчетов; конструирование. В качестве эмпирических методов – беседа, наблюдение.

Результаты исследования. На основе анализа научных исследований были выделены методологические подходы, принципы и направления, составляющие теоретико-методологический абрис, выступающий основой для разработки образовательными организациями программ, методических рекомендаций, модулей, технологических карт, сценариев воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи (14-22 лет), проживающей на территориях новых субъектов Российской Федерации. В качестве ключевых методологических подходов были определены и обоснованы системный, кибернетический, программно-целевой, аксиологический, личностно-деятельностный, культурологический, родиноведческий, адаптивный, а также представлены принципы их реализации. Выделены и раскрыты направления содержания формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи: культурно-историческое, пространственно-территориальное, языковое, ценностно-ориентационное, нормативно-правовое, социально-деятельностное, психолого-педагогическое.

Обсуждение и заключения. Перспективы дальнего исследования связаны с разработкой педагогической модели адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи новых субъектов Российской Федерации; созданием для педагогов, советников директора по воспитанию, классных руководителей, будущих педагогов учебно-методических пособий, содержащих набор педагогических инструментов и адаптированных воспитательных практик по формированию у молодежи новых регионов гражданской идентичности и культурно-исторической памяти.

Об авторах

В. В. Николина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Николина Вера Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики.

Нижний Новгород



А. А. Лощилова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Лощилова Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики.

Нижний Новгород



С. В. Фролова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фролова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики.

Нижний Новгород



С. И. Аксёнов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Аксёнов Сергей Иванович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика / авт. Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Н. Г. Алексеев, Н. И. Непомнящая. Москва: КАСТАЛЬ, 1993. С. 378-412.

2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 2. С. 21-39.

3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

4. Беловол Е. В., Мелков С. В., Пучкова Е. Б., Сахарова Т. Н., Подымов Н. А. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности» // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 101-123. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-101-123.

5. Васильев А. Г. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и разнообразия // Культурное наследие: от прошлого – к будущему. Т. 6: Фундаментальные проблемы культурологии. Москва: Новый хронограф; Санкт-Петербург: Эйдос, 2009. С. 56-68.

6. Водолажская Т. М. Идентичность гражданская // Образовательная политик. 2010. № 5-6 (43-44). С. 140-142.

7. Гаглоева А. Б. Факторы формирования гражданской и этнической идентичностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 348-351.

8. Гончарова А. В. Историко-культурная память как условие сохранения национальной идентичности // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 1. С. 134-141. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-13.

9. Гулевской Н. А., Гулевского А. Н., Чайченко Д. В. Историческая память как фактор формирования идентичности // Философия права. 2019. № 2. С. 137-145.

10. Демидова Н. Н., Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А., Зулхарнаева А. В., Кротова Е. А. Теоретические и методические аспекты развития способов эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников при изучении культурного ландшафта // Перспективы науки и образования. 2023. № 4 (64). С. 279-299. https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.17.

11. Дмитриева М. Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества: дис. … канд. социол. наук. Москва, 2005. 195 с.

12. Еременко Ю. А. Историческая память и ее институционализация в объектах Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на примере России и Германии // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2019. Вып. 4 (47). С. 41-49. https://doi.org/10.17072/2219-3111-2019-4-41-49.

13. Иванова С. В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. 2012. № 5(21). С. 4-9.

14. Козлова Т. А., Сулима И. И. Тандем философской антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной идентичности // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2(43). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-14.

15. Крупченко А. К., Халадов Х. А. С., Медведева Т. Ю. [и др.] Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3 (44). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-1.

16. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. Москва: Смысл, 2016. 527 с.

17. Майер Р. В. Кибернетическая педагогика: имитационное моделирование процесса обучения: монография. Глазов: ГГПИ, 2014. 141 с.

18. Максимова Л. Ю., Рябова И. В. Концептуализация феноменов гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности и гражданской компетентности как компонентов гражданской направленности личности // Мир образования – образование в мире. 2020. № 2 (78). С. 146-162. DOI: 10.51944/2073-8536_2020_2_146.

19. Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи: коллективная монография / Т. К. Ростовская, А. В. Бугаев, Т. Э. Петрова [и др.]; под редакцией А. В. Бугаева, Т. К. Ростовской. Москва: Изд-во Российского государственного социального университета, 2018. 197 с.

20. Николина В. В. Родиноведческий подход в географическом образовании // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 02 ноября 2018 года / научный редактор: Е. А. Таможняя. Москва: Перо, 2019. С. 32-36.

21. Николина В. В., Лощилова А. А., Фролова С. В., Аксёнов С. И. Исследование гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи Донецкой и Луганской народных республик // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66).

22. Огородникова С. В. Методологические подходы к процессу формирования гражданской идентичности учащихся сельских образовательных организаций в музейно-педагогической деятельности // Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (3). С. 27-39. DOI: 10.20323/2686-8652-2020-1-3-27-39.

23. Отчет о работе Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики за 2022 год. Донецк, 2022. URL: http://mondnr.ru/deyatelnost/plany-i-otchjoty/category/39-otchet (дата обращения: 12.06.2023).

24. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13-20.

25. Репина Л. П. Образы прошлого в памяти и в истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / ред. Л. П. Репина. Москва: Кругъ, 2003. С. 9-18.

26. Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. Москва: Весь Мир, 2017. 427 с.

27. Савруцкая Е. П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань: Изд-во Казанского университата, 1989. 261 с.

28. Синицина Н. А. Историческая память как регулятив современной культуры: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2008. 23 с.

29. Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20-34. http://dx.doi.org/10.15382/sturIV202058.20-34.

30. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 12.06.2023).

31. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 12.06.2023).

32. Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302170006 (дата обращения: 12.06.2023).

33. Хаттон П. Х. История как искусство памяти / пер. с англ. В. Ю. Быстрова. Санкт-Петербург: Владимир Даль: Фонд Ун-т, 2003. 422 с.

34. Der-Karabetian A., Alfaro M., Cao Y. Relationship of sustainable behavior, world-mindedness, national and global identities, perceived environmental risk and globalization impact among college students in the United States // Psychology and cognitive sciences. 2018. No.4. Pp. 8-13.

35. Essien D. Essien. Ethical Implications of Identity Politics for Good Governance in 21st Century Nigeria // Political Identity and Democratic Citizenship in Turbulent Times. 2020. http://dx.doi.org/10.4018/978-1-7998-3677-3.ch006.

36. Fredheim L. H., Khalaf M. The significance of values: heritage value typologies re-examined // International Journal of Heritage Studies. 2016. Vol. 22, no. 6. Pp. 466-481.

37. Fukuyama F. Identity: the demand for dignity and the politics of resentment. NY: Farrar, Straus and Giroux, 2018. 240 p.

38. Hart D., Richardson C., Wilkenfeld B. Civic identity // Schwartz S. J. et al. (eds) Handbook of Identity Theory and Research. New York, 2011. Pp. 771-787.

39. Khotamov I. S., Umarov E. G., Kuznetsov V. P., Smirnova Z. V., Kutepov M. M. Digital Transformation in the Modern Educational System // Popkova E. G., Sergi B. S. (eds) Anti-Crisis Approach to the Provision of the Environmental Sustainability of Economy. Approaches to Global Sustainability, Markets, and Governance. Springer, Singapore, 2023. https://doi.org/10.1007/978-981-99-2198-0_20.

40. Kim Park I. J. Enculturation of Korean American Adolescents within Familial and Cultural Contexts: The Mediating Role of Ethnic Identity // Family Relations. 2007. Vol. 56, no. 4. Pp. 403-412. https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2007.00469.x.


Рецензия

Просмотров: 862


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)