Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современные социально-политические преобразования в стране, акцентируя внимание на воспитание подрастающего поколения в духе сохранения и укрепления традиционных российских ценностей, детерминируют возрастающую роль педагога в формирование гражданской идентичности у молодежи в контексте масштабной технологически развивающейся экономики. В условиях новых вызовов, угрожающих отечественным ценностным ориентирам, требуется выстроить систему ценностей будущего учителя, как транслятора мировоззренческих позиций в процессе воспитания обучающихся, в соответствии с социальными потребностями и запросами. Цель исследования заключается в выявлении ценностных ориентаций педагога в формировании профиля его гражданской идентичности.

Материалы и методы. В качестве материалов для исследования использовалась информация из научных источников (статей) и нормативных документов по теме работы. В исследовании использовались теоретические методы анализа, теоретического обобщения, логического сравнения информации, а также методы научной интерпретации.

Результаты исследования. В результате научного осмысления и обобщения предлагаемых концепций формирования гражданской идентичности в исследовании предложен аксиологический профиль гражданской идентичности педагога, представляющий мировоззрение педагога, как гражданина России, основанный на системе национальных ценностей: любовь к родной стране, гордость за свою Родину, гражданской ответственности и патриотизме. Аксиологический профиль гражданской идентичности педагога представлен в трех структурно-функциональных компонентах: знаниевый, рефлексивный и регулятивный, а также имеет структурно-динамическую характеристику с описанием компонентов и уровней сформированности в терминологии ценностного обоснования развития феномена гражданской идентичности педагога.

Обсуждение и заключения. Проведенное теоретико-методологическое исследование по выполнению проекта, предусматривающего и экспериментальную часть, заявляет о мощном продвижении аксиологии образования в осмыслении методических подходов формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Практическая реализация проекта заключается в инструментальной разработке воспитательной составляющей профессиональной подготовки будущего учителя, способного содействовать нравственному становлению обучающихся, решению проблемы ценностного и мотивационного аспектов подготовки будущих учителей, развивающих личность.

Об авторах

А. К. Крупченко
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»
Россия

Крупченко Анна Константиновна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Москва



Х.-А. С. Халадов
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»
Россия

Халадов Хож-Ахмед Султанович – кандидат философских наук, доцент, проректор

Москва



Т. Ю. Медведева
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»
Россия

Медведева Татьяна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт Управления взаимодействия с педагогическими вузами

Москва



Г. А. Папуткова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»
Россия

Папуткова Галина Александровна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника Управления взаимодействия с педагогическими вузами

Москва



И. В. Головина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»
Россия

Головина Инна Валентиновна – кандидат химических наук, начальник Управления взаимодействия с педагогическими вузами

Москва



Список литературы

1. Аксиология иноязычного педагогического образования: Монография по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (Москва 6-7 декабря 2019 г.) / М. А. Ариян, В. С. Белгородский, Е. В. Борзова [и др.]. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 423 с. – ISBN 978-5-6044275-0-7. – EDN FBMPFI.

2. Бичева, И. Б. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход / И. Б. Бичева, О. М. Филатова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 2(23). – С. 3. – DOI 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3. – EDN XTAZPF.

3. Болтыков, О. В. Междисциплинарный анализ феномена гражданской идентичности и путей её формирования / О. В. Болтыков // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4(59). – С. 85-88. – EDN WWHNXR.

4. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5-6(43-44). – С. 140-141. – EDN VZZOQD.

5. Галиев, Р. Р. Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотизма в современной России / Р. Р. Галиев // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 5. – С. 141-144. – DOI 10.34823/SGZ.2022.5.51856. – EDN ODQSCP

6. Головина, И. В. Основы государственной политики в образовании: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программам магистратуры УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки / И. В. Головина, Е. Н. Глубокова; Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – 87 с. – ISBN 978-5-4263-1104-6. – DOI 10.31862/9785426311046. – EDN GNEFTH.

7. Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 52–59.

8. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник ОГУ. - № 2 (121). - 2012. - С. 27-33.

9. Князева, Т. Н. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов / Т. Н. Князева, А. Р. Масалимова, М. Б. Батюта // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2(15). – С. 31. – EDN WHHBHF.

10. Коряковцева, О. А. Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза / О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2013. – 48 с. – EDN VXKJMJ

11. Максимова Л.Ю. Педагогическая система и процесс формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / Л.Ю. Максимова // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. — 2021. — № 2 (62). — C. 78–86

12. Максимова, Л. Ю. Концептуализация феноменов гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности и гражданской компетентности как компонентов гражданской направленности личности / Л. Ю. Максимова, И. В. Рябова // Мир образования - образование в мире. – 2020. – № 2(78). – С. 146-162. – DOI 10.51944/2073-8536_2020_2_146. – EDN SFYHVL.

13. Максимова, Л. Ю. Мониторинг формирования гражданской идентичности школьников как научно практическая проблема / Л. Ю. Максимова // Мир образования - образование в мире. – 2021. – № 3(83). – С. 12-24. – DOI 10.51944/2073-8536_2021_3_12. – EDN JLBDAV.

14. Медведева, Т. Ю. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста / Т. Ю. Медведева, Г.А. Папуткова // Перспективы науки. – 2020. – № 5(128). – С. 160-162. – EDN BFRXKH.

15. Мосунова Т.Г. Роль учебника истории в формировании Российской гражданской идентичности // Историко-педагогические чтения. 2014. № 18–2. С. 123–129

16. Немков П. А. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников // Социально-политические исследования. 2020 № 4 (9). С. 121-134. DOI 10.20323/2658-428X-2020-4-9-121-134

17. Полывянная, М. Т. Ценностные ориентации современного российского учительства как социально-профессиональной группы (на примере Ивановской области): специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Полывянная Марина Тимофеевна. – Нижний Новгород, 2008. – 25 с. – EDN ZNUBEB.

18. Сушко, В. А. Теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций современной молодежи / В. А. Сушко // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – № 31. – С. 128-137. – EDN RUGNAD.

19. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

20. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

21. Хведченя Л.В. Содержание иноязычного образования: история и современность: монография. Издательский центр БГУ, 2002. 275с. ISBN: 985-445-673-0


Рецензия

Просмотров: 338


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)