Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Организация проектной деятельности в вузе в системе научной рефлексии

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-5

Аннотация

Введение. Актуальность исследования проектной деятельности в вузе связана с тем, какую роль данная форма учебной деятельности играет на современном этапе развития образования. Перспективными оказываются междисциплинарные исследования, возникающие на стыке социологии, политологии, антропологии, философии и экономики. В данной статье поднимается проблема вклада опыта, размышлений и посредничества преподавателя педагогического вуза в проектный метод, с одной стороны, и требований, которые предъявляются к компетенции исследователей студентов – с другой. В качестве ключевой идеи трансформации направлений современного российского образовательного пространства предлагается концепция автономности студенческой исследовательской деятельности.
Материалы и методы. Материалы основаны на исследовании, проводившемся преподавателями и студентами Ставропольского педагогического института, филиал в городе Ессентуки в период с 2015 по 2022 год в рамках исследовательского проекта, оформленного в том же институте. Было выполнено семь исследовательских проектов: четыре с дипломированными преподавателями, три со студентами, получившими диплом учителя истории, и двадцать вводных педагогических проектов. В процессе работы над проектами регулярно проводились координационные мероприятия, направленные на анализ уже проделанной работы и планирование следующих этапов. Частота переменных в методе была проверена с участием преподавателей, молодых исследователей и студентов, обучающихся по программам исторического и обществоведческого направления Ставропольского государственного педагогического института, филиал в городе Ессентуки.
Результаты исследования. Проведенное исследование позволило обозначить ключевые позиции исследователя в принятии решения, выявить основные исходные положения научной гипотезы в процессе формирования целей и задач, описать комплекс методологических разработок и идей при осуществлении проектной деятельности в рамках педагогического вуза, проблем включения человека в коллективное социальное сознание в пространстве современного города.
Обсуждение и заключения. Был сделан вывод, что опыт вносит вклад в рефлексию, а рефлексия – в построение знаний и смену парадигм.

Об авторах

О. В. Щупленков
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
Россия

Щупленков Олег Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории права и общественных дисциплин

Ессентуки



Н. О. Щупленков
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

Щупленков Николай Олегович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории права и общественных дисциплин

Ессентуки



Список литературы

1. Aguirre García J. C. Redecir lo humano // Revista colombiana de educación. 2017. Vol. 72, no. 1. Рр. 177-197. http://dx.doi.org/10.17227/01203916.72rce177.196.

2. Aksela M., Haatainen O. Project-based learning (PBL) in practice: the views of active teachers on its advantages and problems // Integrated Education for the Real World: Proceedings of the 5th International STEM Conference in Education. 2019. Pp. 9-16. Available at: http://hdl.handle.net/10138/304045 (accessed: 02.02.2024).

3. Annetta L. A., Lamb R., Vallett D., Shapiro M. Project-Based Learning Progressions: Identifying the Nodes of Learning in a Project-Based Environment // Adesope O.O., Rud A.G. (eds) Contemporary Technologies in Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-319-89680-9_9.

4. Araque N. I. D., Britto A. M. C., Perico Granados N. R., Cuellar R. L. Á. Diagnóstico y propuesta de fitorremediación para el tratamiento de aguas residuales, sector tierra Negra // L’esprit Ingénieux. 2020. Vol. 9, no. 1. Pp. 132-140. Available at: http://revistas.ustatunja.edu.co/index.php/lingenieux/article/view/1849 (accessed: 02.02.2024).

5. Balemen N., Özer Keskin M. The effectiveness of project-based learning in the field of scientific education: a meta-analysis search // International Online Journal of Education and Teaching (IOJET). 2018. Vol. 5, no. 4. Pp. 849-865 Available at: http://iojet.org/index.php/IOJET/article/view/452/297 (accessed: 02.02.2024).

6. Chen K. H., Yang Y. K. Revisiting the impact of project-based learning on student academic achievement: A meta-analysis examining moderators // Review of Educational Research. 2019. Vol. 26. Pp. 71-81. http://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.11.001.

7. Konrad T., Wiek A., Barth M. Consideration of conflicts for the development of interpersonal competencies in project-based sustainable development courses // International Journal of Sustainable Development in Higher Education. 2020. Vol. 21, no. 1. Pp. 76-96. http://doi.org/10.1108/IJSHE-06-2019-0190.

8. Portilla Maya S., de la, Dussan C., Landínez D., Montoya D. Diferencias en los perfiles de pensamiento crítico en estudiantes de un programa de medicina // Revista Latinoamericana de Estudios Educativos. 2019. Vol. 15, no. 2. Pp. 31-50. http://dx.doi.org/10.17151/rlee.2019.15.2.3.

9. De Zubiría Samper J. Los modelos pedagógicos: Hacia una pedagogía dialogante). 4a. ed. Bogotá: Editorial Magisterio: Instituto Alberto Merani, 2014. 300 p.

10. Dewey J. Naturaleza humana y conducta. Fondo de cultura económica. 2014. 347 p.

11. Di Marco M. El sentido de la educación desde lo humano: Apuntes a partir de Martha Nussbaum y Francisco Ruiz Sánchez // Revista Electrónica Educare. 2020. No. 24 (1). Pp. 1-18.

12. Edstrôm K., Kolmos A. PBL and CDIO: complementary models for engineering education development // Revista Europea de Educación en Ingeniería. 2014. Vol. 39, no. 5. Pp. 539-555. https://dx.doi.org/10.1080/03043797.2014.895703.

13. Gómez Torres J. Educación, comunidad y liberación. Comentarios a partir del pensamiento pedagógico de Paulo Freire y Alejandro Cerletti: aportes a la enseñanza de la filosofía // Revista Ensayos Pedagógicos. 2018. Pp. 103-113. https://doi.org/10.15359/rep.esp-18.8.

14. Guo P., Saab N., Post L. S., Admiral W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 102. P. 101586. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101586.

15. Grossman P., Don K. G. P., Kavanagh S. S., Herman Z. Preparing teachers for project-based teaching // Phi Delta Kappa. 2019. Vol. 100, no. 7. Pp. 43-48. https://doi.org/10.1177/0031721719841338.

16. Haatainen O., Aksela M. Project-based learning in integrated natural science education: the perception and practice of active teachers // LUMAT: International Journal of Mathematical, Natural Science and Technological Education. 2021. Vol. 9, no. 1. Pp. 149-173. https://doi.org/10.31129/LUMAT.9.1.1392.

17. Herranen J., Aksela M. Student-question-based inquiry in science education // Studies in Science Education. 2019. Vol. 55, no. 3. Pp. 1-36. https://doi.org/10.1080/03057267.2019.1658059.

18. Hugerat M. Incorporating Sustainability into Chemistry Education by Teaching through Project-Based Learning // Chemistry Education for a Sustainable Society Volume 1: High School, Outreach, & Global Perspectives. 2020. Pp. 79-96. http://doi.org/10.1021/bk-2020-1344.ch007.

19. Carranza Hernández K. M., Salazar Leyva M., Hinojosa Hernández M. de J. Gerencia educativa desde la metodología integrada input-output del modelo dinámico // Revista Venezolana De Gerencia. 2023. Vol. 28, no. 102. Pp. 832-854. http://doi.org/10.52080/rvgluz.28.102.24.

20. Kabbar B. G., Sinel H. Content analysis of a study in the field of biology education, which used context-oriented approaches: The example of Turkey // Journal of Educational Issues. 2020. Vol. 6, no. 1. Pp. 203-218. http://doi.org/10.5296/jei.v6i1.16920.

21. Kolmos A. PBL Curriculum Strategies: From Course Based PBL to a Systemic PBL Approach // Guerra A., Ulseth R., Kolmos A. (eds) PBL in Engineering Education: International Perspectives on Curriculum Change. 2017. Pp. 1-12. http://doi.org/10.1007/978-94-6300-905-8_1.

22. Kricsfalusy V., George C., Reed M. G. Integrating problem- and project-based learning opportunities: assessing outcomes of a field course in environment and sustainability // Environmental Education Research. 2018. Vol. 24, no. 4. Pp. 593-610. http://doi.org/10.1080/13504622.2016.1269874.

23. Mallol Esquefa M. Metodología Crítica del Diseño y ’Empowerment’ Identitario. Aprendiendo de una Perspectiva Feminista // Barcelona Investigación Arte Creación. 2017. Vol. 5, no. 3. Pp. 254-271. http://doi.org/10.17583/brac.2017.2346.

24. Miller E. C., Krajcik J. S. Promoting deep learning through project-based learning: a design problem // Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research. 2019. Vol. 1. P. 7. https://doi.org/10.1186/s43031-019-0009-6.

25. Morrison J., Frost J., Gotch C., McDuffie A. R., Austin B., French B. Teachers’ Role in Students’ Learning at a Project-Based STEM High School: Implications for Teacher Education // International Journal of Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 19. Pp. 1103–1123. https://doi.org/10.1007/s10763-020-10108-3.

26. Novak A. M., Krajcik J. S. A Case Study of Project-Based Learning of Middle School Students Exploring Water Quality // Moallem M., Hung W., Dabbagh N. (eds) The Wiley Handbook of Problem‐Based Learning. 2019. Pp. 551-572. http://doi.org/10.1002/9781119173243.ch24.

27. Mesa León A. Martha C. Nussbaum, La tradición cosmopolita. Un noble e imperfecto ideal (Paidós, Barcelona, 2020) Traducción: Albino Santos Mosquera // Revista Internacional De Pensamiento Político. 2021. Vol. 16. Рр. 665-669. https://doi.org/10.46661/revintpensampolit.5624.

28. Pan G., Seow P.-S., Shankararaman V., Koh K. An Exploration Into Key Roles in Making Project-Based Learning Happen: Insights From a Case Study of a University // Journal of International Education in Business. 2020. Vol. 14(1). Pp. 109-129. Singapore Management University School of Accountancy Research Paper No. 2021-121. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3603881.

29. Perico-Granados N., Garza-Puentes J., Tovar-Torres C., González-Díaz L. Análisis de la recordación del concepto de remoción en masas en graduados de ingeniería civil. Un estudio de caso de Educación para el Desarrollo Sostenible // II Congreso internacional de Responsabilidad Social, Innovaciones y retos emergentes para el cuidado del planeta. 2022. Рр. 27-53. Available at: http://scholar.google.es/citations?view_op=view_citation&hl=es&user=SSaqH5wAAAAJ&citation_for_view=SSaqH5wAAAAJ:blknAaTinKkC (accessed: 02.02.2024).

30. Granados N. R. P., Bonilla M. A. D., García K. A. M, Algarra H. M. A. Construcción de competencias humanas en Ingeniería // Revista Hojas y Hablas. 2020. No. 19. Рр. 99-121. http://dx.doi.org/10.29151/hojasyhablas.n19a6.

31. Triana D., Anggraito Y. U., Ridlo S. Effectiveness of Environmental Change Learning Tools Based on STEM-PjBL Towards 4C Skills of Students // Journal of Innovative Science Education. 2020. Vol. 9, no. 2. Рр. 181-187. https://doi.org/10.15294/jise.v8i3.34048.

32. Urrutia-Heinz M., Costa-Quintana A., Capuano-da Cruz A. The use of problem-based learning in the construction of knowledge in accounting // Revista Electrónica Educare. 2020. Vol. 24, no. 2. Pp. 388-410. http://dx.doi.org/10.15359/ree.24-2.19.

33. Viro E., Lehtonen D., Joutsenlahti J., Tahvanainen V. Teachers’ perspectives on project-based learning in mathematics and science // European Journal of Science and Mathematics Education. 2020. Vol. 8, no. 1. Pp. 12-31. https://doi.org/10.30935/scimath/9544.


Рецензия

Просмотров: 337


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)