Традиционное семейное воспитание в Китае
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-6
Аннотация
Введение. Семья – это базовая организация социального взаимодействия, сформированная на основе брака, кровных отношений и усыновления. Ее изменения неизбежно связаны с политикой. Процесс реконструкции различных экономических, культурных, социальных и других отношений в контексте семьи постоянно бросает вызов внутренней структуре традиционной китайской семьи. В Китае ее структура и функции со временем претерпели серьезные изменения, которые затрагивают не только саму семью, но и оказывают влияние на стабильное и здоровое функционирование общества в целом. В традиционном семейном воспитании соблюдается принцип главенства семейных интересов, но предпочтение отдается мальчикам. В рамках традиционной китайской культуры основное внимание уделяется воспитанию мальчиков, так как мальчики имеют более высокий статус в семье, чем девочки.
Неравенство в традиционном воспитании в Китае проявляется в гендерных различиях, связанных с образованием детей, с распределением ресурсов семейного образования и в разнице в годах обучения мальчиков и девочек.
Материалы и методы. Конфуцианство, являющееся одной из трёх основных религий китайцев, проповедует так называемый «сяо» – культ семьи и повиновения младших старшим. Согласно традициям, дети служат родителям и строго подчиняются их воле. Поэтому в дошкольном возрасте особенно актуальным для ребёнка становится личный пример взрослых. Правило психологического «зеркала», основанное на детской впечатлительности и желании подражать, известно и в европейской педагогической практике. Однако китайцы придают личному примеру особенное значение, кроме того, тщательно выбирают окружение своего ребёнка.
Результаты исследования. Нынешнее семейное воспитание и образование в нашей стране является традиционным, стереотипным и консервативным в формировании пола, в частности в области гендерных ожиданий, гендерных представлений и просвещения по гендерным вопросам. Многие родители до сих пор не имеют научного понимания гендерной проблематики и часто не знают о гендерном образовании своих детей. Хотя академическое сообщество обеспокоено изменениями в современной структуре семьи Китая, обсуждение этой темы сосредоточено на широком круге вопросов.
Обсуждение и заключения. Под воздействием современной цивилизации и воспитания традиционный уклад семьи, взаимоотношения между супругами, структура семьи, вопросы воспитания детей претерпевают изменения, постепенно превращаясь в открытую и демократическую систему, где воспитание детей носит всесторонний характер.
Список литературы
1. Абрамов А. П. Современные и традиционные семейные ценности межпоколенного взаимодействия в России и Китае / А. П. Абрамов, Ц. Лю // Социологические исследования. – 2022. – № 2. – С. 107-116. doi: 10.31857/S013216250016202-5.
2. Ван Янь Янь. Традиции семейного воспитания в Китае / Янь Янь Ван // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 17, № 43-2.
3. Ванданова Э. Л. Семейное воспитание: традиции и современность / Э. Л. Ванданова // Семья, брак и родительство в современной России. – 2015. – № 2. – С. 356-361.
4. Перевод и аннотирование Аналектов Конфуция (Упрощенная китайская версия) / перевод с китайского языка и аннотация М. Ян Боджун. – Пекин: Книжный магазин Чжунхуа, 2006. – С. 192.
5. Сивинцева О. В. Пронаталистский поворот в Китае: возврат к традиционным семейным ценностям или новая реальность? / О. В. Сивинцева // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2019. – Т. 13, № 3.
6. Чжао Сяодуань Комментарий о состоянии развития и исследований общественного образования в нашей стране / Чжао Сяодуань, Лю Чуцзя ; перевод с китайского языка // Исследования и исследования. – 2008. – № 588. – С. 27.
7. Чэнь Ч. Н. Направления исследований семейного воспитания в современном Китае / Ч. Н. Чэнь // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 921.
8. Юн Л. Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Юн. – Казань, 2005.
9. Akou Jianshi. Analysis and Strategy Research on Education Problems in Yi Area of Sichuan Province // Transactions on Comparative Education. 2021. Vol. 3, no. 1. Pp. 8-13. URL: http://clausiuspress.com/article/696.html
10. Chen Hao-bin. Confucian Moral Thoughts and their Significance for Modern Moral Education in China // Cultivating Morality: Human Beings, Nature and the World: International Conference on Moral Education. October 24 to 28, 2011. Available at: https://www.apnme.org/2011/programme/index.html (accessed: 10.11.2022).
11. Hong Gao, Yang liu, Zhiyuan Zhang. The Relationship Between Family Support and e-Learning Engagement in College Students: The Mediating Role of e-Learning Normative Consciousness and Behaviors and Self-Efficacy // Educational psychology. 2021. Vol. 12. doi: 10.3389/fpsyg.2021.573779.
12. Jiang jiao yu xuejun. Guo Jia zhong jiang hua tu shu. Jiao yu xue cong shu 家庭教育学. 1995. 322 页
13. Lee T. H. C. Education in traditional China: A history. Leiden, 2000. Vol. 13.
14. Lee W. Y. Women's education in traditional and modern China // Women's History Review. 1995. Vol. 4, no. 3. Pp. 345-367.
15. Levy M. J., Jr. The family revolution in modern China. Harvard University Press, 2013.
16. Ling S. Construction of anti-corruption institutions and culture in traditional China and its implications for modern China // Social Sciences in China. 2011. Vol. 32, no. 4. Pp. 162-175. doi: 10.1080/02529203.2011.625187.
17. Mingyuan G. An analysis of the impact of traditional Chinese culture on Chinese education // Frontiers of Education in China. 2006. Vol. 1, no. 2. Pp. 169-190.
18. Na Li. Family History in China at a Crossroads: Family Narratives, Personal Memory, and Public History/ Journal of Family History // Public History: A Critical Introduction (Peking University Press. 2019. Vol. 44, no. 4. doi: 10.1177/0363199019845931.
19. Parish W. L., Whyte M. K. Village and family in contemporary China. University of Chicago Press, 1980.
20. Q Sun. Research on the Integration and Innovation of Chinese. Traditional Culture and College English Teaching // International Journal of Education and Humanities. 2023. Vol. 6, no. 2. doi: 10.54097/ijeh.v6i2.3469.
21. Steinhauer I. Sex and sexual education in China: Traditional values and social implications. 2016. Available at: https://digitalcollections.sit.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3332&context=isp_collection (accessed: 12. 10. 2022).
22. Wang J., Zheng L. Parenting desire among childless lesbian and gay individuals in China: The influence of traditional family values, minority stress, and parenting motivation // Journal of Family Issues. 2021. Vol. 43, no. 9. doi: 10.1177/0192513X211030921.
23. Yun Xing, Yongmei Hua, Jian-Zhong Zhu. Higher education and family background: Which really matters to individual’s socioeconomic status development in China // International journal of educational development. 2021. Vol. 81. P. 102334. doi: 10.1016/j.ijedudev.2020.102334.
24. Zhang Xin. Research on the Cognition and Inheritance of Chinese Traditional Culture by College Students and Teachers // Proceedings of the 2sup>nd</sup> International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2019). 2019. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iserss-19/125911090
25. Zhao Wen. Transformation in teaching of Chinese teachers blending western and Chinese education approaches for orphan children in China // Public Access Theses and Dissertations from the College of Education and Human Sciences. 2007. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/cehsdiss/181 (accessed: 10. 11. 2022).
26. 李 艳. 儒家文化对当代家庭教育的影响 // 教育发展研究. 2021. Vol. 9, no. 1. 237-238 页. URL: https://cn.usp-pl.com/index.php/jyfzyj/article/view/54225/54096.
27. 骆 风 贺国强. 对于中国家庭教育指标体系的理论探索 // International Journal of Progressive Education. 2005. Vol. 1, no. 1. Pp. 1-20.
28. 孙云晓:中国家庭教育的现状与特点 // Sun Yunxiao Studio (syxedu). 2021. Available at: https://new.qq.com/rain/a/20210111A0180V00 (accessed: 12. 10. 2022).
29. 王天仁,王穎茹. 中華傳統家庭文化的精華與傳承—兼論現代家庭建設的目標與方針 // 文教基金会"人类新文明". 2020. P. 114.
30. 王伟, 王娟娟, 张娉婷. 论中国传统家庭教育思想及其现代价值 // 智库时代. 2019. No. 48. P. 2.
31. 王晓雅. 从“虎妈狼爸”看中国传统家庭教育观及其反思 // 基础教育.上海. 2018. P. 3.
32. 尹康平, 邢妍. 浅论中国传统家庭教育思想 // 保山学院学报. 1997. No. 16. Pp. 9-14.
33. 郁琴芳. 家庭教育研究近三十年的发展特点与趋势 // 上海市教育科学研究院普通教育研 究所 P. 1-7.
34. 张春泥 谢 宇. 家庭结构变迁与社会分层(上篇):研究视角的融合/ 中华女子学院学报 // Journal of China Women’s University. 2022. No.5. P. 9.