Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование информационно-коммуникационной компетентности преподавателя русского языка как иностранного при обучении филологическим дисциплинам

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-5

Аннотация

  Введение. Одной из ключевых профессиональных компетенций преподавателя русского языка как иностранного является информационно-коммуникационная. С этой точки зрения представляется значимым изучение способов ее формирования. Наряду с учебными дисциплинами, задачей которых является непосредственное включение студентов в цифровую педагогику, огромную роль в совершенствовании IT-культуры будущего преподавателя играют филологические и методические дисциплины, позволяющие студентам на практике познакомиться с методикой использования информационно-коммуникативных технологий. Полученный опыт может быть транслируем ими в собственной профессиональной деятельности.
   Материалы и методы. В ходе выполнения исследования применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, научная теоретизация. Ключевыми понятиями, используемыми в работе, являются «цифровая педагогика», «сквозные технологии»,  «мобильное обучение»,  «информационно-коммуникационная компетентность».
   Результаты  исследования.  Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя русского языка как иностранного понимается как совокупность системных научных знаний, умений и навыков, в основе которых лежат освоение инструментов информационно-коммуникативных и сквозных технологий и умение их применять в своей профессионально-педагогической деятельности. Филологические дисциплины образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратуры в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (44. 03. 01 «Русский язык как иностранный» и 44. 04. 01 «Преподавание русского языка как иностранного») способствуют формированию умения работать с технологиями больших данных, AR- и VR-реальностью, искусственныминтеллектом, беспроводными и мобильными  технологиями. Результатом сформированности профессиональных навыков в использовании технологий цифровой педагогики стали успешно защищенные выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров, выступления с докладами на конференциях различных уровней.
   Обсуждение и заключения. Преподаватель русского языка как иностранного должен владеть информационно-коммуникационной компетенцией, которая позволит организовать процесс обучения с использованием сквозных технологий, сделав его личностно ориентированным, мобильным. Дисциплины филологического цикла, в которых цифровое пространство является еще и объектом изучения, позволят студентам сформировать представление о его лингводидактическом потенциале и дадут возможность творческого преобразования полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

Об авторах

А. Д. Комышкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Анна Дмитриевна Комышкова, кандидат филологических наук, доцент

кафедра русского языка и культуры речи

Нижний Новгород

Researcher ID: V-5359-2018

SPIN-code: 8177-4732



А. Л. Латухина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Анна Леонидовна Латухина, кандидат филологических наук, доцент

кафедра русской и зарубежной филологии

Нижний Новгород

Researcher ID: O-1465-2018

SPIN-code: 1590-9730



Ю. А. Маринина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Юлия Анатольевна Маринина, кандидат филологических наук, доцент

кафедра русской и зарубежной филологии

Нижний Новгород

Researcher ID: M-7257-2013

SPIN-code: 8113-6939



Список литературы

1. Барахсанова Е. А. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности бакалавров – будущих педагогов в условиях двуязычия / Е. А. Барахсанова, В. А. Варламова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 68-71. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35160 (дата обращения: 23. 10. 2022).

2. Басова А. И. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного / А. И. Басова, Е. Л. Хапулькова // Профессиональная коммуникативная личность в институциональных дискурсах: тезисы докладов международного круглого стола. (Минск, 22-23 марта 2018 г.) / редкол.: О. В. Лущинская (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2018. – С. 132-135. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193673/1/132-135.pdf (дата обращения: 23. 10. 2022).

3. Бовтенко М. А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка / М. А. Ботвенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 244 с.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М. Е. Вайндорф-Сысоева, В. В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1249/839 (дата обращения: 23. 10. 2022).

5. Воронина Д. К. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы / Д. К. Воронина, А. Н. Шамов // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 5. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1306/885 (дата обращения: 23. 10. 2022).

6. Гудкова Л. В. Использование платформы Zoom в процессе обучения иностранному языку в средней школе и вузе / Л. В. Гудкова // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2021. – № 2 (40). – С. 3-6.

7. Гудкова Л. В. Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов-бакалавров / Л. В. Гудкова, Н. Н. Прохоров // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1337/895 (дата обращения: 23. 10. 2022).

8. Латухина А. Л. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход / А. Л. Латухина, Ю. А. Маринина // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8, № 4. – С. 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1148/814 (дата обращения: 23. 10. 2022).

9. Лебедева Т. Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т. Н. Лебедева [и др.] // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 6. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1321/898 (дата обращения: 23. 10. 2022).

10. Леонтьева Л. А. Модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в процессе обучения иностранному языку / Л. А. Леонтьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-preemstvennogo-formirovaniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 23. 10. 2022).

11. Махаева Р. С. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного на современном этапе развития иноязычного образования / Р. С. Махаева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 2. – Том 9. doi: 10.15862/39PDMN221.

12. Миллер В. В. Интернет-технологии как эффективный способ формирования коммуникативной компетентности студентов / В. В. Миллер // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2010. – С. 1465-1472.

13. Митрофанова И. И. Формирование профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного в условиях цифровизации образования / И. И. Митрофанова, Ж. А. Жеребцова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 3 (103). – С. 256-264. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23. 10. 2022).

14. Можаева Г. В. Исследование эффективности моделей сопровождения массовых открытых онлайн-курсов / Г. В. Можаева [и др.] // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 458. – C. 211-222. doi: 10.17223/15617793/458/26.

15. Низовая И. Ю. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного в области информационно-коммуникационных технологий / И. Ю. Низовая // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – Т. 8, № 10-1. – С. 138-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentsiya-prepodavatelya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-oblasti-informatsionno-kommunikatsionnyh/viewer (дата обращения: 23. 10. 2022).

16. Павлова Е. А. Использование онлайн-ресурсов для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей английского языка / Е. А. Павлова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2017. – № 3. – C. 43-48. URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49535/ru_RU (дата обращения: 23. 10. 2022).

17. Переходько И. В. Интерактивные формы обучения иностранному языку в системе профессионального образования / И. В. Переходько // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2010. – С. 1465-1472. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/20.pdf (дата обращения: 23. 10. 2022).

18. Прохоров Н. Н. Онлайн-инструменты на занятиях иностранного языка в вузе / Н. Н. Прохоров // Наука и образование в современном вузе: вектор развития : сборник материалов научно-практической конференции. – Шуя, 2020. – С. 139-141.

19. Сдобняков В. В. Трансформация педагогического университета в контексте глобальной научно-образовательной повестки / В. В. Сдобняков // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (17-18 ноября 2021г.). – Н. Новгород: Мининский университет, 2021. – С. 6-11.

20. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. – Париж, 2011. – 95 с.

21. Титова С. В. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза / С. В. Титова, О. Ю. Самойленко // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22, вып. 3. – С. 39-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentsii-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 23. 10. 2022).

22. Федорова Е. А. Цифровая грамотность как ключевая компетенция будущего / Е. А. Федорова // Наука Online. – 2019. – № 2 (7). – С. 77-81. URL: http://nauka-online.ru/wp-content/uploads/2019/07/nauka_online_7_1-78-82.pdf (дата обращения: 23. 10. 2022).

23. Фролова С. В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С. В. Фролова // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300 (дата обращения: 23. 10. 2022).

24. Хряпова А. Е. Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / А. Е. Хряпова // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации : Якаевские чтения – 2020. – Краснодар: Академия, 2020. – С 137-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44513704 (дата обращения: 23. 10. 2022).

25. Шибко Н. Л. Профессиональная компетенция преподавателя РКИ: проблема определения, содержания, структуры / Н. Л. Шибко ; редкол.: И. Н. Потапов (отв. ред.) [и др.] // Русский язык − первый язык общения в космосе: материалы Международной научно-практической конференции (Витебск, 18−19 декабря 2007 г.). – Витебск, 2007. – С. 149−155. URL: https://speakrussian.by/wp-content/uploads/2014/02/SHibko-N.L.-Professionalnaya-kompetentsiya-Vitebsk-2007.doc.pdf (дата обращения: 23. 10. 2022).

26. Шипелевич Л. Личность преподавателя РКИ в эпоху интернета / Л. Шипелевич // Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. – Москва: РУДН, 2017. – С. 49-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973535 (дата обращения: 23. 10. 2022).

27. Яковлева Т. С. Информационные технологии в изучении и преподавании русского языка как иностранного / Т. С. Яковлева // Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. – Москва: РУДН, 2017. – С. 522-526. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973607 (дата обращения: 23. 10. 2022).

28. Balandina I., Lebedeva T., Milyutina A., Moskvitina T., Shefer O., Shiganova G., Yuzdova L. Formation of IT competency while teaching school students // ICERI 2020 (13th annual International Conference of Education, Research and Innovation). Valencia, SPAIN: ICERI. 2020. Pp. 9644-9649. DOI: 10.21125/iceri.2020.2154.

29. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/DigComp-2.1%3A-The-Digital-Competence-Framework-for-Carretero-Vuorikari/48823585d84b3ab4f3f45493e8b543dd9212d20c.

30. Coste D., Moore D., Zarate G. (dir.) Compétence plurilingue et pluriculturelle, LFDM, Recherches et Applications, numéro spécial, Apprentissage et usage des langues dans le cadre européen. Vanves: Hachette-EDICEF, 1998.

31. Dzyuba E. M., Zakharova V. T., Ilchenko N. M., Latuhina A. L., Sheveleva T. N. Intellectual Resource as a Factor of Ensuring National and Cultural Security in the Conditions of the Training Course “Teacher of Russian as a Foreign Language” // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_54.

32. Dzyuba E. M., Ilchenko N. M., Latukhina A. L., Marinina J. A., Sheveleva T. N. National-regional component in concept of open education courses on russian as foreign language // Revista EntreLinguas, Araraquara. 2021. Vol. 7, no. 4. P. e021078. DOI: 10.29051/el.v7iesp.4.15623.

33. Guseva L. V., Koroleva E. V., Kruchinina G. A., Marinina J. A., Oladyshkina A. A. Digital Humanities: The Possibility of Using Intelligent Learning Systems in Teaching Foreign Languages // Popkova E., Sergi B. (eds) Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 129. Springer, Cham, 2020. doi: 10.1007/978-3-030-47945-9_44.

34. Harmer J. How to teach English. Pearson Education Limited, 2009. 288 p.

35. Novikov A., Novikova I., Shkvarilo K. Psychological and linguistic specifics of the foreign language acquisition by multinational university students // Language and Super-diversity: Explorations and Interrogations: Abstracts. Finland, Jyväskylä, 2013. Pp. 179-180.

36. Richards J. C., Sylvester Th., Farrell Ch. Professional development for language teachers: strategies for teacher learning. Cambridge University Press, 2005. 202 p.

37. Scrivener J. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language teaching. Third edition. Macmillan Education, 2011. Pp. 185-188.

38. Vladimirova L., Safin R., Ivanova D., Litvina T. Succeeding in Foreign Language Study: Teachers and Students Standpoints // The International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018). SHS Web Conference. 2018. Vol. 50. P. 01196. doi: 10.1051/shsconf/20185001196.


Рецензия

Просмотров: 392


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)