Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Система непрерывной профессионально-правовой подготовки курсантов в морском вузе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-3

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В морских учебных заведениях наличие системы непрерывной профессионально-правовой подготовки курсантов актуально в связи с реализацией компетентностного подхода в части формирования профессионально-правовых компетенций.

   Целью данной статьи является исследование профессиональных, личных качеств курсанта, влияющих на его профессионально-правовую компетенцию и готовность к профессионально-правовой деятельности после окончания вуза.

   Представляют интерес критерии и индикаторы поведения для оценки профессиональных, личных качеств курсанта. Полученные сведения по итогам проведенной экспериментальной работы по апробации и практической реализации системы позволяют оценить уровни формирования профессионально-правовых компетенций, что указывает на ее результативность.

   Материалы и методы. В эксперименте принимали участие курсанты 1, 3, 5 курсов специальности «Судовождение» в количестве 150 человек. В качестве метода статистической обработки применен U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U test). Оценка уровней сформированности компетенций осуществлялась методами анкетирования, тестирования, опросов, разработанными авторами на основе методики Н. П. Фетискина, Г. М. Мануйлова. Описание уровня каждой личностной профессионально-правовой компетенции включало отличительные характеристики и описание их проявлений в поведении курсанта, так называемых поведенческих индикаторов.
   Результаты исследования. По результатам анкетного опроса выявлено, что готовность курсантов к профессионально-правовой деятельности не всегда соответствует установленным требованиям. Так, общий уровень правовой компетенции выпускника морского вуза – 24 % от 50 человек опрошенных, то есть 12 человек. Реализация предложенной авторами системы непрерывной профессионально-правовой подготовки курсантов в морском вузе позволяет не только определить содержание правовых дисциплин, но и внедрить новые формы, методы, средства обучения, разработать критерии и поведенческие индикаторы для оценки профессиональных, личных качеств курсанта, влияющие на его профессионально-правовую компетенцию.
   Обсуждение и заключения. Результаты исследования в морском вузе по итогам проведенной экспериментальной работы по апробации и практической реализации системы позволяют оценить уровни формирования профессионально-правовых компетенций, что указывает на ее результативность.

Об авторах

Н. Ю. Бугакова
Калининградский государственный технический университет
Россия

Нина Юрьевна Бугакова, доктор педагогических наук, профессор

Калининград



А. В. Грунтов
Калининградский государственный технический университет
Россия

Александр Владимирович Грунтов, старший преподаватель

кафедра судовождения и безопасности производства

Калининград



Список литературы

1. Бокарева Г. А. Философия дидактики: избранное, опыт научной школы / Г. А. Бокарева. – Калининград: Страж Балтики, 2016. – 322 с.

2. Бугакова Н. Ю. Проектирование образовательной программы по подготовке специалистов технического профиля / Н. Ю. Бугакова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2018. – № 2 (44). – С. 7-11.

3. Бугакова Н. Ю. Оценка результативности дидактической модели формирования правовой экологической грамотности студентов технического вуза / Н. Ю. Бугакова, В. К. Пельменев, И. В. Титова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 68-79. DOI: 10.32744/PSE.2019.1.5.

4. Бударина А. О. Формирование компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского языка и литературы / А. О. Бударина, Г. А. Гущина, Е. А. Торпакова //Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4 (52). – С. 160-174. DOI: 10.32744/PSE.2021.4.11.

5. Грунтов А. В. Проблема анализа требований ФГОС, профессиональных стандартов и Международной конвенции к профессионально-правовой подготовке курсантов в морском вузе / А. В. Грунтов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 195-198.

6. Грунтов А. В. Формирование готовности курсантов-судоводителей к профессионально-правовой деятельности / А. В. Грунтов // Балтийский морской форум: материалы IX Международного Балтийского морского форума 4-9 октября 2021 года: в 6 томах. Т. 6: Инновации в профессиональном, общем и дополнительном образовании / А. В. Грунтов. – Калининград: БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2021. – С. 28-31. 1 CD-ROM.

7. Даниленкова В. А. Исследование уровня правовой грамотности преподавателей и студентов в экологической образовательной среде / В. А. Даниленкова, И. В. Титова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). – 2017. – № 3 (41). – С. 58-62.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. –. Москва: Академия, 2009. – 384 с.

9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 7-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 12. 04. 2022).

10. Зорченко Н. К. Мотивация к профессиональной деятельности морских специалистов: монография / Н. К. Зорченко, В. К. Пельменев, Н. Ю. Бугакова. – Калининград: БГАРФ, 2018. – 161 с.

11. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под научной редакцией И. Ю. Тархановой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 383 с.

12. Козлова И. Г. Педагогическая диагностика как средство реализации индивидуального образовательного маршрута / И. Г. Козлова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 129-135.

13. Лизунков В. Г. Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития / В. Г. Лизунков, Е. В. Полицинская, Е. Ю. Малушко // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 2 (50). – С. 145-161. DOI: 10.32744/pse.2021.2.10.

14. Методика диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) // Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004. – С. 151-154.

15. Письменный М. Н. Конвенционная подготовка судоводителей морских судов / М. Н. Письменный. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2009. – 254 с.

16. Сивицкий В. Г. Психодиагностика: учебное пособие / В. Г. Сивицкий. – Минск: ЗАО «ВЕДЫ», 2003. – 46 с.

17. Синкина Е. А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика: монография / Е. А. Синкина, О. В. Тарасюк, А. М. Ханов. –Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. – 146 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23808/1/978-5-8050-0625-9_2017.pdf (дата обращения: 12. 04. 2022).

18. Солодянкина О. В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты): учебное пособие / О. В. Солодянкина. – Ижевск: Удмуртский университет, 2015. – 70 с.

19. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Тенищева. – Москва, 2008. – 399 с.

20. Титова И. В. Дидактическая модель формирования правовой грамотности студентов технического вуза в условиях экологической образовательной среды / И. В. Титова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 7.3 (22). – С. 85-90.

21. Фокина О. С. Диагностика уровня сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза –будущих экономистов / О. С. Фокина // Педагогические науки. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). – 2015. – № 4 (13). – С. 144-148.

22. Aoudia M. Assessment of Higher Education Quality by Using Cohort of First-year in University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. Pp. 330-335. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.310.

23. Dinning T. Articulating entrepreneurial competencies in the undergraduate curricular // Education and Training. 2019. Vol. 61 (4). Pp. 432-444. URL: https://www.researchgate.net/publication/332068584_Articulating_entrepreneurial_competencies_in_the_undergraduate_curricular.

24. Moder K. Statistical Training for a Large Number of Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 228. Pp. 3-10. doi: 10.1016/j.sbspro.2016.07.001.

25. Mora-Luis C. E., Martin-Gutierrez J. Changing educational processes, learning and teaching in engineering education // Eurasian Journal of Mathematics, Science and Technological Education. 2020. Vol. 16 (3). Article no. em1828. doi: 10.29333/ejmste/116034.

26. MSc and PhD in Maritime Affairs taught in Malmö. WMU (World Maritime University). 2015. Available at: https://www.wmu.se/programmes/msc-malmo (accessed: 12. 04. 2022).

27. Paunescu S., Lepik K. L., Spencer N. (ed.) Social innovations in higher education. Innovation, technology and knowledge management. Springer, Cham, 2022. doi: 10.1007/978-3-030-84044-0.

28. Perig A. V. Didactic, student-oriented approaches to more effective teaching of the basics of scientific research in the digital era of scientometrics // Eurasian Journal of Mathematics, Science and Technological Education. 2018. Vol. 14 (12). doi: 10.29333/ejmste/97188.

29. Rychen D. S., Salganik L. H. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Göttingen: Hogrefe & Huber Publishers, 2006. 332 p.

30. Strauti G., Dumitrash V.-M., Taucean I. M. Entrepreneurial competencies in the curriculum of economic engineering in Romania // Procedures – Social and Behavioral Sciences. 2018. Vol. 238. Pp. 737-742. DOI: doi: 10.1016/j.sbspro.2018.04.057.

31. Vronka-Pospekh M. The identification of skills and competencies for effective management in social enterprises. A managerial perspective // Management. 2016. Vol. 20 (1). URL: https://www.researchgate.net/publication/303908507_The_identification_of_skills_and_competencies_for_effective_management_in_social_enterprises_A_managerial_perspective.

32. Wiek A., Bernstein M. J., Foley R. W., Cohen M., Forrest N., Kuzdas Ch., Kay B., Keeler L. W. Operationalizing Competencies in Higher Education for Sustainable Development // Barth M., Michelsen G., Rickmann M., Thomas J. (eds) Routledge Handbook of Higher Education for Sustainable Development. London, 2015. doi: 10.4324/9781315852249.

33. Yeratziotis A., Aadland T., Brandshaug S. W., Mettouris C., Vanezi E., Papadopoulos G. A. Design of a Social Innovation Competence Framework to Educate Entrepreneurs in Developing on the International Stage // Păunescu C., Lepik K. L., Spencer N. (eds) Social Innovation in Higher Education. Innovation, Technology, and Knowledge Management. Springer, Cham, 2022. doi: 10.1007/978-3-030-84044-0_5.


Рецензия

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)