Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-11

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В статье представлен анализ проблемы аксиологизации подготовки педагогов в вузе в условиях реформирования педагогического образования и на фоне аксиологического кризиса. От ценностных установок и ценностного отношения к профессии, от ориентаций выпускников педвузов сегодня зависит результат воспитания подрастающего поколения завтра и, соответственно, будущее нашей страны. Актуальность исследования данной проблемы в  методологическом контексте обусловлена необходимостью методологической рефлексии имеющихся научных разработок с целью выявления аксиологических ориентиров подготовки педагогов в вузе в контексте требований методологии аксиологического подхода.
   Материалы и методы. Осуществлен анализ выборки авторефератов диссертаций по педагогике в количестве 125 из общего массива 8400 (электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – dissercat.com – научная библиотека «Наука / Педагогика» – www.nauka-pedagogika.com ), в темах которых заявлены аксиологические проблемы подготовки будущих педагогов в вузе за период 1990-2022 гг. Предпринятое исследование осуществлялось на базе методологии аксиологического подхода, его основных функций и инструментов. Выделено 2 аспекта изучения и анализа исследовательских материалов: проблематика и исследовательский инструментарий.
   Результаты исследования. Выявлены тенденции в выборе исследовательской проблематики и качества использования инструментов аксиологического подхода. Раскрыты особенности исследований аксиологических ориентиров системы подготовки будущих педагогов в вузе на различных этапах реформирования системы педагогического образования. Сформулированы перспективные направления аксиологизации педагогического образования.
   Обсуждение и заключения. На основе анализа полученных данных сделан вывод о наличии значительной теоретико-методологической базы для аксиологизации образовательного процесса и воспитательной деятельности в вузах при подготовке современных педагогов. Выявлены два класса проблем, требующих разрешения: проблемы реализации аксиологического подхода в педагогике, связанные с необходимостью понимания сущности, роли и значения аксиологического подхода, его основных категорий, содержания и механизмов его действия; проблемы аксиологизации педагогического образования в прикладных исследованиях.

Об авторе

Л. А. Шипилина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Людмила Андреевна Шипилина, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления

Омск



Список литературы

1. Алексюк Ю. О. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель – студент» в цифровой среде вуза / Ю. О. Алексюк, В. В. Мороз // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 1 (224). – С. 63-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativno-tsennostnoe-vzaimodeystvie-prepodavatel-student-v-tsifrovoy-srede-vuza.

2. Асадуллин Р. М. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи современной педагогической мысли / Р. М. Асадуллин, О. В. Фролов // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 2. – С. 9-31. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-9-31.

3. Асташова Н. А. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования / Н. А. Асташова, А. Б. Бондырева, А. П. Сманцер // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 7. – С. 32-67. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-32-67.

4. Беляев Ю. Б. Разрывы между профессиональной подготовкой студентов к воспитательной деятельности и практикой образовательной действительности / Ю. Б.Беляев, А. Б. Беляева, В. М. Лизинский // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 1 (58). – С. 87-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38497464 (дата обращения: 10. 04. 2022).

5. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании / В. И. Загвязинский // Образование и наука. – 2015. – № 5 (124). – С. 4-14. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/413.

6. Калина И. И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: монография / И. И. Калина. – Москва: Дрофа, 2011. – 304 с.

7. Калина И. И. Высокоэффективная образовательная система: основания и признаки / И. И. Калина // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 4. – С. 9-17. https://cyberleninka.ru/article/n/vysokoeffektivnaya-obrazovatelnaya-sistema-osnovaniya-i-priznaki.

8. Калинин А. В. Формирование ценностно-смысловых компетенций студентов средствами предметного содержания / А. В. Калинин, Н. В. Власова, Ю. В. Ерошенко // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (273). – С. 68-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27674591 (дата обращения: 06. 04. 2022).

9. Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования А. В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 1 1(51). – С. 6-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26168555 (дата обращения: 09. 04. 2022).

10. Кирьякова А. В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете / А. В. Кирьякова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 3 (70). – С. 11-19. DOI: 10.21510/1817-3292-2017-3-11-19.

11. Кирьякова А. В. Аксиология креативности: монография : 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз. – Оренбург: Университет, 2019. – 232 с.

12. Косыгина Е. А. Система духовно-нравственных ценностей будущих педагогов / Е. А. Косыгина, Н. Г. Отт // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (155). – С. 38-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45636185 (дата обращения: 10. 04. 2022).

13. Ледовская Т. В. Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования / Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, А. М. Ходырев // Вестник Костромского государственного университета. – Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25, № 1. – С. 116-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525963 (дата обращения: 10. 04. 2022).

14. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования / А. В. Лубков // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 3. – С.36-53. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54.

15. Маслов С. И. Аксиологическая компетентность и ее функции в профессиональной подготовке педагогов / С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 7-1 (12). С. 38-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28385496 (дата обращения: 3. 04. 2022).

16. Мороз В. В. Развитие креативности студентов в процессе креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель – студент» / В. В. Мороз, Н. С. Сахарова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 6 (218). – С. 61-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36915158 (дата обращения: 05. 04. 2022).

17. Мосиенко Л. В. Реализация концепции ценностного самоопределения студентов в пространстве молодежной субкультуры: монография / Л. В. Мосиенко. – Оренбург: ОГУ, 2015. – 227 с.

18. Насретдинова Р. Р. Педагогическая аксиология и инноватика в период пандемии / Р. Р. Насретдинова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2020. – № 4. – С. 132-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44552127 (дата обращения 11. 04. 2022).

19. Ольховая Т. А. Аксиология образования: прикладные исследования в педагогике: монография / Т. А. Ольховая, А. В. Кирьякова, И. Д. Белоновская. – Москва: Флинта, 2021. – 294 с.

20. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / под ред. Н. А. Асташовой. – Брянск: ГК «Десяточка», 2013. – 300 с. (Научные школы).

21. Петрусевич А. А. Социально-активная позиция студентов как характеристика ценностно-смысловой сферы личности / А. А. Петрусевич // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2021. – № 3 (32). – С. 145-149. DOI: 10.36809/2309-9380-2021-33-145-149.

22. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества / А. М. Ходырев [и др.] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26, № 4. – С. 5-13. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13.

23. Роберт И. В. Развитие аксиологии образования периода цифровой трансформации / И. В. Роберт // Человеческий капитал. – 2021. – Т. 2, № 12 (156). – С. 9-14. DOI: 10.25629/HC.2021.12.35.

24. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова [и др.] // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 32-38. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10004.

25. Ценности педагогического образования: История и современное состояние: монография / под науч. ред. А. М. Ходырева. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. – 175 с.

26. Шепилова Н. А. Аксиологический подход в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе / Н. А. Шипилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 556-560. URL: https://e-koncept.ru/2016/96017.htm (дата обращения: 10. 04. 2022).

27. Южанинова Е. Р. Ценностное самоопределение студентов вуза в аксиосфере интернета как педагогическая проблема / Е. Р. Южанинова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 2 (151). – С. 288-293. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18959858 (дата обращения: 05. 04. 2022).

28. Яковлев Е. В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 3. – С. 85-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15628981 (дата обращения 09. 04. 2022).

29. Carr D. Personal and professional values in teaching // Lovat T., Toomey R., Clement N. (eds.) International research handbook on values education and student wellbeing. Springer, Dordrecht, 2010. Pp. 63-74. DOI: 10.1007/978-90-481-8675-4_4.

30. Hawkes N. Values Education: a Pedagogical Imperative for Student Wellbeing // Educational Research International. 2013. Vol. 2, no. 2. Pp. 1-6. Available at: http://paper.researchbib.com/view/paper/9595 (accessed: 10. 04. 2022).

31. Herzmann P., König J. Lehrerberuf und Lehrerbildung. Bad Heilbrunn Julius Klinkhardt Verlag. Stuttgart: Klinkhardt, 2016. 208 S. Available at: https://www.pedocs.de/volltexte/2019/16731/pdf/EWR_2016_1_Drahmann_Rezension_Herzmann_Koenig_Lehrerberuf_und_Lehrerbildung.pdf (accessed: 11. 04. 2022).


Рецензия

Просмотров: 206


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)