Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-2
Аннотация
Введение. Индивидуализация процесса образования является сегодня одним из приоритетных направлений преобразования системы высшего образования, которая предполагает создание условий для реализации образовательных возможностей обучающихся, их академической мобильности, проектирования индивидуальной образовательной траектории, т.е., с одной стороны, служит инструментом выполнения государственного заказа в формировании конкурентоспособного специалиста, а с другой – позволяет максимально ориентировать образование на личность обучающегося.
Материалы и методы. Рассматриваются отечественные и зарубежные материалы исследований, направленных на проблемы организации и реализации индивидуализации процесса обучения. В работе применяются методы анализа научной литературы, анкетирования, анализа, обобщения и систематизации данных.
Результаты исследования. Авторы определили и описали основные тенденции развития индивидуализации образовательного процесса, соотношение понятий «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория». Проводится сравнительный анализ результатов анкетирования педагогических работников и студентов по проблеме индивидуализации образования, а также выделяются основные модели индивидуализации образовательного процесса.
Обсуждение и заключения. В качестве вызовов для индивидуализации образовательного процесса высшего педагогического образования авторы видят преодоление «цифрового разрыва», возникающего из-за неравенства в доступе к цифровым инструментам между субъектами образовательного пространства вуза, а также регионами и странами; обновление целей и содержания образования, а также форм, методов и технологий организации образовательного процесса; изменение подходов и инструментов к оцениванию компетенций и образовательных результатов у обучающихся в ходе освоения индивидуального образовательного маршрута; смена ролей у субъектов образовательного процесса.
Об авторах
Р. У. АрифулинаРоссия
Арифулина Рамиля Умяровна – кандидат педагогических наук, доцент
Researcher ID J-2134-2017
Нижний Новгород
О. А. Катушенко
Россия
Катушенко Ольга Александровна – преподаватель
Нижний Новгород
Список литературы
1. Аксёнов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А., Сергеева Т.Н., Романовская Л.В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. №1(49). С. 24-43.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций). М., 1998.
3. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НВГУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-individualnoy-obrazovatelnoy-traektoriiobucheniya-bakalavrov (дата обращения: 07.06.2021).
4. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. №2. С. 3-11.
5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
6. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-studenta-podhody-kraskrytiyu-ponyatiya (дата обращения: 07.06.2021).
7. Основной тренд в образовании – это цифровая революция. URL: https://www.hse.ru/news/community/213952252.html (дата обращения: 07.06.2021).
8. Педагогическая энциклопедия. М., 1999. Т.2.
9. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. №5. С. 65-71.
10. Петрухина О.А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. №3(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-individualizatsii-obucheniyastudentov-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 20.04.2021).
11. Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2005 года №215 о перечне образовательных учреждений высшего профессионального образования, участвующих с 1 сентября 2005 года в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц. URL: https://docs.cntd.ru/document/901945822?marker=65E0IS (дата обращения: 07.06.2021).
12. Пруель Н.А. Институциональные проблемы интеграции отечественных вузов в Европейское образовательное пространство // Социальные проблемы. 2008. №1.
13. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. №4. С. 10-25.
14. Спирина Т. А., Сагоякова Н. Ф. Зарубежный и отечественный опыт индивидуализации обучения в высшей школе // МНКО. 2014. №3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt-individualizatsiiobucheniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 20.04.2021).
15. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. СПб, 1999.
16. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.05.2021).
18. Grant P., Basye D. Personalized Learning: A Guide for Engaging Students with Technology. Eugene, Oregon, Washington, DC, 2014. 194 p. Available at: https://www.intel.com/content/dam/www/public/us/en/documents/education/k12-personalizedlearning-guidebook.pdf (accessed: 07.06.2021).
19. National Center on Universal Design for Learning (UDL). Available at: https://udlguidelines.cast.org/ (accessed: 07.06.2021).
20. Tomlinson C.A., Allan S.D. Understanding differentiated instruction: Building a foundation for leadership. Leadership for differentiating schools & classrooms. 2000. Available at: www.ascd.org/publications/books/100216/chapters/Understanding-Differentiated-Instruction@-Building-a-Foundation-for-Leadership.aspx (accessed: 07.06.2021).
21. Weber G. The cult of individualized instruction // Educational Leadership. 1977. Vol. 34(5). Pp. 326-329.