СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
Аннотация
Введение: статья посвящена современным средствам и технологиям оценивания результатов обучения. Как показывают авторы статьи, в последнее время оценивание результатов обучения неразрывно связано с качеством предоставляемого учебным учреждением образования. Отмечается, что на сегодняшний день не существует единой трактовки понятия «качество образования». Из-за внедрения компетентностного подхода у выпускников теперь формируется не просто определенный объем знаний и умений, а способность ими пользоваться, применять полученный опыт на практике, поэтому современное оценивание должно быть принципиально новым и отличаться от традиционных методов.
Материалы и методы: в статье определены особенности системы оценки компетенций. Установлены базовые положения методологии оценивания. На их основе мы выделили компоненты модели системы автоматизированного оценивания профессиональных компетенций. Выделили принципы построения модели оценивания компетенций.
Результаты: в статье проведен анализ существующих современных средств оценивания. Среди них были выделены способы, характерные для аутентичного подхода, а также преимущества использования электронной платформы Moodle для проведения процедуры оценки. Рассматривается новая система оценки качества образовательного процесса – балльно-рейтинговая система оценки результатов работы обучающего.
Обсуждение и заключения: в статье обсуждаются существующие средства и технологии оценивания результатов обучения, которые имеют множество преимуществ. Их совместное использование позволяет максимально упростить процесс оценки, сделать его более удобным и интенсивным. Предложенные рекомендации по оценке образовательных результатов способствуют не только корректному оцениванию результатов образования, но и постоянному проведению мониторинга освоения профессиональных компетенций.
Об авторах
Ж. В. СмирноваРоссия
Смирнова Жанна Венедиктовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования
О. Г. Красикова
Россия
Красикова Ольга Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи
Список литературы
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-1. С. 3-9.
2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13, №4. С. 11-14.
3. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С.5.
4. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования: электронный ресурс // Вестник Мининского университета. 2014. №4(6). URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_de (дата обращения: 07.06.2018).
5. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.
6. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С.2.
7. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // «…И помнит мир спасенный…»: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2 т. / под ред. Н.С. Яшина. 2015. С. 74-75.
8. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.
9. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций // Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.
10. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Итоговая государственная аттестация как способ комплексной оценки компетенций // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 74-77.
11. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 4(21). С.3.
12. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография. Н. Новгород, 2013. 186 с.
13. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6.
14. Egorova A., Yaschkova E., Sineva N., Schkunova A., Semenov S. & Klyueva Y. Mapping of Losses within Organization of Service Activity for Effective Use of Equipment // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Pp. 11819-11830. Available at: http://www.ijese.net/makale/1640 (accessed: 07.06.2018).
15. Emigh W.C., Herring S.C. Collaborative Authoring on the Web: A Genre Analysis of Online Encyclopedias // Proceedings of the Thirty-Eighth Hawai'i International Conference on System Sciences (HICSS-38). Los Alamitos, 2005. Pp. 1-10. Available at: http://info.ils.indiana.edu/~herring/wiki.pdf (accessed: 07.06.2018).
16. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.
17. Filippova N. The Formation of Information Culture of Senior Pupils in the Process of Professional Training by Means of Case Technology. Available at: https://otik.uk.zcu.cz/bitstream/11025/21431/1/Filippova.pdf (accessed: 07.06.2018).
18. Fischer G. Social Creativity and Cultures of Participation. Helsinki, 2009. Available at: https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/15933/Fischerslides-helsinki-v1.pdf?sequence=3 (accessed: 07.06.2018).
19. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoğlu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Špiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice. ECIL 2013. Communications in Computer and Information Science. Springer, Cham, 2013. Vol 397. DOI: 10.1007/978-3-319-03919-0_33.
20. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Prоcessing. 2014. Vol. 41, no. 3. DOI: 10.3103/S0147688214030034.
21. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 04.07.2018).
22. Richardson W. Blogs, Wikis, Podcasts, and Other Powerful Web Tools for Classrooms. Thousand Oaks, California: Corwin Press, 2010. 184 p.
23. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Design and Distance Learning. 2005. Vol. 2, no. 1. Available at: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm (accessed: 30.06.2018).
24. Smirnova Zh., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M. & Gladkova M. Estimation of Educational Results of the Bachelor’s Programme Students // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3469-3475. Available at: http://www.iejme.com/article/estimation-of-educational-results-of-the-bachelors-programme-students (accessed: 30.06.2018).
25. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The Role of Students’ Classroom Independent Work in Higher Educational Institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i22/95568
26. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow, 2013. 194 p. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214730.pdf (accessed: 30.06.2018).
27. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers (2011). Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475e.pdf (accessed: 30.06.2018).
28. Vaganova O.I., Medvedeva T.Yu., Kirdyanova E.R., Kazantseva G.A. & Karpukova A.A. Innovative Approaches to Assessment of Results of Higher School Students Training // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 13. Pp. 6246-6254. Available at: http://www.ijese.net/makale/793 (accessed: 30.06.2018).
29. Vinоkur A.I. Information Technologies in Culture and Education: Image Processing Issues // Mоdern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: 10.5539/mas.v9n5p314
30. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Zh.V. & Kolosova T.V. Development of Innovative Business Model of Modern Manager’s Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4650-4659. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1114829 (accessed: 30.06.2018).
31. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. Training of a geography teacher in the process of getting master's degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: Theory and methodological experience // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 15. Pp. 559-571.