Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИСТОЧНИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ О СЕМЬЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема основных источников представлений современных подростков о семье. Указывается особая роль факторов и источников, влияющих на становление представлений подростков о семейной жизни, их значение при планировании развивающей работы по конструированию образа будущей семьи и выстраивания семейных отношений. Рассматриваются результаты опроса девочек и мальчиков старшего подросткового возраста, позволяющие определить степень субъективной значимости для самих подростков различного рода источников информации о семейной жизни и внутрисемейных отношениях. Отмечено, что ведущая для подросткового возраста деятельность интимно-личностного общения со сверстниками становится вторичным источником их представлений о семье. Предложен анализ влияния современной социальной ситуации развития на становление представлений о семье в старшем подростковом возрасте.

Об авторах

Л. Семенова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии, 

Нижний Новгород



Е. А. Урусова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

аспирант кафедры классической и практической психологии, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: Горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. №5. С. 103-120.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

3. Баева И.А. Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры) // На пороге взросления: сборник научных статей / под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А.Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 36-48.

4. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. М., 2013. 313 с.

5. Гапонова С.А., Сивкова М.Б. Особенности положения в классном коллективе подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями // Вестник Мининского университета. 2013. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2013- 05%201/Gaponova_Sivkova_3.pdf

6. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 47-56.

7. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. №2. С. 54-61.

8. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.

10. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. М., 2001. 241 с.

11. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Кто соблазнит малых сих»: СМИ против детей. Клин: «Христианская жизнь», 2006. 320 с.

12. Мелоян А. Э., Семенова Л. Э., Чевачина А. В. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей // Вестник Мининского университета. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/mediafiles /u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-10-2/Meloyan.pdf

13. Сорокина Т.Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи. Самара, 2007. 240 с.

14. Урбанович Л.Н. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности. Смоленск, 2008. 184 с.

15. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.

16. Целуйко В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2006. 287 с.

17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М.: Апрель-Пресс: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 512 с.

18. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 13-24.

19. Blossfeld, P. Life courses in the globalization process. Final Report / P.Blossfeld, H.Hofmeister. - Otto Friedrich University of Bamberg, 2005. - 322 р.

20. Воwеn, М. Family therapy in clinical practice / M.Bowen. - New York: Jason Aronson, 1993. - 589 p.

21. Burn, S.M. The Social Psychology of Gender / S.M.Burn. - New York: McGraw-Hill, 1996. - 233 p.

22. Craig, G.J. Human Development: 8th ed. / G.J.Craig, D.Baucun. - New Jersey: Prentice-Hall, 1999. - 696 p.

23. Erikson, E.H. Identity: Youth and Crisis / E.H.Erikson. - New York, 1968. - 336 p.

24. Giddens, A. Director’s lecture. Global futures at a time of transition: The future of the family / A.Giddens. - London School of Economics, 2002. - 346 р.

25. Haraven, T. Themes in the historical development of the family / Т.Haraven // R.Parke (Ed.) The family: review of child development research. - Vol. 7. - Chicago: University of Chicago Press, 1984. - 124-139 р.

26. Rice, F.P. The adolescent: development, relationships, and culture: 12th ed. / F.P.Rice, K.G.Dolgin. - Boston: Pearson / Allyn and Bacon, 2008. - 524 p.

27. Satir, V. Conjoint Family Therapy: 3d ed. / V.Satir. - Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1983. - 289 p.

28. Williams, J. Unbending gender: why family and work conflict and what to do about it / J.Williams. - New York: Oxford University Press, 2000. - 234 р.


Рецензия

Просмотров: 590


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)