Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО НАСТАВНИКА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

Полный текст:

Аннотация

В статье производится историческая реконструкция первого этапа возникновения и развития института воспитателя класса в общеобразовательных школах России. На основании анализа нормативных документов, исторических исследований и архивных источников государственных архивов Нижегородской и Рязанской областей авторы делают выводы о причинах возникновения этого института и о постепенном уменьшении его надзорных функций и усилении функций воспитательных. На примере конкретных фактов описывается первый опыт организации целенаправленной воспитательной работы в гимназиях России. Описываются разнообразные воспитательные мероприятия: общеобразовательные лекции, расширяющие кругозор учащихся в различных направлениях, экскурсии, спортивные занятия, спортивные праздники и др. На основе анализа разных источников в статье выделяются ряд факторов, стимулировавших процесс становления и развития института классных наставников в гимназиях России на рубеже XIX и XX веков.

Об авторах

E. Slepenkova
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


N. Tshetinina
vlasov-an@mail.ru
Россия


Список литературы

1. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1892-1902 / сост.С.В. Рождественский. - СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. - 785 с.

2. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа за 1871-1895 годы / сост. В. Исаенков. - М.: Типография Э. Лиснера и Ю. Романа, 1895. - 1456 с.

3. Историческая записка Рязанской первой мужской гимназии. 1804-1904. / Предисл. И.П. Попова. - Репринтное издание. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. - 360 с.

4. Бабаян, А.В. Направления деятельности воспитательной работы классных наставников (конец XIX - начало XX в.) / А.В. Бабаян // Историко-педагогический процесс в эволюции человеческого общества: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2014. - 269 с.

5. Центральный архив Нижегородской области (далее ЦАНО) Ф.520. Оп. 478. Д.1591. Л.121.

6. ЦАНО. Ф. 520. Оп. 478а. Д. 59. Л.5.

7. ЦАНО. Ф. 520. Оп. 478. Д. 1527 а. Л. 4.

8. Государственный архив Рязанской области (далее ГАРО) Ф. 609. Оп. 26. Д. 18. Л. 78 об.

9. Гуцу, Е.Г. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов / Е.Г.Гуцу, Е.В.Кочетова, И.В. Иванова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.03.2015).


Рецензия

Просмотров: 411


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)